Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


МРАМОРНЫЙ КАРЬЕР

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Андрей МАРКАРЯН, Фото М.ВЕДЕХИН

Впервые я услышал о Мраморном карьере, расположенном неподалёку от карельской деревушки Рускеала, летом 2001 года от своего приятеля. Копаясь в сети в поисках ссылок на новые места погружений, расположенных в радиусе нескольких сотен километров от Санкт-Петербурга, он наткнулся на любопытный сайт. Я сразу заинтересовался. Путешествуя по Карелии, группа туристов среди прочих достопримечательностей нашла заброшенный Мраморный карьер. Разработки в карьере прекратились около 30 лет назад, и грунтовые воды превратили его в живописное озеро с удивительно прозрачной бирюзовой водой. Туристы были в восторге от увиденного и даже не поленились спустить надувную лодку с 25-метровой скалы, чтобы поплавать в полузатопленных гротах. Эти гроты, как потом выяснилось, были началом подводных пещер, а точнее, штолен.

Так началась моя подводная деятельность в одном из самых интересных мест на юге Карелии. На сегодняшний день число моих погружений в карьере приближается к сотне, и у меня возникло желание поделиться своим опытом слюдьми, которые планируют посетить это место или собираются приезжать туда постоянно после первой поездки.

Количество дайверов, приезжающих на карьер, увеличивается с каждым годом. Например, в начале ноября 2003 года на берегу стояло 15 машин, более половины из которых с московскими номерами. А до Москвы, между прочим, по самой короткой дороге 1100 км, из них 40 без асфальтового покрытия. Большинство из этих ребят увидели заметки о Мраморном карьере в Сети. Прочитав некоторые из них, создаётся впечатление о сказочном озере, на которое можно приехать с женой, маленькими детьми и понырять в кристально чистой воде. Но это не совсем так.

Первая трудность, которая возникает, связана с подъездом к месту, где можно разбить лагерь. Это место всего одно. Дело в том, что карьер расположен на территории действующего предприятия по добыче мрамора, въезд куда возможен только по пропускам. В большинстве случаев охрану можно уговорить пропустить машину с условием, что вы не будете разъезжать по территории. Но иногда уговоры и другие средства не помогают. Тогда вам придется пробираться на карьер со стороны деревни. Дороги там как таковой нет, и на последних 300 метрах есть участок, где автомобили, не попадающие под категорию «внедорожник», смогут проехать только с помощью лебёдки. Предположим, что вам удалось преодолеть первые барьеры и ваш автомобиль стоит на берегу.

Условно карьер можно поделить на три части: наземную, подводную и подземную, затопленную водой. Наземная часть представляет собой водоем довольно сложной, вытянутой формы, размером 300 на 100 метров. Водное пространство по периметру окружено вертикальной скалой из белого мрамора высотой от 10 до 30 метров. Прогулка на надувной лодке по карьеру действительно доставит удовольствие, особенно тем, кто не ныряет. Но будьте осторожны, скалы, окружающие карьер под действием грунтовых вод подвергаются разрушению. Два раза я был свидетелем, как с высоты 20-25 метров в воду падали довольно увесистые отколовшиеся куски. Некоторые из таких «кусочков» размером с автобус виднеются со дна карьера. Можно предположить, что они упали в воду за последние 20-30 лет. Спуск к воде возможен только в одном месте с помощью железной лестницы длиной около 30 метров, идущей вниз под углом 70 градусов. Состояние лестницы можно уверенно назвать аварийным, некоторые ступеньки держатся на «честном слове», а в двух-трех местах вообще отсутствуют. От перил остались только стойки, на которые я настоятельно рекомендую натягивать альпинистскую верёвку длиной метров 50. Последствия падения вниз могут быть самые печальные, поэтому не пренебрегайте страховкой и будьте осторожны. Спустившись вниз, вы попадете на выдолбленный в скале пятачок, на котором можно натянуть снаряжение и прыгнуть в воду.

Ну вот, вы вскарабкались со своей машиной на скалу, затем спустились с 70 килограммами снаряжения и, наконец, очутились в прохладной воде. Ура! На поверхности летом вода прогревается до 18-19 °С, первый термоклин уже на глубине 2-3 метров, затем второй на 10-11 метрах, далее температура практически не меняется - 6-7 градусов. Видимость 12-14 метров - это лучше, чем в большинстве водоёмов Карельского перешейка и Ладожском озере. Прозрачность можно сравнить с северными морями. Прозрачная вода продолжается до глубины 12-13 метров, далее видимость резко падает и на глубине 15-16 может быть не более одного метра, а еще глубже падает до 30 сантиметров. Именно поэтому центральная часть карьера практически не изучена. Замеры глубины с помощью эхолота показали, что глубина в центральной части не превышает 30 метров. Все дайверы плавают по периметру, погружаясь до первого уступа (дно в карьере каскадное), на глубине 10-11 метров, а там, где уступ отсутствует, плавают вдоль отвесных стенок на такой же глубине. Из глубины открывается потрясающий вид на отвесные скалы, нависающие над водой. Слой ила, покрывающего подводные скалы, очень тонкий, и если вы его задели, муть взмывает крупными хлопьями, которые быстро оседают. Сразу бросается в глаза почти полное отсутствие растительности и живности. Из растений только простейшие водоросли, а малек карася может попасться на глаза один раз за несколько погружений. Зато то тут то там попадаются следы происхождения водоема: трубы, электродвигатели, каски, огнетушители, есть даже останки подъемника с кабиной и пара кабин от грузовиков. Но все же основной ландшафт это камень, много-много камня различных размеров - от булыжника до огромных глыб. В глубокой части карьера вдоль отвесной стены одна за другой тянутся отверстия диаметром 10-12 метров. Это входы в затопленные штольни, целый неисследованный лабиринт, уходящий под землю, протяженностью в сотни метров. Когда-то там кипела работа...

На этом знакомство с подводной частью карьера заканчивается и можно делать выводы, насколько интересен этот объект с точки зрения рекреационного дайвинга. Думаю, что любители «комфортных» погружений будут озадачены сложными условиями входа и особенно выхода из воды, любители живой природы и фотографии не найдут объектов, достойных их внимания. Именно поэтому восемь из десяти человек, приезжающих в эти места, заявляют, что больше сюда не приедут.

Из-за чего же карьер привлекает все больше и больше дайверов? Если ваши интересы шире обычных погружений и вас тянет под землю, это место для вас. Огромные черные дыры, ведущие неизвестно куда, не давали мне покоя с самого первого погружения. Первые робкие попытки заплыть внутрь на 10-15 метров показали, что попасть в одну шахту можно из двух соседних входов. Вплывая в пещеру, вы попадаете в огромный зал, и почти с любой точки вы увидите второй просвет соседнего входа. Видимость в пещерах лучше, чем на открытой воде, - около 20 метров, поэтому дневной свет, идущий из соседних проходов, достаточно яркий. Проплывая из одного прохода в другой, вы как бы огибаете огромную колонну диаметром 20-25 метров. Возможность проходить короткие участки пещеры, не возвращаясь к первоначальному входу и без потери дневного света, позволяет провести ряд полноценных тренировок и хорошую психологическую адаптацию к надголовной среде. Температура воды внутри штолен колеблется в пределах 5-7 градусов и практически не меняется в зависимости от сезона. Из чего вывод: сухой костюм обязателен.

В октябре 2002 года был проложен первый ходовой конец в одной неглубокой штольне. Она заканчивается вертикальным колодцем, выходящим на поверхность земли недалеко от карьера. Это, пожалуй, единственная штольня в карьере, которая имеет дно (не путать с концом), из-за наличия дна, несмотря на очень узкий вход, её можно назвать самой безопасной.

В конце сентября 2003 года в другой штольне был осуществлён траверс длиной 135 метров, а также протянут стационарный ходовик. Пожалуй, самым большим недостатком, влияющим на безопасность глубокого проникновения в штольни, является все та-же муть. Внутри штолен она находится на той же глубине, что и в карьере, т. е. 12-13 метров. Первые 20-25 метров от входа можно проплыть вдоль дна и не заметить никакой мути, дальше дно расходится с ходовиком и резко уходит вниз, а ходовой конец идет горизонтально вдоль вертикальной стенки. Еще через 10-15 метров можно увидеть под собой плотное, белое покрывало с голубоватым оттенком - это и есть муть. Граница с прозрачной водой очень резкая, и видимость с 20 метров до 30 сантиметров может упасть с увеличением глубины всего на полметра. Похоже на термоклин, но только вместо изменения температуры исчезает видимость. Удивительно, но если плыть и касаться мути ластами, граница с мутной водой остается почти такой же резкой. Я видел, как мой напарник плыл с опущенными в муть ногами, которых не было видно, и при этом вода вокруг его туловища оставалась прозрачной. Со стороны это очень напоминало человека, который идёт по пояс в мутной воде. Ощущение, что под вами дно, покрытое «белым покрывалом», не покидает на протяжении всего плавания над границей с мутной водой, но это иллюзия. Замеры подводным эхолотом показали, что расстояния от границы до дна могут быть свыше 30 метров и это, скорее всего не предел. Если учесть, что видимость ниже границы не превышает 30 сантиметров, то можно сделать вывод: дна не существует, а точнее, на его существование можно не рассчитывать. В этом и заключается основная опасность, нетрудно предположить, что может произойти, если уронить катушку или порвать ходовой конец. Поэтому при прокладывании «перил» я использую в качестве ходовика нейлоновый шнур диаметром 6 мм вместо общепринятых 3 мм, а моя катушка надежно пристегнута к руке. Потолок штольни, который рядом с входом находился где-то далеко наверху, тоже «не стоит на месте», а уже через несколько десятков метров начинает давить сверху и прижимать к границе. В общем, погружение не для слабонервных. Но если даже нервы железные, то все равно выброс адреналина гарантирован.

Огромные размеры самой штольни, «белое покрывало» внизу, плавно переходящее в стены из мрамора, - все это завораживает и наводит на мысль, что ты где-то очень далеко от поверхности, в каком-то другом, сказочном мире.

Не могу не сказать несколько слов о безопасности, если слово «безопасность» вообще здесь уместно. Алгоритма поведения человека в подводной пещере, который гарантировал бы полную безопасность, не существует. Пример тому несчастные случаи с людьми, за плечами которых тысячи погружений в пещеры. Существуют правила, при неукоснительном соблюдении которых ваше погружение можно отнести под категорию разумного риска. Важное условие - ваша тренированность и психологическая адаптация к надголовной среде. Последнее, особенно важно для начинающих спелеоподводников. Если у опытного аквалангиста паника может возникнуть, когда он уже исчерпал все возможные варианты выхода из аварийной ситуации, то у новичка она может возникнуть в результате неуправляемого стресса от любой проблемы.

Каждый аквалангист должен реально представлять ту степень опасности, которой он подвергается, заплывая в пещеру дальше зоны видимости дневного света. Снаряжение для таких погружений значительно сложнее и дороже обычного. Если обычные погружения на глубину 20-30 метров можно сравнить с ездой на автомобиле по городу, то плавание в пещерах это уже серьезный автоспорт. Экономия на снаряжении здесь напоминает гонщика, который выходит на старт с лысой резиной, а отсутствие навыков - пилота «Формулы», который недавно получил права.

P.S. Данная статья не может являться руководством для погружений в пещеры.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования