Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Как я выбирал ребризер

Андрей Яшин

В 2001 году я созрел для ребризера. Примерно за год до этого я перестал «просто нырять» и заинтересовался подводной фотографией (снимаю я до сих пор плохо). В связи с новым увлечением захотелось находиться под водой дольше, не пугая при этом пузырями упорно не желающих позировать морских обитателей.

В принципе, проблему удлинения погружений можно было решить с помощью «спарки» с Nitrox, но «спарка» тяжелая и проигрывает по времени пребывания под водой даже ребризеру полузамкнутого цикла уже на глубине 20 метров. А вопрос шумности при этом все равно остается открытым. Ребризер же, снимая вопросы шумности и запаса газа, обеспечивал, по сравнению с открытым циклом, еще и ряд физиологических преимуществ. Преимущества эти, правда, не были решающими при покупке ребризера.

Еще использование ребризера сулило новые впечатления. Ребризер - это совершенно другой подход к дайвингу. Более сложный, но гораздо более интересный. Так что вполне естественное, на мой взгляд, желание попробовать «что-нибудь новое» и «быть не как все» тоже оказало влияние на решение использовать ребризер. Оствалось только выбрать.

Ребризер замкнутого цикла с электронным управлением отпал сразу: во-первых, из-за очень высокой цены, а во-вторых, из-за того, что использование ребризера замкнутого цикла с электронным управлением в «рекреационном» диапазоне глубин совершенно нецелесообразно.

Ребризер полузамкнутого цикла с пассивной подачей (Halcyon) тоже не рассматривался в силу высокой цены и малой распространенности.

Военный ребризер отечественного производства (типа ИДА-71 или АКА-50) тоже отпадал, несмотря на крайне привлекательную цену. Например, потому, что за рубежем с подобным аппаратом могут просто не пустить в воду.

Оставался только ребризер полузамкнутого цикла с активной подачей. Для моих задач в диапазоне глубин до 40 метров это был практически идеальный по характеристикам, цене и стоимости эксплуатации аппарат. В 2001 году такие ребризеры были представлены на рынке гражданского снаряжения моделями Dolphin и Ray немецкой фирмы Drager. Оба эти аппарата очень просты конструктивно, что снижает вероятность отказа, и, в определенной степени, страхует от ошибок при сборке и обслуживании. Кроме того, распространенность ребризеров Drager позволяла надеятся, что в любой стране не пещерного уровня можно найти дайв-центр, готовый предоставить Nitrox, баллоны и химпоглотитель для этих ребризеров. Да и ценой ребризеры Drager выгодно отличались от остальных.

Таким образом, утвердившись (или убедив себя) в необходимости данного приобретения, я отправился в славный город Красноморск, где прошел необходимый курс и сделал 12 погружений с ребризером Drager Dolphin. Результаты погружений убедили меня в правильности выбора, вот только фотографировать я лучше не стал:

Однако восторги прошли, и я понял, что Drager Dolphin не совсем то, что мне нужно. Тогда я решил попробовать недавно выпущенный Drager Ray.

DRAGER DOLPHIN

DRAGER RAY

HALCYON RB-80

INSPIRATION

AKA-60

ИДА-71

Drager (Германия)

Drager (Германия)

Halcyon (США)

Ambient

Pressure Diving

(Англия)

CCCР/Россия

CCCР/Россия

ребризер полузамкнутого цикла с активной

подачей дыхательной смеси

ребризер полузамкнутого цикла с активной

подачей дыхательной смеси

ребризер

полузамкнутого

цикла с пассивной

подачей дыхательной смеси

ребризер

замкнутого цикла

с электронным

управлением

ребризер полузамкнутого цикла с активной

подачей дыхательной смеси

ребризер замкнутого цикла с химической

регенерацией дыхательной смеси

2,25 кг Drager DiveSorb

1,25 кг Drager DiveSorb

3,2 кг

Molecular Products

Sofnolime

2,5 кг

Molecular Products

Sofnolime

2,2 кг ХПИ

1,8 кг O-3 + 1,8 кг ХПИ

120 минут

75 минут

до 10 часов в теплой воде при малой нагрузке на водолаза

до 3 часов

до 2 часов

4-6 часов

от 47 минут (EANx32) до 125

примерно 97 минут

(EANx50 5-литровый

баллон)

зависит от используемых баллонов

до 10 часов

(3-литровый баллон

100% кислорода)

от 2 до 1 часа

в зависимости от

глубины

(EANx 50, два

3-литровых баллона)

4-6 часов

(1х1,3-литровый

баллон 100%

кислорода +

1,3-литровый баллон

EANx40)

до 40 метров,

при использовании

EANx32

до 40 метров,

при использовании

EANx32 и

опционального

дозирующего

устройства

зависит от используемых газовых смесей

зависит

от используемых

газовых смесей,

конструктивное

ограничение - 100

метров

до 40 метров

до 40 метров

примерно 17 кг с химпоглотителем, без баллона и грузов

примерно 14 кг

с полным баллоном,

химпоглотителем

и без грузов

примерно 16 кг

с химпоглотителем,

без грузов и баллонов

примерно 22 кг

без химпоглотителя,

с баллонами (2х3

литра)

примерно 19 кг

с баллонами,

без химпоглотителя

примерно 17 кг

с баллонами,

без химпоглотителя

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПОМЯНУТЫХ В СТАТЬЕ РЕБРИЗЕРОВ

(по данным производителей)

Параллельно с прохождением кросс-курса с Drager Dolphin на Drager Ray происходил мучительный процесс выбора наиболее подходящего мне аппарата.

Мне совершенно не нравилсь цена Dolphin. Она не была запредельно высокой, просто в то время я был ограничен в финансах. Ray же стоил ровно в два раза меньше, чем Dolphin, что было мне вполне по карману.

Dolphin все-таки оказался тяжеловат. Конечно, он гораздо легче спарки, но хотелось большего выигрыша в весе, из-за существования у авиаперевозчиков ограничений по весу бесплатно провозимого багажа.

Ray , больше всего похожий на компенсатор плавучести типа «жилет», очень легок и удобен при транспортировке. В отличие от многих других ребризеров, он укладывается в пределы веса бесплатно перевозимого авиакомпаниями багажа. Для интересующихся сообщу, что полный вес моего снаряжения при поездках в Египет не превышает сейчас 18 кг. Естественно, ни баллоны, ни химпоглотитель я с собой не вожу - все это можно получить на месте.

Компоновка Ray вокруг жилета-компенсатора поначалу все-таки вызывала определенное беспокойство. Дело в том, что я с начала моих занятий дайвингом ни разу жилетом-компенсатором не пользовался (за исключением первых погружений в бассейне) и нырял только с крылом. Поэтому крыло, которым комплектуется Drager Dolphin, было определенно привычнее. Однако уже после первого погружения с Drager Ray я обнаружил, что никаких проблем нет.

Оба ребризера имели интегрированные грузовые карманы. И если у Dolphin груза, в случае чего (чего, например?), можно было сбросить, то на Drager Ray система аварийного сброса грузов отсутствовала. Я не придал этому большого значения. Ребризер (и Ray в особенности) по сути своей - воздушный пузырь и расширяющиеся при всплытии объемы в нем столь велики, что несколько энергичных взмахов ластами приведут к всплытию, совершенно независимо от того, сброшены груза или нет. Если, к тому же, используется сухой костюм, то запас плавучести получается просто огромным.

Боюсь показаться капризным, но мне не понравилось расположение дыхательных мешков Drager Dolphin на спине. При таком их расположении в случае переворота на спину возникает достаточно серьезный подпор на вдохе и затруднение выдоха.

Дыхательные мешки ребризера Drager Ray охватывают плечи спереди и сзади. Это делает усилие вдоха и выдоха постоянным и минимальным независимо от положения водолаза. Кроме того, особенности конструкции дыхательных мешков препятствуют затоплению канистры химпоглотителя при попадании воды в дыхательный контур через загубник.

Сборка Drager Dolphin мало меня вдохновляла - только для крепления одного дыхательного шланга надо привернуть две гайки, а манипуляции, необходимые для установки дозирующего устройства в корпус ребризера, показались мне совершенно избыточными.

Все соединения ребризера Drager Ray выполнены на закрываемых и открываемых одним нажатием байонетах, что делает его сборку и разборку весьма быстрым и необременительным занятием. При этом собрать аппарат неправильно практически невозможно: все что требуется - это следовать при сборке правилу «красное - к красному, черное - к черному».

В комплекте с Drager Ray поставляется дозирующее устройство, предназначенное только для смеси EANx50. Drager Dolphin, напротив, сразу поставляется с несколькими калиброванными дюзами под разные смеси EANx (Nitrox). Правда, для Drager Ray существуют дозирующие устройства для других смесей (EANx40, EANx32 и EANx60), но они приобретаются отдельно. То есть, исходная комплектация Dolphin шире и его начальные возможности больше (цена, впрочем, тоже). Выход, однако, есть - скорость подачи газовой смеси в дозирующем устройстве для EANx50 ребризера Drager Ray завышена настолько, что позволяет без проблем использовать смесь EANx40, чем я и занимаюсь уже три года. Разумеется, это является серьезным отступлением от стандартов обучающих агентств и рекомендаций производителя. Но для себя я решил проблему смены газовых смесей именно таким образом.

Несмотря на существование дозирующих устройств, для смесей, отличных от EANx50, в стандартах обучающих агентств для ребризера Drager Ray указана максимально разрешенная глубина погружения 22 метра (для Dolphin - 40 метров). Это вызвано тем, что в момент выхода этого ребризера на рынок, вышеупомянутых дозирующих устройств еще не было. Они появились только через год, но, по-видимому, изменить цифру в стандартах оказалось гораздо сложнее, чем запустить в производство новые дозирующие устройства. Так что не исключено, что в сертификатах дайверов до сих пор ставится именно 22 метра. Вряд ли это вызовет проблемы в каком-нибудь дайв-центре, но кто знает, насколько «упертым» может оказаться персонал?

Редуктор высокого давления ребризера Drager Ray не изолирован от воздействия давления воды. Это сделано потому, что для удешевления конструкции Ray лишен автономной резервной системы дыхания по открытому циклу - ее заменяет октопус, подключенный к тому же редуктору высокого давления.

Принцип действия ребризеров полузамкнутого цикла с активной подачей таков, что скорость подачи дыхательной смеси не должна меняться с изменением глубины, поскольку человек при постоянной физической нагрузке потребляет одно и то же количество кислорода, на какой бы глубине он не находился. Поэтому редуктор ребризера изолируется от давления окружающей среды.

Поскольку в Drager Ray редуктор высокого давления работает и на октопус, и на компенсатор и от давления окружающей среды не изолирован, то с увеличением глубины расход газа увеличивается. Не то, чтобы очень существенно, но при погружениях глубже 20 метров это крадет до 15 минут, в зависимости от используемого дозирующего устройства. Drager Dolphin лишен этого недостатка: там редуктор, подающий дыхательную смесь, изолирован от воздействия давления окружающей среды, а поддув компенсатора плавучести и питание резервной системы дыхания осуществляется от отдельного баллона. Это обеспечивает не только оптимальное расходование смеси EANx (Nitrox), но и позволяет иметь достаточный запас газа на случай аварийной ситуации. Наверное, отсутствие автономной резервной системы можно счесть серьезнейшим недостатком Drager Ray. О днако, учитывая тот факт, что 99% аварийных ситуаций при использовании ребризера полузамкнутого цикла имеют в своей основе небрежную подготовку к погружению и неправильное планирование, то отсутствие отдельной резервной системы открытого цикла можно и нужно компенсировать наличием внимания и самоконтроля.

Как относительный недостаток конструкции Drager Ray можно рассматривать даже понравившийся мне мягкий «корпус» ребризера. Дыхательные мешки не защищены ничем, кроме слоя кордуры, пусть и довольно прочной (у Dolphin дыхательные мешки и канистра химпоглотителя убраны в прочный пластиковый корпус). Очевидно, что лезть с Drager Ray, например, в затонувший корабль, где кругом острое железо, очень опасно. Но Ray не для этого! Это совершенно «рекреационный» аппарат, позволяющий получать все преимущества ребризера за весьма умеренную цену и, соответственно, в ограниченном диапазоне задач.

Drager Dolphin имеет продолжительность работы химпоглотителя в теплой воде около четырех часов, в то время как Ray - только два. В случае погружений за рубежом это не имеет значения, так как перезарядить канистру химпоглотителя можно в любой момент, а вот при выездах на российсике озера Dolphin, как мне говорили, имеет преимущества за счет большего ресурса химпоглотителя. Преимущество это, на мой взгляд, сомнительное: никто не мешает взять с собой дополнительный химпоглотитель. А по времени использования газовой смеси (при условии, что объем баллона и скорость подачи одинаковы) Ray проиграет Dolphin от силы минут 15. Так ли это существенно?

Тут же хочется отметить выигрыш Ray по эксплуатационным расходам при погружениях в холодной воде. При использовании ребризера с большим объемом химпоглотителя дайвер, как правило, не может реализовать его ресурс полностью. Хотя бы потому, что раньше начинает мерзнуть. При использовании ребризера в холодной воде в канистре химпоглотителя активно накапливается конденсат. Успевший поработать в таких условиях химпоглотитель не рекомендуется использовать, даже если он не выработал ресурс полностью. Это означает, что после использования в ледяной воде ребризера Drager Ray придется отнести на помойку гораздо меньше неотработанного химпоглотителя. Видимо, поэтому для Drager Dolphin стал выпускаться half-insert вставка в канистру химпоглотителя, позволяющая заполнять ее наполовину. Я видел это приспособление только на фотографиях.

Я часто слышал от отечественных и зарубежных ребризер-дайверов и инструкторов, что Ray не нравится им потому, что он «какой-то несерьезный». Что же, не могу не согласиться: меня и самого поначалу посещали мысли об игрушечности и непрочности Ray. Я даже не верил, что эта конструкция, собранная на «липучках» и пластиковых байонетах, может уцелеть после прыжка в воду, и, ныряя с Drager

Ray первый раз, спустился с корабля по трапу, а не спрыгнул, как все нормальные люди, за борт. Но вскоре я решился, и был весьма удивлен и обрадован тем, что аппарат не рассыпался и не потек.

Конечно, Drager Dolphin с его прочным пластиковым корпусом, независимой резервной системой открытого цикла, компенсатором типа «крыло», массивными гайками крепления дыхательных шлангов и подвеской с металлическими D-кольцами выглядит гораздо внушительнее и уже самим своим видом вселяет в обладателя уверенность в надежности. Поэтому не удивительно, что люди, имеющие опыт погружений с ребризером Drager Dolphin, смотрят на Ray с недоверием.

Кстати, дизайн ребризера Drager Ray разработан с нуля и выполнен женщиной. Возможно, поэтому на фоне своих собратьев, уходящих корнями к военным ребризерам, Ray действительно выглядит легкомысленно.

За три года Ray побывал со мной в теплых морях и в холодных пресноводных озерах, в пещерах и подо льдом. И у меня не было причин жалеть о покупке именно этого ребризера. За все время эксплуатации я не имел ни одного отказа, вызванного конструктивными недостатками ребризера. Правда, пару раз я оказывался в дурацком положении, но только по собственной невнимательности. Впрочем, ситуация никогда не выходила из-под контроля, и окружающие никогда бы не узнали о случившемся, если бы я не рассказал им обо всем сам.

МНЕНИЕ [Интервью с представителем компании «Тетис Спорт» Сергеем Магером]

DT. Ребризеры - достаточно свежая тема в области поставок и продаж снаряжения для дайвинга. В основном этим начали заниматься небольшие компании, специализирующиеся на технической линейке снаряжения и, одновременно, Тетис - признанный лидер этого рынка. Неужели это настоль интересно и перспективно?

С.М. Более 10 лет работы на рынке снаряжения для подводного плавания убедили нас в том, что дайвинг растет и развивается не только в количественном, но в качественном отношении. То, что еще четыре года назад считалось экзотикой и чем-то безумно сложным, сегодня доступно и широко распространено. Одно из подобных направлений развития - дыхательные системы с замкнутым циклом - ребризеры. По сути, растущий на такое оборудование спрос и побудил нас выйти на рынок с этой продукцией.

DT. Существует масса мнений о плюсах и минусах той или иной модели и марки ребризеров. Не могли бы вы обосновать, почему выбор Тетиса остановился именно на аппаратах Drager?

С.М. Спорить о плюсах и минусах можно до бесконечности, но это выбор, который делает потребитель. Практически все ребризеры, представленные на рынке, соответствуют стандартам качества, а иначе они бы просто не выпускались. Для нас, помимо исходных характеристик снаряжения, крайне важно обеспечить его эксплуатационное обслуживание и обеспечить расходными материалами и запасными частями. Поэтому, выбирая поставщика снаряжения, мы уделяем большое внимание его «гибкости» и оперативности, с точки зрения предоставления сервисных услуг и материалов. В этом отношении компания Drager, по нашему мнению, наилучшим образом способна удовлетворить все потребности покупателя и пользователя своих ребризеров.

DT. Каковы перспективные планы компании в области продвижения ребризеров Drager?

С.М. Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Здесь подразумевается целый комплекс мероприятий. Обучение, обслуживание, подготовка квалифицированных сервисных специалистов, популяризация этого вида дайвинга. На сегодняшний день мы начали подобную работу и, надеюсь, что в ближайшем будущем любители погружений на ребризерах Drager смогут оценить ее результаты и воспользоваться нашими услугами.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования