Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


МИР ИНОЙ

Андрей ОСТРОВСКИЙ Кандидат биологических наук

ТАЙВАНЬСКИЙ ДНЕВНИК

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ

В 2004 году меня пригласили поработать в Тайваньском национальном университете океана. Это одно из крупнейших учебных заведений островного «государства» изначально было создано для подготовки судостроителей и судоводителей. Теперь же здесь обучаются еще и будущие рыбопромысловики, изготовители снастей, специалисты по марикультуре и морские биологи.

ПРИЕХАЛИ

Идем на посадку, проведя в воздухе 14 часов и пролетев около 4000 миль. На экранах телевизоров - иероглифы, в ушах - бодрый марш молодых хунвэйбинов. Кстати, за нелегальный ввоз в страну наркотиков, оружия и боеприпасов здесь полагается смертная казнь, и нас в самолете честно об этом предупредили. В аэропорту Тайбэя, столицы Тайваня, температура 24°С, душно и влажно. Тропики, однако. День солнечный, но с океана ползет густой туман.

Меня встречала Джейн Льюис, советник Президента университета. Она - альголог, специалист по морским водорослям, и одновременно главный устроитель и фондодержатель мероприятия, на которое меня пригласили. Час дороги до порта Ки Лунг. Шоссе петляет между не то очень большими холмами, не то низкими горами. Очень красиво, так как их склоны покрыты тропическим лесом.

В Ки Лунге мы выгрузили мои вещи в студенческом общежитии и поехали в университет. Джейн представила меня своим китайским студентам, имена которых я долго не мог запомнить, несмотря на наличие европейских псевдонимов. Пошли на ленч в университетскую столовую. Экзотика началась! Берешь картонную тарелку, накладываешь из десятков разнообразных подносов всего по чуть-чуть (меня сразу предупредили, что внешность - обманчива) и направляешься к кассе. У кассы - весы. Еду - взвешивают! И, исходя из веса, оценивают. Полкило этого разнообразия (овощи, грибы, рыба, птица и т.д.) стоит около 50 тайваньских долларов ($1,5). Перекусили - я очень удивлялся сладкой курице и прозрачной лапше,- заели неизменно безвкусным рисом и соевым супом. Они здесь бесплатные, и можно кормиться только ими, не тратя ни одного виджияо (местная копейка), что некоторые студенты и делают.

Из столовой пешком отправились в общагу. Мимо набережной, по узким улочкам с сумасшедшим движением почти без правил, мимо грязных многоэтажек с развешанным на балконах бельем, вывесок с иероглифами, маленьких мастерских, где не соблюдаются никакие правила безопасности и охраны здоровья, и красных бумажных фонарей, под которыми здесь ничего эдакого не подразумевается...

Вечером всех новоприбывших повели в ресторан «в японском стиле» или «Тапаньяки». Гости садятся полукругом перед полукруглой же плитой. За ней, как дирижер за пультом, повар. На глазах у «изумленной» публики он поливает горячую плиту маслом, выкладывает на нее порциями куски мяса, овощи, грибы, моллюсков, лапшу и прочее, солит-перчит, тут же бодро и мастерски все это перемешивает, снимает нагар и раскладывает готовое на фольгу перед едоками. Гости берут себе всего понемногу в тарелки с рисом. Делать это положено, естественно, палочками! Нет, все-таки для поедания риса человеком не было придумано ничего более совершенного, чем эти самые палочки! Правда, я не умею есть палочками - у меня все из них валится!

После ужина бредем в общежитие, и я не перестаю удивляться этому миру, который так не похож на наш: маленькие мужчины и женщины, часто одетые в одинаковые синие спортивные костюмы, маленькие закусочные, где внешность еды приводит в замешательство, бабушка в крестьянских соломенных сандалиях, традиционной конической шляпе и с коромыслом на плечах, чуть не насквозь просматриваемые квартиры на первом этаже, приятные и не очень запахи и иероглифы, иероглифы, иероглифы. Другой, абсолютно иной мир!

Главное, вовремя нагибаться в дверных проемах. Чувствуешь себя здесь если не Гулливером, то уж, по крайней мере, Шварценеггером. Тротуаров практически нет, а если есть, то шириной не более 70 см. Все заставлено мотороллерами и машинами, и народ топает по обочинам. Но все спокойно, как-то по-домашнему...

К ОКЕАНУ

С утра втроем (Джейн, еще один русский и я) выехали за живым материалом. Для лекций и лабораторной работы были необходимы некоторые представители морской фауны, и нам предстояло выяснить, где их можно более или менее легко собрать, не привлекая судно.

Через Ки Лунг и Тайбэй нам нужно было добраться до устья некой реки, впадающей в океан, и там начинать поиски, двигаясь вдоль северного побережья Тайваня на восток. Океан, как это ни удивительно, здесь традиционно считается причастным к злу, «плохим». Только моряки и рыбаки с ним «на короткой ноге», и негативное влияние океана на них практически не распространяется или, по крайней мере, не столь велико. Обычный же человек просто так на берег не ходит. Естественно, сейчас эти предрассудки не столь сильны, как раньше, но в свое время их очень выгодно использовали военные, огородив заборами своих баз чуть ли не все побережье. Мы неоднократно сворачивали с основного шоссе на боковые дороги и, как минимум, дважды натыкались на контрольно-пропускные пункты. В третий раз мы свернули к какому-то храму, который со стороны выглядел скорее как старый гараж или склад и вокруг которого спало несколько собак. Кстати, храм на Тайване может открыть любой. С одной стороны, терпимость к любого рода религиям и их мирное сосуществование - традиционны, с другой - это доходный бизнес. Имея храм, голодать не будешь. Наконец вышли на песчаный берег океана. Вода мутная и довольно прохладная (около 17°C). Ничего, кроме небольшого количества раковин, мы на нем не нашли. Следующая остановка пришлась на каменистое побережье, результат поисков опять нулевой: у берега все перемалывается волнами, а глубже - не выплыть. И только третья остановка была более или менее успешной. На замечательном древнем коралловом рифе полно мелких крабов, равноногих рачков, многощетинковых червей, моллюсков, актиний, гидроидов и прочей живности, а в оставшихся после прилива литоральных ваннах полоскало разноцветные водоросли. И как же красив был здесь океан! По его темной лазури катилась зыбь, вскипая длинными белыми полосами на рифах. Особенно потрясающий вид открывался сверху.

НОЧНОЙ РЫНОК И ХРАМ

Вечером нас повезли на ночной рынок. Десять минут на старом автобусе, в котором звонок (остановка по требованию) приводится в действие при помощи тросиков, протянутых изнутри по правому и левому борту вдоль всего салона. Потянешь за тросик, звонок тренькнет, автобус остановится. Вообще здесь вся электропроводка и трубы проходят прямо по наружным стенам домов, отчего улицы сильно напоминают заводскую территорию.

И вот мы в длинном переулке, который смело можно назвать обжорным рядом. Огни рекламы с иероглифами, людской поток, а по обе стороны - ресторанчики, закусочные, обжорочки и объедаловки! Десятки, а может быть, сотни! И в них сидит, ест и пьет народ! Ест все, что выставлено, в сыром и приготовленном виде: крабы, кальмары, осьминоги, креветки, двустворчатые моллюски, разнообразная рыба. Тут же мясо, птица, яйца, всевозможные потроха, немыслимые грибы и фрукты-овощи, а также масса блюд, в которых признать исходный продукт абсолютно невозможно. И на взгляд, и на вкус!

Сладости всякие опять же. Довольно популярны, например, маленькие помидоры, нанизанные на деревянные палочки, как шашлык, и облитые сахарным сиропом, как леденец. Так же поступают и с клубникой. Многое продают с передвижных кухонек-тележек. Едет такая «кухонька»: сверху лежат сладкие шашлыки из помидоров, снизу болтается ведерко с горячим сахарным сиропом.

Со всех сторон - гвалт, смех, бульканье супов, шкворчанье масла, чавканье, шум проезжающих машин. И мы, овеваемые странными, приятными, а иногда откровенно тошнотворными запахами, бредем в толпе, сверкаем фотовспышками, удивляемся. А вокруг - народ, народ, люди... И все, знаете ли, китайцы. Просто гуляют, сидят семьями и закусывают, едут по делам на своих мотороллерах (многие закрывают лицо повязками) и оборачиваются, признавая в нас иностранцев.

Зная, что многие из нас с опаской относятся к местным деликатесам, нашу группу усадили есть суши. Студенты купили всем, кроме себя, пива. «А вы?!» - «Нет, нет! Мы будем пьяные!» Суши были восхитительны: прямо на улице, за деревянным столиком, в центре ночного рынка и людского хоровода! Ломтики филе трех разных видов морской рыбы укладываются на тарелку вместе с какой-то очень хитрой овощью, тонко нашинкованной, совершенно прозрачной и на вкус напоминающей редьку. Берешь ломтик рыбы с «редькой», обмакиваешь в соевый соус с некой пастой салатного цвета и ешь. Сырая рыба, на мой взгляд, и сама-то по себе неплоха, а с овощью и соусом - и вовсе замечательна. Паста портила все дело, будучи на вкус похожа на крем для бритья. Но китайцы убеждали, что это и есть самое оно! Типа, и рыбу можно не есть, а пасту нужно попробовать непременно! Попробовал... Пусть сами едят.

Сопровождающие студенты «пасут» нас, как шотландские овчарки - овец. После ужина они завели нашу группу в даосский храм, «охраняющий» территорию рынка от всяческих напастей. Храм посвящен богине Мацу - покровительнице рыбаков, и во многом напоминает буддистский храм: боги, демоны, благовония, цветы, фрукты, свечи, и все в позолоте. Около дверей храма два льва и дракон. Входить в храм нужно всегда в правую дверь, а выходить - в левую, иначе весь год тебя будут преследовать несчастья. В буддистских храмах мы побывали позже. Глядя на его скульптуры (смеющийся, поучающий, сердитый и даже зевающий Будда), очень сложно представить себе, каков статус этого бога в понимании поклоняющихся ему людей.

«ЖУЧЬИ ОРЕШКИ» И МОТОРОЛЛЕРЫ

Работа идет своим ходом. Днем - лекции и лабораторные, вечером - культурная программа. Один день был целиком отведен под полевую экскурсию. Всех погрузили в два микроавтобуса, и мы отбыли на западное побережье острова. Всю дорогу крутили головами, рассматривая пейзажи. Некоторые вещи удивляют, некоторые расстраивают. Удивительны вездесущие рисовые поля. Именно вездесущие, потому что располагаются они и в сельской местности, и в городах (!). То есть прямо между многоэтажными домами. Техника возделывания изменилась не сильно: тут же по щиколотку в жидкой грязи работают люди, мотыгами разравнивая ее поверхность. Иногда ездят маленькие трактора, тоже «по уши» в грязи, но чаще работы ведутся по старинке, вручную. Расстраивает то, что поля располагаются прямо у мощных автострад и под хайвеями. Другими словами, выхлоп тысяч и тысяч машин оседает прямо на поля. Тайваньцы обожают мотороллеры, или скутеры, как их здесь называют. Вот почему вместо привычных глазу (практически по всей Юго-Восточной Азии) велосипедов здесь мы видим скутеры. Иногда на них едут вчетвером: впереди папа с чадом, сзади мама, а между ними - еще одно чадо. Детей обычно возят сзади или впереди, посадив на коленки. А один раз я видел, как малютка стояла между рулем и мамой, уткнувшись ей в живот лицом. Как кому удобно! Здесь же, под ногами, часто возят собак. Как только хозяин (или хозяйка) останавливается перед светофором, собачонка спрыгивает и начинает бегать вокруг мотороллера. Зеленый свет, мотор взвывает, друг человека заскакивает на подножку, и скутер срывается с места.

Наши микроавтобусы продолжают свой путь на запад. Вдоль шоссе через каждые сто метров расставлены стеклянные будки с молоденькими девушками, сидящими внутри на высоких стульях и явно чем-то торгующими. Предположили, что они торгуют собой, но Джейн все объяснила. Во многих местах в Азии популярны «стимуляторы настроения», короче - легкие наркотики. Их продажа не запрещена, но полностью контролируется государством. На Тайване в качестве одного из таковых народ жует так называемые «жучьи орешки». Это плод какой-то пальмы, внутрь которого засовывают еще что-то. Вот эти девушки, часто - подрабатывающие студентки, и продают их. Местный народ, особенно почему-то таксисты, любит эти орешки, но привычка эта не безвредна.

Проехав около 200 километров и покружив в поисках дороги к океану, мы наконец достигли уединенного местечка, окруженного арбузными полями. Неподалеку что-то жевали философически настроенные местные коровы и строился буддийский храм.

Сначала геолог из университета сводил нас к плейстоценовому обнажению, где мы наковыряли древних раковин, а затем все пошли к океану. Сначала мимо рыбацких домиков, рядом с которыми сушились сети, потом мимо очень по-нашему выглядевших свалок (тут же, на задах двориков) и могилок родственников здешних обитателей. Все вперемешку. Пока муж в море, жена пашет арбузную грядку, причем в плуг впряжена корова.

То там, то тут мы останавливались, переворачивая камни и штормовые выбросы, - искали остатки селящихся на них организмов. Волнение было очень сильным, и прибой не позволял войти в воду. Побережье, как и во многих других местах на Тайване, здесь было защищено волноломом из огромных бетонных блоков. Волны колотили по ним разбитую рыбачью шхуну. Грустное и одновременно какое-то романтическое зрелище. Пахнет морем и дальними странствиями...

В результате мы нашли все, что хотели, а одному из студентов посчастливилось отыскать очень крупную раковину осьминога-аргонавта.

ГОРЯЧИЕ ИСТОЧНИКИ, ПОТУХШИЙ ВУЛКАН И ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

Ки Лунг известен своими горячими источниками. Мы попросили, чтобы нас отвезли туда на экскурсию. В один из дней всех усадили в машины и повезли в горы. Мы забирались все выше и выше. Красота невероятная! И орлы, понимаешь, летают... Дух захватывает! Добрались до некой постройки, припарковали автомобили и вошли внутрь.

Горячие источники оказались несколькими бассейнами, выложенными плиткой или галькой, с водой различной температуры. В самом горячем было что-то около 40 градусов. С него мы и начали медленное «погружение». Выскочив из горячей воды, посидели в холодной, понежились и пошли мазаться грязью. Китайцы сказали: «Полезно, однако!» Вся горячая вода - мутно-серого цвета и, естественно, с запахом сероводорода. Так что когда мы, вывалявшись в грязи, семенили мимо булькающих ванн к очередному бассейну, то выглядело это чертовски забавно. Там еще душ был, настоящий брандспойт: включаешь на нужную мощность и получаешь гидромассаж желаемого места в нужных количествах.

Потом нас, разморенных и хихикающих, повезли смотреть на кратер потухшего вулкана. Мы забрались так высоко, что леса сменились альпийскими лугами. Вообще Тайвань чуть не сплошь покрыт горами и холмами, а самая высокая вершина достигает 3995 метров над уровнем моря. Там уже вечные льды. Старая кальдера дымилась: столбы газа и пара вырывались из расселин, и грунт вокруг них был окрашен желтыми пятнами серы. Еще одно новое для меня впечатление: земля рядом с курящимися фумаролами была горячей. За ужином нам показали чайную церемонию по-китайски. Это действительно интересно. В высокую узкую чашечку наливают цветочный чай, а широкой чашечкой - накрывают ее. Затем опрокидывают это сооружение, переливая чай из одной чашечки в другую. Сначала нюхают высокую (запах чая напоминает слабые духи), затем пьют из широкой.

РЫБНЫЙ РЫНОК

Работа подходила к концу. Лекции прочитаны, коллекции определены, контакты установлены. Погода подвела, и мы не сумели сделать всего, что планировали, но такова жизнь. За день до отъезда мы попросили отвести нас на рыбный рынок. По пути к нему мы минули огромную «лужайку»-набережную, наполненную праздной публикой с детишками. Воскресенье! Над всей этой смеющейся, бегающей и жующей толпой высоко (и не очень) в небе летали воздушные змеи. Множество! В виде драконов, птиц, самолетов, дельтапланов, планеров и прочая, и прочая. Их здесь же и продавали. А теперь представьте - солнечный день, зеленые склоны гор, голубой океан, а между ними - счастливые дети с воздушными змеями. Ощущение абсолютного счастья! Тут поневоле впадешь в сентиментальность. Воздух пронизан сотнями блестящих струн-нитей, уходящих куда-то в небо, змеи ярко раскрашены, они догоняют друг друга, виляют хвостами и трепещут крыльями! Ну что тут еще добавить?!

У дверей каждого ресторанчика на рыбном рынке - обязательная «выставка»: набор лотков со льдом, в котором пребывают разнообразная рыба, креветки, крабы и моллюски. Тут же несколько больших аквариумов с живой рыбой, каракатицами, лангустами и крабами. Все кишит, копошится и булькает: в аквариумах проточная вода и аэраторы.

Главная часть рынка - торговая, оживлена еще больше. С противоположной стороны пришвартованы рыбачьи суденышки с галогенными лампами для ловли кальмаров на «свет». В самом помещении - столпотворение. Так же как и у ресторанов, где посетители сами выбирают себе рыбу из аквариума, покупатели тычут пальцами в многочисленные лотки с проточной водой, в которые рассажены всевозможные морские обитатели. Чего тут только нет! Каракатицы величиной с кошку! Глаз тунца размером с крекер! Рыбы-сабли, мурены, различные виды крабов (клешни перевязаны, чтобы не калечили друг друга и покупателей). Креветки нескольких видов, раки-богомолы, осьминоги (сидят в сетках, чтобы не удрали), даже мечехвост! Я, морской биолог, в первый раз в жизни держал в руках знаменитого брюхоногого моллюска - халиотиса или морское блюдечко! С рынка мы вышли в очередной раз обалдевшие...

Часть вторую, практическую, читайте в следующем номере.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования