Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ИЗ БУЛГАР В БОЛГАРЫ

Александр ЕЛКИН

С берегов Волги, где некогда располагалось государство Великих Булгар, мы стартовали в семь утра. Наш путь лежал к берегам далекой Болгарии. Пяти автомобилям нашей экспедиции предстояло пересечь 4 границы, отмотав в оба конца 7000 км. Цель экспедиции - обследование судов в районе Бургаского залива, а также поиск советской подводной лодки С-34.

Наши подводные лодки заняли боевые позиции в территориальных водах Болгарии в самом начале войны. Перед ними была поставлена задача - мешать каботажному судоходству вдоль побережья «нейтральной Болгарии», которая активно сотрудничала с немецким командованием. Советские субмарины нещадно топили любые корабли, попадавшие в их поле зрения. Большинство из шести подводных лодок, потерянных Черноморским флотом в районе побережья Болгарии, погибли от морских мин. Но и небольшой болгарский военно-морской флот поучаствовал в этом. Им удалось потопить советскую подводную лодку Щ-204, обнаруженную в 1984 году болгарским сейнером «Алка», на дне в районе мыса Шабла.

Границу Украина - Россия пересекли в районе Шебекено. Нас приятно удивили украинские пограничники, равно как и таможенники. Денег с нас просили все: от офицеров до уборщицы. После того как я пригрозил пожаловаться куда следует, мне сразу объявили, что я неправильно их понял (золотое правило для всех, кто пересекает летом украинскую границу: никому, ни за что денег не давать). Границу Украина - Молдавия прошли в районе города Рени. Хотя по территории Молдавии до границы с Румынией необходимо проехать всего 1,5 км, это заняло у нас 6 часов. Очевидно, в долгом стоянии на таможне проявляется специфическая любовь молдаван к своей родине. Денег, правда, взяли немного. В Румынии раза два мы встречали машины дорожной инспекции. Как и у нас, каждый встречный румынский водитель моргал всеми фарами, показывая, что можно нарваться на неприятности. Вообще проезд по территории Румынии прошел без приключений. После пересечения границы Румыния - Болгария в районе курортного городка Мангалия мы поняли, что Болгария - наша вторая Родина. Абсолютно все говорят по-русски, все указатели на дорогах продублированы по-русски. И, наконец, преодолев еще около 3000 км, вся экспедиция прибыла в небольшой болгарский курортный городок Созополь на берегу Бургаского залива. Но на этом наши «пограничные» приключения не закончились. На первом же объекте, взяв иллюминатор для определения принадлежности судна, мы всплыли. На поверхности нас ждал болгарский сторожевой пограничный катер. Вообще в Болгарии бдят за ныряльщиками, наверное, чтобы металл не умыкнули. В это время с другой стороны к нашему кораблику подчалил один из наших болгарских знакомых Иосиф на своем скоростном «Байлайнере». Мы ему втихую передали продукт нашего незаконного промысла - иллюминатор. Пограничники тоже заметили возню с другого борта. И по громкой связи объявили, чтобы «Байлайнер» подошел к ним для досмотра. Дальше события развивались как в крутом американском боевике. Иосиф встает в полный рост и показывает пограничникам «средний палец руки». После этого включает полную скорость, и начинает уходить вдоль берега в сторону Созополя. Пограничный катер, выпустив облако дыма из выхлопной трубы, резво помчался за ним. Первая мысль, которая пришла в голову: «наверное, в свой уютный городок Тольятти я попаду через несколько лет». Мне показалось, что у «погранца» даже носовой пулемет стал поворачивать в сторону удаляющего Иосифа. В конце концов вся гоночная процессия скрылась за мысом. А мы на своем боте медленно двинули в сторону Созополя. Но и на это приключения не закончились. Через полчаса к нам подчаливает знакомый пограничный «сторожевик» и высаживает абордажную партию. Капитан нашего бота предупредил, чтобы вся наша русскоязычная команда не общалась на родном языке, чтобы пограничники не заподозрили, что мы иностранцы. Когда один из представителей пограничной службы подошел к нам с целью выяснения личностей, все молчали как партизаны. Простояв добрых полчаса, он понял, что сегодня ныряют глухонемые. И все-таки капитан «раскололся», сказав, что мы русские. Миша Заимов тем временем созвонился по сотовому с Иосифом и узнал, что тот сидит в баре на территории порта и пьет пиво. Пограничники его не догнали. Из разговоров пограничников мы поняли, что у них во время погони «стуканул» один из двигателей и пограничники «немного на нас сердятся». Наш болгарский друг Михаил созвонился со своим другом из Софии - генералом погранвойск Болгарии, и инцидент был исчерпан. Нас отпустили, но предупредили, чтобы в следующий раз при выходе в этот район извещали погранзаставу.

JAQUES FRESSINET

Построен во Франции в 1914 году. Водоизмещение около 5000 тонн. Длина судна - около 110 метров. Затонул в 15 февраля 1929 года. Координаты 42°19.998'N 27°47.147'E. Глубина: 7 метров - корма и 20 метров - носовая часть. По рассказам очевидцев, судно в тумане сбилось скурса и напоролось на прибрежные скалы. О жертвах история умалчивает. На момент гибели судно плавало под болгарским флагом и перевозило партию рельсов. Для того чтобы быстрее достать груз, использовали взрывчатку. До сих пор на берегу сохранился бетонный фундамент от лебедки. Корпус судна сильно разрушен. Огромные куски бортовой обшивки в полном хаосе разбросаны по дну. «Ценных» сувениров мало, так как на судно погружаются с незапамятных времен.

MOPANG

Пароход спущен на воду в 1920 году. Вместимость 3545 брт. Принадлежал США. 1 июля 1921 года транспортное судно Mopang подорвалось на мине, оставшейся с Первой мировой войны. Координаты 42°28.065' N 27°41.549' E. Глубина: грунт - 32 метра, до борта - 22 метра. Судно лежит на правом борту. Корпус в хорошем состоянии. Виден один четырехлопастный винт диаметром около 3 метров и перо руля. В центре надстройки отверстие диаметром около 3 метров. Здесь когда-то была дымовая труба. Заплыв во чрево парохода, я заметил несколько закрытых гермодверей. Хотя объект не обделен вниманием дайверов, но двери до сих пор не вскрыты. Кое-где виден основной груз, ящики с большими зубчатыми колесами (некоторые говорят, что от танков). Носовая часть сильно покорежена взрывом. Через весь корпус судна идет якорная цепь. Вероятно, в момент подрыва на мине якоря вывалились из своих мест, и в момент переворота корабля цепь обмоталась вокруг корпуса.

ТРАНСПОРТ «РОДИНА».

Болгарский пароход. Спущен на воду в 1922 году. Водоизмещение 4159 тонн. Координаты 42°24.030' N 27°46.980' E. Глубина - около 37 метров. Возвышение над грунтом - 14,5 метра. 19 сентября 1941 года транспорт «Родина» шел с грузом зерна из Стамбула в Варну в охранении двух болгарских миноносцев. В районе Бургаса судно подорвалось сразу на 2 минах и затонуло. Погибли 3 человека. Миноносцы охранения спасли 37 человек.

По мнению болгарских аквалангистов (до этого не разу на него не погружавшихся), судно до основания разрушено в послевоенное время. На нем тренировались военные водолазы-взрывники. На экране сонара судно оказалось целым. При погружении выяснилось, что, кроме поломанной мачты, никаких видимых разрушений нет. Судно имеет крен около 45°. Трюмы пустые. Огромные лебедки на палубе. Видны несколько шлюпбалок. Корма опутана саваном рыбацких сетей. Носовые якоря на своих местах. Свободно можно попасть внутрь надстройки, находящейся в центральной части судна. Забраться в помещения надстройки нам не удалось.

SEFАK

Турецкий грузовой пароход. Спущен на воду в 1888 году. Вместимость 330 брт. Останки судна обнаружили рыбаки, случайно зацепив сетью за какое-то препятствие. История его гибели такова: утром 23 мая 1942 года советская подводная лодка Щ-205 (командир - капитан-лейтенант П. Д. Сухомлинов) атаковала торпедами пароход Sеfak. От первого залпа двух торпед турецкий транспорт увернулся, но его капитан, решив не испытывать судьбу, повернул к берегу и стал на якорь. Участь судна была решена: выпустив еще две торпеды по неподвижной цели, командир п/л Щ-205 оба раза добился своей цели. Команда на шлюпке сошла на берег. Все 9 членов экипажа спаслись.

Судно лежит на расстоянии 70 метров от берега, носовой частью в море. Координаты 42°08.611'N 27°53.735'E. Глубина: корма 7 метров, нос 14 метров. Длина судна приблизительно 50 метров. Форштевень прямой. Видны два якорных клюза. Рядом под куском палубы брашпиль и два швартовых кнехта. Паровой машины при беглом осмотре не обнаружено. Судя по обломкам, основной удар торпеды пришелся в центральную часть судна. Корпус судна клепаный. По всей вероятности на корабле было парусное вооружение, так как найдено большое количество бронзовых блоков. Корма представляет собой небольшой фрагмент длиной около 5 метров с сохранившимся винтом диаметром около 1,2 метра и пером руля высотой 3 метра. В 35 метрах от основного корпуса, лежит небольшой адмиралтейский якорь. Большое количество ящиков с кафельной плиткой и фрагментов фаянсовой сантехники свидетельствуют о характере груза на борту судна. Основная часть интересных находок обнаружена в районе 10-12 метров от форштевня. Это бронзовый керосиновый фонарь (без клейма), а также масса всевозможных фигурок из олова со следами краски (обнаженные женщины, собаки, лошади, орлы и т.п.) высотой от 6 до 14 сантиметров. Среди обломков ближе к корме был обнаружен взрыватель от морской мины заграждения, что несколько нас смутило. Получается, что наши подводники приписали себе гибель этого судна. И только после повторного погружения, когда на расстоянии 20 метров от правого борта затонувшего судна мы увидели хвостовую часть советской торпеды, все встало на свои места.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-34 IX-БИС

Подводная лодка была заложена 29 ноября 1937 года на заводе №198 им. Марти, г. Николаев. 30 сентября 1939 года спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года. Вошла в состав Черноморского флота 21 апреля 1941 года. Водоизмещение: 837/1073 т. Размеры: 77,7х6,4х4 м. Дизели: 4000 л. с. Эл. моторы: 1100 л. с. Скорость: 19,5/9 узлов. Дальность: 8200/135 миль. Глубина погружения: 100 м. Вооружение: торпедные аппараты: 6х533 мм, одно орудие 100 мм, одно орудие 45 мм. Экипаж: 45 чел.

В свой последний поход лодка под командованием капитана 3 ранга Хмельницкого вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась. 14 ноября 1941 года в 33 км южнее Бургаса, возле города Созополя (Болгария), море выбросило на берег тела двух советских моряков из экипажа С-34 в резиновых костюмах с аппаратами для спасения экипажа с подводных лодок. Это были Виалет Лаврентьевич Душин (старший лейтенант, помощник командира подводной лодки) и Фрол Дмитриевич Терехов (главный старшина, боцман). Сегодня на этом месте воздвигнут памятник советским морякам-подводникам. На телах подводников были надеты приборы ИСА-М - очевидно, они погибли при всплытии. Возможно, в результате баротравмы легких (самая распространенная причина гибели при аварийном всплытии) при выходе из лодки на предельной глубине. На момент гибели на лодке было 48 человек. Если придерживаться официальной версии и учесть морские течения с севера в это время года и место обнаружения тел подводников, то можно предполагать, что подводная лодка наткнулась на мину 11-13 ноября 1941 года, в районе Бургаского залива, севернее Созополя.

Нам удалось обнаружить на экране сонара объект с возвышением около 6 метров. Погрузится в этот же день нам не удалось. На следующий день на море было сильное волнение, и все погружения пришлось отменить. Надеюсь, что поиск нашей подлодки С-34 удастся закончить в следующем году.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования