Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПОД ЗНАКОМ МАРЛИНА

В ходе фестиваля «Дайвинг 2005» мы встретились с генеральным директором корпорации Beuchat Кристофом Маргнетом (Christophe Margnat), который любезно согласился рассказать читателям журнала DiveTek о линейке регуляторов, производимых его компанией.

Как известно, родиной первого в мире регулятора является Франция, а его отцами-создателями - легендарные Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян. Не удивительно, что именно в Европе основаны и успешно развиваются многие ведущие компании в области производства водолазного снаряжения.

В 1947 году во Франции (г. Марсель) один из энтузиастов подводного плавания Жорж Буша (George Beuchat) основал свою небольшую фирму, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в производстве широкого спектра снаряжения для дайвинга, а торговая марка BEUCHAT - эталон надежности, качества и безопасности. Особое внимание в компании уделяется созданию совершенных регуляторов, безупречно работающих в самых сложных условиях.

BEUCHAT предлагает различные регуляторы, которые без труда находят своего потребителя, так как модельный ряд выпускаемой продукции достаточно разнообразен по конструктивным особенностям, внешним регулировкам и эстетике формы. Секрет популярности регуляторов BEUCHAT заключается в идеально отлаженной системе производства: использовании новейших технологий и материалов; компьютерном контроле качества на каждом этапе изготовления, сборки и тестирования как отдельных элементов, так и всего регулятора в целом. Поэтому, какой бы регулятор вы ни выбрали, неизменными в нем всегда есть и будут высокое качество и надежность.

Чтобы рассмотреть особенности регуляторов BEUCHAT и облегчить ваш выбор, предлагаю условно сгруппировать их по следующим категориям:

  • элитные модели для интенсивного использовани\ - VX 200 (рис. 1), VX 80 Iceberg (рис. 2), VX 10 Iceberg (рис. 3);

  • модели среднего класса повседневного назначения - VX 100 (рис. 4), VX 80 (рис. 5);

  • модели для начинающих - VX 40 (рис. 6), VS 3 (рис. 7).

    Первая группа регуляторов способна работать в наиболее сложных условиях: низкие температуры (температура воды менее +10°С), большие глубины, интенсивная вентиляция легких подводного пловца и т.п. Регуляторы имеют встроенную противообледенительную систему первой (редуктора) и второй (дыхательного автомата) ступеней.

    Устройством, наиболее подверженным воздействию низких температур, является редуктор. Он работает по достаточно простой и надежной схеме, но условия его функционирования, с точки зрения воспринимаемых динамических нагрузок и температурных перепадов, достаточно жесткие. Так, при зарядке баллонов сжатым воздухом температура заряжаемого воздуха (и баллонов) повышается, а при редуцировании (снижении давления) сжатого воздуха в регуляторе происходит интенсивное охлаждение воздуха (и регулятора тоже). В обоих случаях имеет место проявление законов Шарля и Гей-Люссака: для данной массы газа изменение его объема (при постоянном давлении) или давления (при постоянном объеме) прямо пропорционально изменению его абсолютной температуры. Таким образом, низкая температура от охлажденного воздуха через мембрану передается пружине водной камеры, где происходит интенсивное образование льда. Лед приводит к блокировке пружины, и регулятор входит в режим свободной (неконтролируемой) подачи воздуха. А именно: заблокированная пружина не позволяет мембране вернуться в исходное положение и управлять работой редукционного клапана. Из-за постоянно открытого клапана давление воздуха во всей системе возрастает. Поточный редукционный клапан дыхательного автомата открывается и удерживается в этом состоянии бесконечно долго. На вдох идет постоянная подача воздуха, что и называется эффектом «free flow».

    Компания BEUCHAT запатентовала ряд устройств, в значительной степени ослабляющих процесс обледенения деталей пневмомеханического механизма и обеспечивающих устойчивую работу регулятора в условиях низких температур. Противообледенительная система первых ступеней VX 200, VX 100, VX 80, VX 80 Iceberg, VX 10 Iceberg выглядит одинаково и работает следующим образом (рис. 8).

    Во-первых, пластиковая (антиобледенительная) камера, в которой находится пружина, играет роль теплозащитного барьера. Дно камеры изолирует пружину от низких температур со стороны основной камеры воздуха среднего давления (ВСД).

    Во-вторых, сверху над пружиной находится массивная металлическая регулировочная гайка, работающая как теплообменник. Тепло воды через металл передается пружине, обеспечивая благоприятные температурные условия для ее работы.

    И наконец, антиобледенительная камера заполнена силиконовой смазкой до нижнего края выступающей части гайки. Вся эта система работает, как поршень. Колебания мембраны через пластмассовое дно передаются силиконовой смазке, которая перекачивается в верхнюю часть камеры и обратно. Перемещение смазки вызывает циркуляцию воды, поступающей через отверстия в крышке водной камеры. Как известно, в потоке воды процесс образования кристаллов льда затруднен и маловероятен.

    Противообледенительная система не только участвует в бесперебойной работе первой ступени, но также изолирует все внутренние детали редуктора от контакта с холодной/грязной водой, попутно обеспечивая хорошую антикоррозионную защиту.

    Вторые ступени регуляторов VX 200, VX 80 Iceberg, VX 10 Iceberg представлены в антиобмерзающем исполнении. Крышки водных камер дыхательных автоматов металлические, наряду с этим у VX 200 имеется металлическое прижимное кольцо оригинального ультрасовременного дизайна. Воздух низкого давления (ВНД) при обтекании внутренних поверхностей металлических элементов второй ступени повышает свою температуру до значения, близкого к температуре окружающей водной среды. Происходит это за счет высокой теплопроводности металла. Кроме того, все детали редукционного клапана заключены в металлический корпус, который в зоне низких температур (наибольшего перепада давлений) исполнен в виде радиатора с четырьмя пластинами большой площади (рис. 9). Вода, играющая роль теплоносителя, циркулируя между пластинами радиатора, позволяет повысить температуру воздуха низкого давления, избежать обмерзания и дальнейшего заклинивания редукционного клапана.

    Комфортность дыхания и высокая производительность регуляторов BEUCHAT обеспечиваются в результате использования различных пневмомеханических схем и внешних регулировок.

    В первой и второй группах регуляторов в качестве управляющего элемента первой ступени применяется эластичная мембрана. Использование мембраны достаточно широко распространено по следующим причинам:

  • во-первых, надежность мембраны очень высока и она не подвержена отказам, носящим внезапный характер;

  • во-вторых, мембрана не требует каких-либо особых мероприятий по обслуживанию, кроме выполнения требований по своевременному техническому осмотру и соответствующему хранению.

    В моделях VX 40, VS 3 применяется поршневой редуктор, который наиболее прост в исполнении и обслуживании. Срок службы поршня практически не ограничен. При его использовании исключается такой вид отказов, как постепенный, связанный с механическим износом и старением материала. Однако в связи с тем, что поршень работает в прямом контакте с водой, возможно заклинивание поршня из-за попадания на его рабочую поверхность посторонних частиц (песка, окалины и т.п.), а также его обмерзание при работе в условиях низких температур. Поэтому не рекомендуется использование этих регуляторов в грязной и холодной воде.

    Редукционные клапаны обеих ступеней всех регуляторов, кроме VS 3, сбалансированы, то есть имеют такое конструктивное исполнение, которое полностью исключает зависимость усилия для их открытия от величины давления воздуха в баллонах (воздуха высокого давления - ВВД). Все это приводит к практически постоянному и низкому сопротивлению дыхания подводного пловца во время всего цикла вдоха/выдоха, а также незначительной работе дыхания. В результате вы имеете возможность дышать под водой стабильно и легко, независимо от глубины погружения и интенсивности потребления воздуха.

    Вопрос сбалансированности клапана первой ступени решен за счет введения дополнительной камеры ВСД, называемой камерой разгрузки (рис. 8). Камера разгрузки соединена с основной камерой ВСД каналом внутри штока клапана. Из рисунка видно, что давление РВВД со стороны камеры ВВД на обе поверхности тарелки клапана взаимно компенсируется. Давление РВСД на часть поверхности тарелки клапана со стороны основной камеры ВСД и на часть поперечного сечения полого штока со стороны камеры разгрузки тоже взаимно компенсируется из-за равенства площадей, воспринимающих это воздействие. Единственная неуравновешенная сила - это сила упругости пружины FУПР. Следовательно, эта система является сбалансированной.

    Аналогичным образом решена проблема сбалансированности редуцирующего устройства дыхательного автомата (рис. 9). Торец штока клапана выведен в изолированную от камеры ВНД вспомогательную камеру разгрузки, соединенную посредством канала в клапане с камерой ВСД. Площади рабочей поверхности тарелки клапана и торца штока равны. Из чего следует, что при равенстве давлений устройство будет сбалансировано, то есть разгружено. Достоинством такой конструкции является простота, надежность, а также обеспечение стабильности параметров воздушной смеси на вдохе (сглаживаются неизбежные пульсации давления воздуха в процессе работы дыхательного автомата).

    Мембранные первые ступени регуляторов являются не просто сбалансированными, а сверхсбалансированными устройствами (over balanced). Эта уникальная особенность проявляется в незначительном повышении установ очного дав ления (РУСТ) на завершающем этапе погружения (декомпрессионной остановке), когда в баллоне остается резервный запас воздуха (РВВД≤50 бар). Например, при РВВД=230 бар - РУСТ-9,3 бар; а при РВВД=50 бар - РУСТ-9,6 бар. Дайвер, выполняющий декомпрессию, обычно находится в вертикальном положении. Перепад давлений между дыхательным автоматом и уровнем легких составляет примерно 30 см водяного столба (0,3 бара). Чтобы скомпенсировать эту разницу давлений и снизить усилие, создаваемое легкими подводного пловца для открывания поточного редукционного клапана дыхательного автомата, установочное давление, а значит, и РВСД, автоматически повышаются на вышеуказанную величину.

    Секрет этого процесса кроется в конструкции элемента, управляющего работой редукционного клапана первой ступени. Усилие мембраны как основного управляющего элемента через опорную поверхность и шток толкателя передается непосредственно штоку клапана. Шток клапана представляет собой полую конструкцию, внутри которой свободно перемещается толкатель. При подъеме к поверхности, когда снижается гидростатическое давление (РH2O), нарушается равновесие мембраны. Она прогибается в водную камеру и сжимает пружину. Пружина дополнительно аккумулирует энергию, пропорциональную глубине погружения. Вместе с мембраной перемещается вверх толкатель, одновременно освобождая пространство внутри полого штока клапана. Когда мембрана возвращается в равновесное состояние (при вдохе), толкатель работает как поршень, дополнительно сжимая воздух внутреннего канала. Возникающее при этом усилие на поперечную внутреннюю поверхность штока клапана суммируется с силой упругости пружины водной камеры. В этом заключается эффект увеличения установочного давления, который не только приводит в действие редукционный клапан, но и удерживает его в открытом положении. Таким образом происходит увеличение РВСД, что в свою очередь снижает усилие на вдохе из дыхательного автомата и положительно сказывается на комфортности дыхания. Если вы считаете, что дыхание недостаточно комфортное, имеется возможность тонкой ручной регулировки вашего регулятора - рукоятками приведения в действие эффекта инжектирования воздушного потока (эффект Вентури) и настройки сопротивления дыхания.

    Немаловажной особенностью регулятора является его способность обеспечить требуемую конфигурацию водолазного снаряжения: количество портов ВВД и ВСД первой ступени и их пространственное расположение. Следует отметить, что VX 10 Iceberg, VX 100, VX 80, VX 40 имеют вращающийся оголовок портов ВСД, позволяющий подводному пловцу удобно подключить и расположить различные приборы и устройства: резервную вторую ступень регулятора (Octopus), инфлятор компенсатора плавучести (BC power inflator), клапан наддува сухого гидрокостюма.

    Все регуляторы BEUCHAT с целью увеличения их производительности обладают соединительным шлангом большого диаметра Super Flow. В наличии широкий выбор резервных дыхательных автоматов со шлангами большого диаметра, длиной 92,5 см.

    Конструкторы компании, учитывая возросшую популярность дайвинга с использованием дыхательных газовых смесей типа NITROX, создали две разновидности регуляторов: VX 10 NITROX (с такими же характеристиками, как у VX 100), VS 3 NITROX (первая ступень - поршневая, вторая - без регулировок) и Octopus NITROX.

    Компания BEUCHAT постоянно находится в поиске новых решений по созданию наиболее совершенных регуляторов. Конечно, невозможно отследить все последние разработки. Главное - знать основные тенденции и направления развития водолазной индустрии, чтобы учитывать их для достижения безопасности и комфортности подводных погружений. Хочется пожелать, чтобы ваши ожидания были оправданы.


  • Rambler's Top100

    Дайвинг - рейтинг DIVEtop
    Поддержать сайт в
    рейтинге DIVEtop.ru
    Яндекс цитирования

    Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования