Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КАК СДЕЛАТЬ ЛУЧШИЙ КОМПЕНСАТОР?

Валерий КОКОША (Технический консультант компании «Акватекс»)

Компания Poseidon по праву вошла в историю мирового дайвинга уже лишь только потому, что первой создала одношланговый регулятор с разнесенными ступенями редуцирования. Интересы компании охватывают широкий спектр водолазного снаряжения, в том числе и компенсаторы плавучести (buoyancy compensator, BC).

Научно-исследовательский отдел Poseidon, прежде чем приступить к работе над концепцией нового компенсатора BeSea (Be One with the Sea - стань един с морем), провел большую подготовительную работу. Был опрошен огромный контингент дайверов, имеющих различный опыт погружений и уровень подготовки, чтобы установить, каким должен быть лучший компенсатор плавучести? В результате опроса выяснилось, что подавляющее большинство пожелало иметь такой BC, который был бы удобным и комфортным не только под/над водой, но и на суше. Итак, почему бы не сделать такой компенсатор?

Практика обычных, не экстремальных, погружений показывает: примерно 10% от всего времени, связанного с организацией и выполнением погружения, мы находимся под/над водой и тяжесть всего носимого снаряжения компенсируется силой плавучести BC. Но оставшееся время (90%) мы проводим на берегу или катере. А это означает, что львиная доля наших временных, а может быть, и физических затрат расходуется на подготовительные процедуры: погрузку, доставку, подгонку и ношение тяжелого снаряжения. Здесь уже перегрузки, которые испытывает наше тело, значительно возрастают. Потребуется немало терпения, сил и воли, чтобы наконец-то погрузиться в море и насладиться чувством невесомости.

Исходя из вышеназванных рассуждений, Poseidon сформулировал следующую концепцию BeSea:

  • Компенсатор должен быть одинаково комфортен, в каких бы условиях он ни эксплуатировался;

  • Сделать его легким и удобным для транспортировки баллонов и навесного оборудования независимо от того, находится ли он на спине или удерживается руками;

  • Компенсатор должен легко надеваться и сниматься без посторонней помощи;

  • Он должен соответствовать практически любому размеру и форме телосложения (мужчине и женщине);

  • Все карманы должны быть отделяемыми, взаимозаменяемыми, а также удобны в использовании.

    Как видим, специалисты компании поставили перед собой сложную задачу -создать самый эргономичный и функциональный компенсатор. Каковы же пути решения этой задачи?

    Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, связанной с использованием современных технических средств. Проще говоря, эргономика определяет возможность безопасного использования изделия с учетом различных способностей и навыков людей.

    За основу был взят современный рюкзак, разработанный эргономически наиболее правильно, большой грузоподъемности для длительных путешествий. Именно его конструкция послужила примером в создании уникальной подвески (harness) компенсатора BeSea, которая распределяет вес всего груза преимущественно на бедра и вокруг пояса, а не на плечи и шею. Кроме того, такая подвеска обеспечивает дыхание без какого-либо ограничения, так как отсутствует давление на брюшную полость.

    Компенсатор BeSea сочетает в себе эргономические преимущества рюкзака с функциональностью подводного «крыла» (dive wing). Под функциональностью подразумевается такая особенность компенсатора, которая обеспечивает дайверу разумную свободу действий с минимумом ограничений, предписываемых производителем. Делая шаг в голубую бездну с BeSea, мы сосредоточим внимание в большей степени на том, что происходит вокруг нас. В меньшей степени мы будем беспокоиться о том, что и как находится на нас, т.е. о нашем снаряжении. Преимущество компенсатора типа подводное «крыло» в том, что камера плавучести находится на спине, а ее выступающие боковые участки не сдерживаются системой подвески, как крылья у птицы. Данное расположение камеры имеет ряд достоинств:

  • позволяет использовать камеры больших объемов;

  • камера, полностью заполненная воздухом, не обжимает грудную клетку и не сковывает движений;

  • обтекаемая форма камеры обеспечивает низкое гидродинамическое сопротивление движению подводному пловцу. Таким образом, он затрачивает меньше усилий для плавания под водой;

  • система подвески более открыта для установки и дальнейшего наращивания оборудования.

    Оригинально решена проблема оптимальной подгонки компенсатора под любой размер. Был реализован способ «один компенсатор для любых размеров», который действительно работает без ущерба для комфортности и функциональности.

    Теперь от общих принципов перейдем к их частной реализации на конкретных примерах.

    Сердце BeSea - его система подвески, которая выполнена в двух вариантах:

  • спортивный (sport harness);

  • усовершенствованный, с повышенным уровнем комфортности и сложности (advanced harness).

    Оба варианта построены по единой схеме и состоят: из верхней (мягкой) и нижней (жесткой) спинок, широкой поясной накладки (мягкая поддержка поясницы), а также поясного и плечевых ремней. На внутреннюю поверхность мягких элементов подвески нанесено покрытие из специального материала VentoMesh, достаточно прочного и практичного. Материал представляет собой полимерную сетку, ламинированную лайкрой. С него легко удаляется грязь, и он быстро сохнет. Сочетание различных материалов (мягкие элементы из EVA-пены, жесткая спинка - ABS-пластика) привело к принципиально новой гибридной конструкции, которая получила название Hybroback. Мягкие элементы подвески (верхняя спинка и поясная подкладка) соединяются вместе с помощью жесткой спинки и системы SpineAdjust (фото 1).

    Подвеска повышенной комфортности -усовершенствованный тип спортивного варианта. Выполнена на основе из баллистического нейлона 1000 DEN. На плечевых и поясном ремнях имеются отверстия (люверсы) с металлической окантовкой (40cc System) для установки как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях, стальных полуколец D-rings с запасом прочности 2000 Н (204 кгс). Подвеска оборудована рукояткой, которая позволяет переносить полностью снаряженный компенсатор, даже с длинными баллонами, как обычную сумку. Паховый ремень с кольцом полностью завершает ее дизайн.

    Для установки двухбаллонной сборки в обоих вариантах подвесок применяется одинаковый крепежный комплект (фото 2): запас прочности верхнего болта составляет >1961 Н (200 кгс), нижнего болта >3432 Н (350 кгс).

    Какую же роль играет подвеска в компенсаторе плавучести?

    Во-первых, вес баллонов и навесного оборудования воспринимается непосредственно жесткой спинкой. Далее нагрузка равномерно распределяется широкой поясной подкладкой на бедра, что значительно снижает давление на плечи и шею.

    Во-вторых, система SpineAdjust (регулируемый позвоночник) позволяет отрегулировать длину жесткой спинки в широком диапазоне (XXS - XXL) и правильно выбрать место расположения широкой поясной подкладки. Регулировка производится с помощью простого стопорного болта, который извлекается и устанавливается на предусмотренное место вручную. Мягкие плечевые ремни имеют S-образную форму, т.е. повторяют контур плеч и грудной клетки. Ремни наилучшим образом облегают тело, не скручиваются и гарантируют комфортное надевание/раздевание компенсатора без посторонней помощи. Из EVA-пены состоит мягкая подкладка пояса. Этот материал подвергался проверке на давление, соответствующее глубине 60 метров. Poseidon дает гарантию того, что при таком давлении EVA-пена не получит остаточной деформации и не впитает воду. Гибкие точки крепления ремней, быстроразъемные замки с фиксирующе-регулирующими пряжками в сочетании с вышеназванными особенностями подвески позволяют выполнить оптимальную и наиболее совершенную подгонку компенсатора.

    Теперь перейдем к не менее важным элементам BeSea, которые характеризуют его с точки зрения системы плавучести.

    Компенсаторы поставляются с четырьмя типами камер: W40 (фото 3), W50 (фото 4), W100 (фото 5) и D100 (фото 6). Широкий диапазон камер удовлетворит даже самого взыскательного пользователя - от новичка до опытного технодайвера.

    Все камеры имеют внешний защитный чехол из чрезвычайно прочного и устойчивого к внешним воздействиям баллистического нейлона. Материал камеры многослойный: полиуретан, покрытый с двух сторон слоем из полиэстера. Внешний слой дополнительно защищает камеру от агрессивного воздействия окружающей среды (морской воды), а внутренний - от монтажа клапанов методом сварки. Камера крепится к подвеске или металлической спинке в пяти стандартных точках.

    Камеры, кроме W40, оборудованы эластичным шнуром-стяжкой (Clamretract). Представьте себе канал подковообразной формы, проложенный вдоль, а не вокруг воздушных полостей камеры. В этом канале и находится шнур-стяжка. Эластичная стяжка эффективно работает во всем диапазоне объемов камеры. Воздушные полости при стравливании воздуха не деформируются подобно кишечнику, а сокращаются (фото 7).

    Кроме того, уменьшение объема камеры происходит от периферии к ее центру, к оторый находится в районе баллонов, а увеличение объема - в обратной последовательности. Данная конструкция делает подводное «крыло» компактным, обтекаемым и, что особенно важно, положительно влияет на процесс управления плавучестью. А именно, камера заполняется воздухом до максимального объема (максимальная подъемная сила) эффективно и быстро - не более 15 секунд для всех типов камер. Чтобы удалить воздух из камеры для достижения 10% от полного запаса плавучести, потребуется не более 13 секунд.

    Основным устройством, позволяющим сосредоточить процесс управления плавучестью на «кончиках пальцев», является инфлятор (power inflator). Помогают ему травяще-предохранительные клапаны автоматического (APRV) и ручного управления (MDV).

    За правильную балансировку компенсатора (рис. 1), когда линии действия подъемной силы и веса находятся на одной вертикали, отвечает интегрированная грузовая система. К тому же точки (центр плавучести и центр тяжести), к которым приводится действие этих сил, должны быть как можно ближе друг к другу. Только в этом случае дайвер получает необходимую свободу движений в любом направлении и занимает при плавании под водой положение, близкое к горизонтальному. В противном случае в несбалансированном компенсаторе всегда возникает опрокидывающий момент, на преодоление действия которого затрачиваются дополнительные усилия. Интегрированная грузовая система BeSea представляет собой грузовые карманы (фото 8), оборудованные механизмом быстрого сброса грузов (SpintRelease). На поясном ремне подвески с системой 40сс можно установить до четырех грузовых карманов, в каждом из которых размещается по 6 кг грузов.

    Поскольку любой активный дайвер стремится к совершенству стиля погружения и неизведанным ранее глубинам, то всегда возникает потребность в дополнительном снаряжении. Компенсатор BeSea создан так, чтобы развиваться вместе с вами. В нем предусмотрено использование аксессуаров для различного оборудования:

  • карманы для принадлежностей с внутренним объемом 2 л (фото 9). Крепятся к ремню подвески с помощью поворотного замка TwistLock, который позволяет развернуть карман в удобное для доступа к нему положение. Дополнительная сохранность кармана от случайного отрыва обеспечивается страховочной стропой. Карманом легко пользоваться даже в перчатках; он выполнен из баллистического нейлона, усиленного РР-пластиком, со светоотражающей окантовкой;

  • металлическая спинка с комплектом ремней, которая может применяться как самостоятельно, так и совместно с подвеской компенсатора. Подходит любому типу камер;

  • QMR System (Quick mounting and Release) - система быстрой установки и демонтажа баллона или двухбаллонной сборки. Менее громоздкая, чем обычные ремни крепления. Дополнительное преимущество: заменяемые между погружениями баллоны устанавливаются точно на том же месте, без нарушения балансировки компенсатора;

  • полукольца D-rings из нержавеющей стали (фото 10).

    Более подробная информация и основные технические характеристики компенсаторов BeSea приведены в сводной таблице. Надеемся, что лучший из компенсаторов сумеет найти себе достойного хозяина среди наших уважаемых читателей.

    BeSea W40

    BeSea W50

    BeSea W100

    BeSea D100

    Максимальный запас плавучести

    202 Н /20.6 кгс

    225 Н /22.9 кгс

    353 Н /36.0 кгс

    353 Н /36.0 кгс

    Остаточный запас плавучести для спущенной камеры

    2,2 кгс

    2,4 кгс

    2,0 кгс

    2,2 кгс

    Вес грузовой системы

    2x6 кг

    Вес камеры

    2,6 кг

    3,6 кг

    4,0 кг

    5,0 кг

    Материал компенсатора/ защитного чехла камеры

    Баллистический нейлон 600 DEN

    Баллистический нейлон 1000 DEN

    Баллистический нейлон 1000 DEN

    Баллистический нейлон 1000 DEN

    Газы, используемые для наддува камеры

    От воздуха, соответствующего стандарту EN 12021, до Nitrox 40% (EAN 40)

    Соответствие международным стандартам

    CE; EN 250:2000; EN 1809:1997

    Предельная глубина погружения

    200 м (при погружении на глубину более 50 м, согласно требованиям стандарта EN 1809, время полного наддува камеры будет возрастать)

    Диапазон размеров

    XXS-XXL

    Диапазон рабочих температур на поверхности/под водой

    от -20°С до +50°С/ от -3°С до +40°С

    Производительность инфлятора

    1881 л/мин

    2661 л/мин

    Шнур-стяжка (ClamRetract)

    -

    +

    +

    +

    40 сс System

    -

    +

    +

    +

    Максимально выдерживаемая нагрузка подвески

    980 Н/100 кгс

    Предел прочности рукоятки для переноски компенсатора

    2942 Н/300 кгс

    Нагрудный ремень

    +

    +

    +

    +

    Паховый ремень

    -

    +

    +

    +

    Гарантийный срок

    24 месяца


  • Rambler's Top100

    Дайвинг - рейтинг DIVEtop
    Поддержать сайт в
    рейтинге DIVEtop.ru
    Яндекс цитирования

    Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования