Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПИШУТ ДАЙВЕРУ ЗАКОН

В прошлом номере журнала (DiveTek #2-2004) редакция, с помощью большого круга любителей и профессионалов, давших нам интервью, уже поднимала вопрос о состоянии дел с регулированием дайвинга (или полным отсутствием такового) в стране. На сегодняшний день, органы законодательной власти Российской Федерации приняли в первом чтении «Закон о саморегулируемых организациях», действие которого должно распространиться на различные сферы деятельности в области оказания услуг населению, в том числе и в области увлечения дайвингом. В чем же заключается основная идея этого законодательного акта и чего ждать от его принятия всему подводному сообществу?

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА «О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Проект федерального закона «О саморегулируемых организациях» направлен на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности развития самосознания таких организаций государство будет вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.

В развитых западных экономиках процесс концентрации предпринимателей в некоммерческие организации с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий, в отсутствие специального законодательного регулирования этого процесса. В условиях современной России, наоборот, представляется исключительно важным изначально задавать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации с тем, чтобы обозначить четкие пределы вмешательства государства в процесс саморегулирования, не допустить присвоения себе федеральными и региональными органами государственной власти исключительного права на инициативу в создании СРО как декорации представительства интересов бизнеса при этих органах власти.

Законопроект базируется на следующих основных принципах: добровольного объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации; последовательной активизации процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.

(внесен на рассмотрение 08.07.2003, принят в первом чтении 14.10.2003)

СТАТЬЯ 2

Понятие саморегулирования субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.

Саморегулирование субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации.

СТАТЬЯ 3

Саморегулируемые организации.

1.  Саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования на условиях участия (членства) негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности.

2.  Некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией лишь при условии ее соответствия всем

установленным настоящим Федеральным законом признакам и требованиям в совокупности. К числу признаков и требований, помимо установленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся: объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее участников не менее 10 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности; наличие у саморегулируемой организации опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемой организации: наличие у саморегулируемой организации механизмов обеспечения ответственности ее участников перед потребителями.

СТАТЬЯ 4

Предметы саморегулирования

Саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает обязательные для выполнения своими участниками правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - правила и стандарты саморегулируемых организаций). Правовой основой для правил и стандартов являются федеральные законы и правила (обычаи) делового оборота.

Правила и стандарты саморегулируемой организации должны предусматривать предъявление к участникам саморегулируемой организации требований, содержащих и производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также информационную открытость действий участников саморегулируемой организации, затрагивающих интересы любых лиц. Правила и стандарты саморегулируемой организации могут содержать любые нормы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

СТАТЬЯ 5

Участие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях

Участие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного участия (членства) в саморегулируемых организациях для цели осуществления отдельных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

СТАТЬЯ 6

Основные функции. Права и обязанности саморегулируемых организаций;

Контролирует предпринимательскую или профессиональную деятельность своих участников на предмет соблюдения правил и стандартов саморегулируемой организации;

Разрабатывает и устанавливает правила и стандарты участия саморегулируемой организации;

Привлекает к ответственности участников саморегулируемой организации за нарушения требований устава, правил и стандартов саморегулируемой организации;

Организует проведение третейских разбирательств, споров, возникающих между участниками саморегулируемой организации, а также споров, возникающих с участием потребителей производимых участниками саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и иных лиц, в соответствии с законодательством о третейских судах;

Организует профессиональное обучение, аттестацию или сертификацию участников или сотрудников участников саморегулируемой организации.

СТАТЬЯ 7

Раскрытие саморегулируемой организацией информации и защита саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования.

Саморегулируемая организация обязана раскрывать путем ее опубликования в средствах массовой информации и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме информацию о:

составе своих участников;

механизме обеспечения ответственности участников саморегулируемой организации перед потребителями производимых ими товаров (работ, услуг); условиях участия в саморегулируемой организации;

содержании правил и стандартов саморегулируемой организации;

структуре органов управления и их компетенции, структуре и функциях специализированных органов саморегулируемой организации.

Участники саморегулируемой организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности.

СТАТЬЯ 8

Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих участников.

Саморегулируемая организация обязана осуществлять контроль за выполнением ее участниками в ходе осуществления ими своей предпринимательской или профессиональной деятельности правил и стандартов саморегулируемой организации, а также за раскрытием ими информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА К ЗАКОНУ

Инициатива по разработке и принятию (в первом чтении) этого законопроекта была, что называется, обоюдной. Как «сверху» - со стороны исполнительной власти, так и «снизу» - от группы депутатов. С одной стороны - в массе областей оказания услуг (спорт, туризм, индустрия отдыха и развлечений) давно следовало навести хоть маломальский порядок. В практике нашего государства это означало только одно - введение мер государственного контроля, например лицензирование, регулирование и т.д. С другой стороны - провозглашенная Президентом программа сокращения чиновничьего аппарата и сокращения функций государственного контроля побуждает искать иные, более прогрессивные пути «наведения порядка».

Не утомляя читателя юридическими понятиями и формулировками, общую суть законопроекта можно сформулировать следующим образом: «раз в вашей области деятельности необходимо навести порядок, то Вы его сами и наводите». По каким правилам и в каких рамках, спросите вы? В рамках того же самого законопроекта. С практической точки зрения применение данного закона (пока еще законопроекта) влечет за собой ряд необратимых правовых последствий. В первую очередь никем и ничем не лимитируется количество общественных саморегулируемых организаций. То есть формулировка «Я в стране главный и все ко мне» отпадает сама собой. Хотите идти в КПДР, РПФ или некую абстрактную Ассоциацию русских аквалангистов - милости просим. Не нравится ни одна из всех существующих - создавайте новую, со своими правилами, стандартами, условиями членства, стоимостью услуг и т.д. Здесь возникает много вопросов. Примут ли сертификат Ассоциации русских аквалангистов за пределами России - в Египте или на Мальдивах? Как и чем будет защищен потребитель от недобросовестного обучения? Законом «О правах потребителей»? Каким образом внутренние правила и стандарты нового дайв-сообщества будут соотноситься с требованиями Минздрава или правилами выполнения работ на различных глубинах? Несколько проще обстоит дело с зарубежными сертифицирующими агентствами, представленными в России. Достаточно поставить на рельсы саморегулирования западные дайвинг-сообщества PADI, NAUI, SSI и объявить о том, что их работа в России строится по стандартам этих агентств, имеющих богатую историю и международную практику работы с потребителями этих услуг. Надо быть готовым к тому, что будут созданы национальные российские дайв-сообщества - это естественно. С такой богатой историей водолазного дела Россия должна иметь свои национальные школы обучения подводному плаванию с аквалангом.

Безусловно, российским новым дайв-сообществам придется конкурировать с существующими западными. Очень хочется, чтобы конкуренция была добросовестной. Конкуренция во благо потребителю, а не против него - это главное. Потребитель сам решит, какой из предложенных школ воспользоваться.

Владимир КОЗИН

Член московской городской коллегии адвокатов


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования