МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Иван ГОРБЕНКО
Юрист-международник
Инструктор NAUI Tec
Втечение нескольких десятков лет международное сообщество предпринимало и продолжает предпринимать многочисленные усилия по созданию правового режима, обеспечивающего реальную охрану подводного культурного наследия. При этом следует сразу же сказать, что почти всегда эти условия порождали решительную ответную реакцию отдельных государств и физических лиц, считавших, что под угрозу ставятся их предпочтительные политические, юридические и даже экономические интересы.
Первым международным документом, в котором упоминалась (но ни в коей мере не была сформулирована) концепция подводного культурного наследия, была «Рекомендация о международных принципах, применимых к археологическим раскопкам», принятая ЮНЕСКО в 1956 году. Эта Рекомендация распространялась на «:любые исследования, направленные на обнаружение предметов археологического характера, вне зависимости от того, связаны ли эти исследования с раскопками земли или систематическим изучением ее поверхности, либо они осуществляются на дне или в недрах дна внутренних или территориальных вод Государства-члена». Рекомендации ЮНЕСКО никогда и ни для кого не были обязательными, однако игнорировать их нельзя. Они являются существенной составной частью общепринятых международно-правовых принципов, и государства - члены ЮНЕСКО обязаны относиться к ним со всей ответственностью; по возможности выполнять их и сообщать в Секретариат Организации о мерах, принятых во исполнение этих Рекомендаций.
Следует, к сожалению, отметить, что подводное культурное наследие, находящееся на континентальном шельфе (т. е. в принципе достаточно легко доступное), вообще не являлось предметом переговоров вплоть до 1979 года.
В 1977 году Совет Европы приступил в свою очередь к изучению вопросов, связанных с подводным культурным наследием. Комитет по культуре и образованию Парламентской Ассамблеи Совета Европы подготовил в 1978 году доклад «Подводное культурное наследие», в котором впервые за всю историю была сформулирована и предложена концепция подводного культурного наследия. Парламентская Ассамблея рекомендовала своему Комитету министров подготовить проект Европейской конвенции об охране подводного культурного наследия, который был завершен в 1985 году и направлен на рассмотрение Совета министров ЕС. К сожалению, проект Конвенции так и не был утвержден из-за возражений Турции против заявленной в нем «территориальной сферы применения Конвенции».
Безусловной ценностью этого европейского проекта является то, что впервые он давал еще более углубленное и детальное определение концепции «подводного культурного наследия», чем это делалось даже в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В нем, в частности, говорилось: «Для целей настоящей Конвенции все останки и предметы, а также любые иные следы существования человека, находящиеся полностью или частично в морях, озерах, реках, каналах, искусственных водоемах и иных водохранилищах, либо изъятые из указанной среды, либо выброшенные водой на берег, рассматриваются как часть подводного культурного наследия достояния и именуются впредь «подводное культурное наследие».
Совет Европы вновь обратился к этому вопросу в принятой им в 1992 году Европейской конвенции об охране археологического наследия. В соответствии с этой Конвенцией археологическим наследием считаются «:все останки и предметы, а также любые иные следы существования человека в прошлом:, находящиеся в любом районе в пределах юрисдикции Сторон».
В пояснительном же Меморандуме к Конвенции уточняется, что:
«С территориальной точки зрения «район» может совпадать с территориальным морем, прилегающей зоной, континентальным шельфом, исключительной экономической зоной».
Среди не столь уж многочисленных международных правовых актов, действующих в области охраны подводного наследия, особое место, на наш взгляд, занимает Европейская конвенция об ущербе, наносимом культурной собственности, принятая Советом Европы в 1985 году. В отличие от большинства документов такого рода, принимаемых во всемирных организациях (ООН и ее спецучреждения), решения Совета Европы носят практически обязательный характер для государств-членов. В данной Конвенции государства-члены признают свою обязательную общую ответственность и солидарность в деле охраны и защиты европейского культурного наследия и принимают обязательства по введению всех необходимых мер уголовного и административного характера по предупреждению ущерба, наносимого культурной собственности, и наказанию за его нанесение. Приводимый в Добавлении 11 весьма подробный список подлежащие охране культурной собственности включает и подводную культурную собственность. Конвенция применима ко всем видам культурной собственности, обнаруженным на дне внутренних вод и территориальных морей государств - членов СЕ, а также на дне районов открытого моря.
Огромным достижением ООН в области международного права явилось принятие Генеральной Ассамблеей в 1982 году Конвенции ООН по морскому праву, кодифицировавшей юридическую структуру прав и обязанностей государств по отношению к физической структуре дна морей и океанов. 137 государств стали участниками этой Конвенции, хотя при этом от участия в Конвенции отказалась большая группа государств, для которых подводное культурное наследие имеет особо важное значение в силу их географического положения.
В соответствии с вышеуказанной Конвенцией в мире действует следующая правовая структура:
внутренние воды;
территориальное море, ширина которого не превышает 12 морских миль; в двенадцатимильной зоне, прилегающей к территориальному морю, Государства-участники могут осуществлять контроль за соблюдением их собственного таможенного, налогового, санитарного и иммиграционного законодательств. Это пространство так и называется «прилегающая зона»;
континентальный шельф, хотя в Конвенции дается чрезвычайно сложное его определение, отступающее в силу очевидных политико-экономических причин от физической структуры морского дна. Достаточно сказать, что длина континентального шельфа, на который распространяется национальная юрисдикция некоторых государств, колеблется от нескольких до 200 морских миль, при этом глубина залегания континентального шельфа - от 50 до 550 метров. На континентальном шельфе аккумулировались следы деятельности человека в течение многих тысяч лет. На нем покоятся останки бесчисленного количества затонувших судов, доисторические поселения, ушедшие под воду города, а также другие сооружения и отдельные предметы, имеющие неоценимое значение для изучения истории человечества. И все это, безусловно, является частью подводного культурного наследия;
исключительная экономическая зона шириной в 200 морских миль, в которых за государством-участником закреплены суверенные права на водное пространство (и его ресурсы) над морским дном, в отличие от суверенных прав на определенную часть самого морского дна;
район, который представляет собой дно морей и океанов и его недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции. Район и его ресурсы являются общим достоянием всего человечества.
КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО ОБ ОХРАНЕ ПОДВОДНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (02.11.2001)
Ассоциация международного права присоединилась к общим усилиям в 1988 году, учредив Юридический комитет по культурному наследию. В 1994 году на своей 66-й Конференции в Буэнос-Айресе Ассоциация утвердила доклад Юридического Комитета, содержавший проект Конвенции об охране подводного культурного наследия, и затем направила его на рассмотрение в ЮНЕСКО. В течение нескольких лет этот проект был базой обсуждений и основой для согласования позиций государств-членов, что в конечном счете привело к принятию 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО (2 ноября 2001 года) международной Конвенции об охране подводного культурного наследия.
Значение этого документа чрезвычайно велико уже потому, что он является последним в серии международных документов, регулирующих деятельность, затрагивающую подводное культурное наследие. Проект Конвенции, подготовленный Ассоциацией международного права, обобщил и включил в себя все то, что было детально обсуждено, выработано и принято за последние почти пятьдесят лет в этой области. Конвенция состоит из 35 статей и Приложений, в которых изложены 36 «Правил, касающихся деятельности, направленной на подводное культурное наследие».
Статья 1 «Определения» раскрывает содержание концепции подводного культурного наследия.
1.(а) «Подводное культурное наследие» означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет, такие, как:
объекты, сооружения, здания, артефакты и человеческие останки вместе с их археологическим и природным окружением;
cуда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением.
Эта статья представляет собой одно из самых важных положений Конвенции, поскольку в ней четко ограничивается сфера ее применения (действия). В п. 1 под «подводным культурным наследием» подразумеваются «все следы человеческого существования, которые находятся под водой на протяжении не менее 100 лет». Объективно говоря, нет никакого научного обоснования для указания на четко определенный период в 100 лет. Это просто-напросто способ исключить из сферы действия Конвенции предметы более позднего периода. Кроме того, это важно и для индустрии подъема затонувших объектов, поскольку теперь соответствующие компании твердо знают, нужно или нет выполнять подчас непростые требования Правил из Добавления к Конвенции. Кстати, цифра в 100 лет фигурирует во многих национальных законодательных актах, касающихся культурного наследия. На настоящий момент этот период исключает из сферы действия Конвенции, например, все затонувшие объекты, относящиеся ко времени Второй мировой войны, хотя многие считают их чрезвычайно важными с исторической точки зрения. Впрочем, Государство-участник всегда может принять соответствующий закон по их охране.
Фраза «их груз или другое содержимое» очень важна, т. к. она четко и ясно указывает, что и эти элементы относятся к «подводному культурному наследию».
В статье 2 «Цели и общие принципы» привлекает внимание п. 7, который гласит: «Подводное культурное наследие не должно эксплуатироваться в коммерческих целях». Хотя этот пункт и декларирует запрет на коммерческую эксплуатацию, нигде далее в Конвенции не уточняется, что имеется в виду. Правда, в правиле 2 (являющемся Приложением к Конвенции), говорится о «торговле и спекуляции» и используются такие термины, как «купля», «продажа», «бартер». Понятно, что такого рода деятельность следует рассматривать как коммерческую эксплуатацию, что по сути дела означает «делать деньги на подводном культурном достоянии».
Отдельного внимания заслуживает правило 5 (также являющееся Приложением к Конвенции), согласно которому «при осуществлении деятельности, направленной на подводное культурное наследие, не должен без необходимости нарушаться покой человеческих останков и мест, являющихся объектом поклонения».
Очевидно, что «делать деньги на подводном культурном наследии» можно и иными способами. Например, организуя платные выставки различных предметов, поднятых с «Титаника», проводя «ознакомительные» платные погружения на затонувшие объекты, осуществляя съемки и сбыт видео-фильмов о подводных объектах. Разумеется, все это - коммерческие операции, но запрещены ли они Конвенцией? Думается, что нет. Вероятнее всего, в духе Конвенции запрещаются только те действия, которые нарушают или разрушают культурное наследие. В любом случае каждое Государство-участник в дальнейшем имеет возможность принять свой собственный национальный закон, конкретизирующий положения Конвенции.