Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


SCAPA FLOW

КАПИЩЕ РЭК-ДАЙВИНГА

Денис ДАВЫДОВ

Всех дайверов можно разделить на любителей наблюдать за флорой и фауной морей и океанов и тех, кому подавай всякое «железо», да не простое, а с историей. Ваш покорный слуга принадлежит, безусловно, ко вторым. И хотя подобное увлечение требует времени и денег («железо» с историей еще надо найти), но как же здорово оказаться там, где мало кто до тебя побывал. Узнав о Скапа Флоу года четыре тому назад, я сразу понял, что побывать там я просто обязан. Это место долго держало мировое первенство по количеству «металлолома» на небольшой акватории, и несмотря на то, что американцам во время Второй мировой войны удалось превзойти этот показатель, Скапа Флоу остается культовым местом для любителей рэк-дайвинга и истории. Осуществить эти планы все как-то не выходило, то времени не было, то деньги заканчивались, пока в ноябре 2003 года я не сказал себе: «Или сейчас, или никогда».

МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Оркнейские острова, где собственно и находится Скапа Флоу, простираются к северу от берегов Шотландии и омываются Северной Атлантикой и Северным морем. Благодаря теплому течению климат достаточно мягкий и влажный. Снег выпадает, но держится недолго. Местность гористая и сменяется небольшими долинами, выходящими к морю. Снаружи Оркнейские острова окружены туманом, и все в нем серо: серые невысокие дома под террасами серых крыш на серых улицах. Но внутри серого панциря - уютный мир, согревающий душу. Светло-бежевые плитки мостовой, кривизна узких улочек, запах жареных пирожков и ванили, глиняные и кожаные изделия в витринах. Сплошная лавка древностей. Две трети островов, а всего их более семидесяти, необитаемы. Столица - Кирку-олл - обосновалась на крупнейшем из них, а на острове Мэйнлэнд находится аэропорт. Этот город населяют семь с половиной тысяч жителей, а на всем архипелаге проживает девятнадцать тысяч жителей. Для шотландского графства Оркни и это много. Во втором (и последнем!) городе графства Стромнессе населения и того меньше. На языке первооткрывателей архипелага, кельтов, (по одной из версий) «Оркни» означает «Лесной остров». Но исследования показали, что лесов здесь никогда не было. Острова - как и в древности - покрыты вересковыми пустошами, травами и мхами, растущими на торфяниках, зато на островах всегда был и есть камень. Камень - властелин Оркнейских островов, главное их богатство и их летопись. Луга отделены друг от друга метровыми изгородями, сложенными без всякого связующего раствора. Серые камни сложены в несколько рядов один на другой и придавлены сверху тяжелыми валунами, поставленными на ребро. Камнем покрыты дома, заросшие сверху толстым слоем мха. Камень хранит на себе и загадочные знаки прошлого:

ИСТОРИЯ

Капище Мэйшоу находится всего в получасе езды от столицы. Его каменные плиты испещрены тысячами загадочных знаков, не разгаданных полностью и поныне. Каменная усыпальница в Куотернессе старше египетских пирамид - она ровесница древних построек Месопотамии. Еще полчаса отделяют путника от Скара-Брэ - одного из древнейших человеческих поселений в Северной Европе. Здесь жили пикты - те самые загадочные «синие человечки», описанные Киплингом. На острове Мейнланд, главном и крупнейшем, находится самая большая в Британии коллекция живописных доисторических монументов, святилищ и мегалитов. Возраст их датируется третьим и вторым тысячелетием до нашей эры. В 715 году острова стали частью королевства Пиктов, занимавшего территорию нынешней Шотландии, в IX веке на них обосновались вездесущие викинги, а в конце XV века они перешли под власть Шотландской короны. Обо всем этом можно узнать в Оркнейском музее, расположенном в центре Киркуолла. Кроме того, можно посетить кафедральный собор Святого Магнуса, заложенный в 1137 году, развалины епископского дворца середины XII века, руины дворца, построенного шотландским графом Патриком Стюартом в 1600 году в стиле французского ренессанса. Административно острова являются частью Шотландии, поэтому на зданиях можно увидеть три разных флага. Это британский, оркнейский (красный крест на желтом полотнище) и шотландский (похож на Андреевский флаг, только наоборот: белый косой крест на синем фоне) флаги.

НЕМЕЦКИЙ ФЛОТ

Во время Первой и Второй мировых войн залив Скапа Флоу использовался Британским королевским флотом в качестве якорной стоянки. Так почему же в самом сердце базы британского флота оказался флот немецкий? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется перенестись во времена Первой мировой. По условиям перемирия здесь были интернированы 74 немецких корабля, в том числе 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев. Судьба флота должна была определиться после 21 июня 1919 года - даты официальной капитуляции Германии. Солнце, взошедшее 21 июня 1919 года над Оркнейскими островами, близ северного побережья Шотландии, осветило огромную эскадру, застывшую в зеркальных водах бухты Скапа Флоу. В то памятное утро на германских кораблях царило необычайное оживление. Взоры всех моряков были устремлены на фок-мачту линкора «Фридрих Великий» - флагмана вице-адмирала Рейтера. Ровно в полдень на ней взвился сигнал: «Все наверх!» Спустя 10 минут - еще один: «Одиннадцатый параграф сегодняшнего приказа - признание...». Приказ адмирала еще передавался сигнальными флагами с корабля на корабль, а «Фридрих Великий» уже начал крениться на левый борт. Вслед за ним стали валиться на борт, раскачиваться и тонуть остальные немецкие корабли. Воздух наполнился грохотом взрывов паровых котлов, срывающихся с оснований орудийных башен, скрежетом рушившихся стальных стрел и мачт. Над тонущими гигантами забили фонтаны, потоки воды, всасываемой в стальные утробы, издавали чудовищные звуки. Между гибнущими кораблями метались английские сторожевые суда, они пытались орудийным и пулеметным огнем заставить немецкие команды закрыть кингстоны. Но немецкие моряки прыгали с палуб в воду, в спасательные шлюпки и катера, а тем временем в нижних отсеках кораблей механики и машинисты ударами кувалд загибали штоки клапанов, чтобы их нельзя было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики кингстонов. К пяти часам вечера все было закончено: пятьдесят германских кораблей лежали на дне бухты. Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было затоплено сразу столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук в Тихом океане 51 японский корабль. Свою отметку в истории Скапа Флоу оставила и Вторая мировая, добавив к этому скорбному списку множество подводных экспонатов, и таких известных, как линкоры «Ро\л Оук» и «Хемпшир» (погружения на которые запрещены, так как считаются братскими могилами), и малозначимых, и не обнаруженных до сих пор.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до Скапа можно двумя путями. Путь первый и, на мой взгляд, не самый удачный. Вы летите до Лондона любой компанией, далее покупаете билет на поезд до Абердина (придется ехать минимум с одной пересадкой), в Абердине покупаете билет на морской паром, который ходит два раза в сутки, и через пару часов Вы пришвартовываетесь в городке Стромнесс - цели Вашего путешествия. Используя такой маршрут, Вы немного сэкономите средства, посмотрите страну из окна поезда, но потеряете время и измучаетесь со своим багажом, который придется таскать с собой. Я выбрал второй вариант. Спокойно покупаете билет на самолет компании British Airways прямо до конечного пункта, точнее почти до него (придется добираться на такси еще полчаса, так как аэропорт немного в стороне). Огромный плюс состоит в том, что можно зарегистрировать свой багаж прямо до конечной точки, и Вы путешествуете как белый человек, с рюкзачком за спиной. Кроме того, Вы можете отправить Ваш багаж грузовым рейсом этой же компании, что актуально для фотографов и технических дайверов, чей багаж превышает все мыслимые размеры. Компания British Airways снисходительно смотрит на Вашу огромную дайверскую сумку. Единственное требование к Вашей сумке, чтобы ее вес не превышал 32 кг. Я этим беззастенчиво пользовался, и когда меня просили «облегчить» мою сумочку, я честно доставал оттуда пару «чего-нибудь» и вез это как ручную кладь. Мой «рюкзачок», весом в 26 кг, никто ни разу не просил взвесить, поэтому, имея общий вес 72 кг, я ни разу не заплатил за перевес и ни разу не нарушил правила. Однако, выбрав такой вариант, Вы должны быть готовы к постоянным взлетам - посадкам, правда, в течение всего одного дня. Вот Ваш маршрут: Москва - Лондон - Эдинбург - Уик - Киркуолл. Стоимость перелета точно назвать нельзя, так как она сильно зависит от срока заказа билета и количества свободных мест, стартует от 650 долларов США и может увеличиться более чем вдвое.

ДАЙВИНГ

Все боты представляют собой небольшие переделанные рыболовные сейнеры, с кают-компанией, четырьмя двухместными каютами, помещением для переодевания и хранения снаряжения и ходовой рубки, укомплектованной всем необходимым. Все различия только в размерах судна. Один из самых больших ботов Halton стал мне домом на ближайшие шесть дней. На борту есть душ и туалет, вода, плита и чайник, отопление, 220 V и т.д. Из оборудования для дайвинга предоставляются 12- и 15-литровые стальные баллоны (спарки необходимо заказывать предварительно), груза, нитрокс, тримикс, любые ребризеры (особенно популярны Boddy Inspiration и Drager). Можно также взять оборудование напрокат. Конечно, есть возможность остановиться и в гостинице и в гостевом доме. Но надо быть готовым к тому, что никаких шикарных апартаментов не предвидится. Ваш номер будет чистым, но небольшим. Самая ближняя и, наверное, самая большая гостиница называется «Стромнесс». Она выходит своим фасадом на набережную порта, где и базируются все дайверские боты. Номер в ней, в зависимости от сезона и загруженности, стоит от 35 до 50 фунтов стерлингов. Городок совсем небольшой, поэтому смело можно бронировать гостиницу в самом отдаленном уголке города, пешком до набережной минут пятнадцать из любого конца города. Городок чистенький и дружелюбный. Население составляет около двух тысяч человек, поэтому все друг друга знают и здороваются, в некоторых пабах можно поесть и выпить без оплаты, а оплатить, к примеру, на следующий день. На набережной расположено большое количество пабов и ресторанов, различные магазинчики сувениров. На этой сравнительно небольшой территории, я имею в виду острова, находится три или четыре музея истории. Однако вернемся к дайвингу. Снаряжение, которое используется в ходе погружений, стандартное. Часто владельцы судов просят привезти с собой ленту грузового пояса, если Вы используете тип соединения Вашего регулятора DIN, это тоже не проблема.

Необходимо отметить, что обязательным элементом оборудования является декомпрессионный буй (желательно иметь и лифт бэг), так как не всегда представляется возможным найти спусковой конец для подъема на поверхность. Кроме того, погружения проводятся в условиях постоянных течений, иногда такой силы, что я, например, один раз не смог удержаться двумя руками на «ходовике», поэтому буй выпускал уже в толще воды. Бухта Скапа Флоу имеет достаточно большую акваторию и всего три узких прохода в открытый океан. Естественно, что морские приливно-отливные течения в этих местах достигают нешуточной силы, а ведь именно здесь затоплены так называемые «блок шипс», корабли, исключающие несанкционированные проникновения в бухту, где базируется военно-морской флот Великобритании. Для меня было открытием, как привычно используют декобуй британские и шотландские дайверы. Наверное, и нам надо уделять больше внимания этой части обучения. Кроме того, мы должны готовить в прямом смысле «дайверов открытой воды» (Open Water Diver), а не «дайверов идеальных условий», как это зачастую происходит.

Безусловно, все погружения проводятся в сухих костюмах, так как температура воды варьируется от +8 °С до +10 °С. Термоклин не ощущается, по крайней мере, осенью. Летом поверхностный слой воды прогревается до +20 °С. Видимость под водой зависит от времени года и составляет от 7 до 20 метров. «Цветение» воды происходит два раза в год, в марте и сентябре.

Естественно, что погружения проводятся только на затопленные объекты. В первую очередь это, конечно, известная «семерка» германского флота времен Первой мировой. Кроме того, возможны погружения на «блок шипс», покоящиеся на мелководье проливов. Эти суда были затоплены с целью блокирования входов в залив и защиты этой военно-морской базы. Часть судов лежит вверх килем, однако осмотреть орудия главного калибра все равно возможно. Другая часть судов лежит на борту, и лишь немногие стоят на ровном киле. Проникновение внутрь всех судов не вызывает сложностей, но требует специального оборудования, которым я в этот раз не располагал, поэтому я не залезал далеко. Исключение составляет «блок шипс» «Тобарка», который лежит на глубине 10-15 метров на ровном киле. Доступ во все части корабля, включая машинное отделение, не вызывает затруднения.

Для любителей рэк-дайвинга в акватории Скапа Флоу есть все что душе угодно: крейсеры, минные заградители, подводные лодки, торпедные катера, в общем, все классы кораблей для осмотра и обследования. Нет нужды описывать каждое мое погружение. Все погружения были такими разными и такими удивительными. Безусловно, Скапа Флоу безумно интересна для любителей истории и затопленных объектов, там стоит побывать.

Благодарим за предоставленный материал компанию «Человек-Амфибия».

KONIG

Строительство корабля началось 1 марта 1913 года и закончилось 10 августа 1914 года. Водоизмещение составляло 25 388 тонны. Размеры корабля составляли: 575 футов в длину, 97 футов в ширину, 30 футов в высоту. Корабль приводился в движение с помощью трех больших винтов. Максимальная скорость - 23 узла. Корабль был оснащен броневым поясом толщиной 13,8". На корабле было 10 орудий диаметром 12", установленных на центральной линии судна. Пушки имели дальнобойность 15 000 ярдов. Эти массивные орудия были покрыты броней толщиной 11,8". Для усиления боевой мощи на судне были установлены 14 казематных бортовых орудий толщиной 5,9", 6 орудий калибра 3,45" и 4 противовоздушных орудия калибра 3,45". Также на корабле были установлены 5 подводных торпедных аппаратов толщиной 19,7". Каждая казематная бортовая пушка была установлена на вращающийся пьедестал и была защищена орудийной башней, которая вращалась вместе с пушкой. Эти пушки могли стрелять семью 101-пудовыми снарядами с интервалом в минуту на расстояние 8 миль. KONIG лежит на глубине 40 метров. Расстояние от борта до поверхности воды - 20 метров. Некоторые трофеи помещены в музей. Вокруг судна много незаметных обломков, разбросанных по дну.

BRUMMER

Brummer был построен на верфи города Штеттин. Строительство началось 11 декабря 1915 года, а закончилось 1916 году. Корабль имел водоизмещение 4,308 тонн и приводился в движение 2 турбинами и 2 винтами. Корабль мог развивать скорость до 28 узлов. Размеры корабля составляли 462 фута в длину, 44 фута в ширину, 20 футов в высоту. Brummer имел броневой пояс толщиной 1,6". Броневой пояс ходового мостика и лобовая броня орудия главного калибра были 3,8" в толщину, а палуба 0,6" в толщину. Корабль был оснащен четырьмя орудиями калибром в 5,9", и двумя противовоздушными пушками калибром 3,4". Судовая команда состояла из 309 офицеров и матросов. Корабль находится в хорошем состоянии, несмотря на несколько разрушенных участков, и полностью доступен. Лучшее место для осмотра, пожалуй, ходовой мостик. Практически к нему ведет спусковой конец. Минимальная глубина от поверхности воды до борта судна составляет 20 метров, а от поверхности воды до дна - 36 метров. Орудие главного калибра (5,9") до сих пор в хорошем состоянии. Две мачты корабля повреждены и сейчас покоятся на дне. Но на мачтах по сей день сохранились антенны, лампы и дальномеры. Недавно с корабля сняли и поместили в музей 2 винта. Конец якорной цепи лежит на дне. Затопленный корабль находится недалеко от скалистых островков, в середине залива, известного как Barrel of Butter.

DRESDEN

Dresden был построен и разработан на верфи Ховальдсвурк в Киле. Строительство началось 25 апреля 1917 года, а завершилось в 1918 году. Корабль имел водоизмещение 5,531 тонн. Он был оборудован 2 винтами. Корабль мог развивать скорость более 28 узлов, и был защищен броневым поясом шириной 2,4". Палуба была защищена броней толщиной 2,4". Орудие главного калибра было защищено броней толщиной 3,8". Dresden был оборудован 8 орудиями калибра 5,9" в отдельный башнях: 2 из них были на носу корабля, одна на другой стороне мостика в районе грот-мачты, две - в центре кормы. Также на судне были 3 противовоздушных орудия калибром 3,4". На палубе установлены 4 торпедных аппарата диаметром 23,6". Судовая команда состояла из 559 офицеров и матросов. Корабль был затоплен 21 июня 1919 года. Dresden лежит на глубине 34 метра на левом борту. Глубина от поверхности воды до борта от 16 до 18 метров. Якорные цепи лежат на дне. Первоначально на корабле было 2 орудия главного калибра спереди от ходового мостика на носу корабля. Но они были сняты и помещены в музей. За ходовым мостиком, ближе к корме, было три трубы. Сейчас на месте дымовых труб зияет провал, с множественными завалами металлических конструкций. Дверные проходы сейчас расположены горизонтально. Якорь до сих пор лежит впереди форштевня.

MARKGRAF

Корабль был построен по образу и подобию KONIG и KRONPRINZ WILHELM. Строительство началось 4 июня 1913 года, а завершилось 1 октября 1914 года. Водоизмещение составляло 25, 388 тонн. Размеры корабля составляли 575 футов в длину, 97 футов в ширину и 30 футов в высоту. Судно приводилось в движение тремя большими винтами, которые позволяли развивать скорость более 21 узла. На судне было установлено 10 орудий в пяти двойных оружейных башнях, покрытых броней 12", 14 казематных бортовых орудия с броней 3,45" и 4 противовоздушные пушки, покрытые броней 3,45". Экипаж судна составлял 1136 человек. MARKGRAF лежит на глубине 45 метров. Расстояние от поверхности воды до борта 24 метра.

KRONPRINZ WILHELM

Строительство корабля началось 21 февраля 1914 года и закончилось 8 ноября 1914 года. KRONPRINZ WILHELM, KONIG и MARKARF были настолько большими, что пришлось расширять Кильский канал для того, чтобы они могли выйти из верфи в море. Размеры судна составляли 575 футов в длину, 97 футов в ширину и 30 футов в высоту. Водоизмещение было от 25, 388 до 25, 800 тонн, в зависимости от загруженности судна. Корабль был покрыт броневым поясом толщиной 13,8". Палуба была защищена броней толщиной 3,8". Орудия были защищены броней в 11,8". Корабль был оснащен десятью пушками, покрытыми броней 14", которые были установлены в районе грот-мачты, пятью орудиями главного калибра с двумя стволами. Кроме этого, было 14 казематных бортовых орудий с броней 5,9", несколько противовоздушных пушек с броней 3,45" и пять торпедных аппаратов. Турбины мощностью 46 000 л.с. позволяли развивать скорость до 21.3 узла. В своем классе это был самый быстроходный корабль. Для обслуживания судна требовалось 1136 человек судового экипажа. Сейчас судно лежит на глубине около 34 метров. Это не такой глубокий дайв, как на KONIG, но, несмотря на это, очень интересный.

COLN

Корабль был построен в Гамбурге на верфи «Блом и Фосс». Строительство началось 5 октября 1916 года и завершилось в 1918 году. Корабль имел водоизмещение 5,531 тонн. Размеры корабля составляли 510 футов в длину, 47 футов в ширину и 21 фут в высоту. Корабль был оснащен 2 винтами. Он развивал скорость более 29 узлов и был защищен броневым поясом толщиной 2,4". Рубка была защищена броней толщиной 3,8". Корабль был вооружен восьмью пушками толщиной 5,9": две на носу корабля, одна на мостике, одна в районе грот-мачты, две в центре кормы, а также тремя противовоздушными пушками толщиной 3,4". На нем было четыре торпедных аппарата диаметром 23,6", стоящих на палубе. Корабль мог перевозить до 200 мин. COLN был значительно больше и лучше вооружен, чем BRUMMER. Судовая команда состояла из 559 офицеров и матросов. Корабль был затоплен 21 июня 1919 г. COLN лежит на глубине 35 метров. Глубина от поверхности воды до борта судна 20 метров. Корабль находится в хорошем состоянии. Первоначально рэк имел 2 пушки диаметром 5,9" на носу корабля, но эти пушки были сняты и помещены в музей. В кормовой части, в районе трубы, сохранилось орудие калибром 5,9". Погружение лучше проводить в носовой части корабля, так как она лучше сохранилась. В кормовой части интерес представляют два орудия, находящиеся прямо после разлома.

KARLSRUHE

Строительство корабля началось 31 января 1916 года на верфи Кайзер в Вильгельмсхафен и закончилось в 1917 году. Он принимал участие в военной кампании осени 1917 года по завоеванию Балтийских островов. Корабль был значительно легче, чем COLN и Dresden. Водоизмещение корабля составляло 5,354 тонны. KARLSRUHE приводился в движение с помощью двух турбин, работающих на смешанном топливе, и двух винтов. Корабль мог развивать скорость около 28 узлов. Он был защищен броневым поясом толщиной 2,4". Орудие главного калибра было покрыто броней толщиной в 3,8". На судне было 8 орудий. Из них два были расположены на носу, два - на капитанском мостике впереди, 2 - на палубе ближе к грот-мачте, 2 - на бортах. На KARLSRUHE были установлены две противовоздушные пушки, покрытые броней, толщиной 3,5" и 2 торпедных аппарата, стоящих на палубе диаметром 19,7". На корабле могло находиться около 200 мин. Судовая команда состояла из 475 офицеров и матросов. KARLSRUHE был затоплен 21 июня 1919 года. Он лежит на глубине 26 метров от поверхности воды. А расстояние от борта до поверхности воды составляет 12-14 метров. В отличие от других кораблей, KARLSRUHE сильно поврежден, особенно в средней части. Тем не менее, из-за небольшой глубины и естественного освещения можно тщательно осмотреть рэк за одно погружение.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования