Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


РЭКИ СУДАНА

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ТИПИЧНО АРАБСКОЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Лндрей РЯНСКИЙ INAUI DM, TDI adv trx
Фото автора

История большинства затонувших кораблей драматична. Войны, пираты, сундуки с сокровищами, абордаж. Торпеды, бомбы, обстрелы. На худой конец - ураган, шторм. Сколько кораблей - столько и драм. Но покоятся на дне любимого нами Красного моря и несколько судов, судьбы которых чем-то неуловимо схожи. Собственность почтенных арабских предпринимателей, которые нанимали капитанов и команды кораблей из своих соотечественников. Схожи у них и последние сутки - «за день до того, как налететь на рифы, корабль вышел из порта Джедда, что в Саудовской Аравии» - «Салем Экспресс», «Блу Белт» (Судан). Или из порта Акаба, Иордания - менее известные The Million Hope, Zingara, Agia Var vara. Ну нет пока у нации хозяев пустыни веками сложившихся традиций мореплавания. И поэтому причины этих кораблекрушений очень прозаические - темное время суток, ухудшение погоды, попытка сократить маршрут.

Я хочу рассказать вам о лучшем арабском рэке. «Блу Белт» не несет такой мрачной ауры, как «Салем Экспресс», - на его борту никто не погиб. И он интереснее для дайверов, чем упомянутые выше синайские рэки - The Million Hope, Zingara, Agia Varvara. А то, что затонул он у берега Судана, говорит о том, что еще долгие годы он будет в прекрасном состоянии, и во время погружения вы не увидите никаких дайверов, кроме членов вашей группы.

КОРАБЛЬ

Часто ошибочно описывается как «Блу Белл». Этот принадлежавший Саудовской Аравии грузовой корабль общего назначения был построен на верфи Howaldts-werke AG в Гамбурге и спущен на воду в 1950 году. Водоизмещение 2399 тонн и размеры 103,82 м x 14,3 м с расстоянием до ватерлинии 9 м.

«Блу Белт» на момент крушения принадлежал Ахмеду Мохамеду Бабуду и Ахмеду Мохаммеду Бахлафу.

КОНЕЦ ПУТИ

Корабль вышел из Джедды (Саудовская Аравия) в Порт-Судан 1 декабря 1977 года с грузом на борту: 181 автомобиль, 6 грузовиков, запчасти, шины. На следующий день корабль налетел на риф Шааб Суади в 50 милях к северу от Порт-Судана. Вся команда была благополучно спасена. Три дня предпринимались отчаянные усилия и по спасению судна. Для того чтобы разгрузить корабль, часть автомобилей была выброшена за борт. Все, однако, оказалось бесполезно, и 5 декабря корабль соскочил с рифа и затонул. Причина гибели корабля неясна. Была зима, и погода стояла крайне неблагоприятная. Наиболее очевидной причиной остается серьезная ошибка навигации в условиях плохой видимости. При этом часть специалистов считает, что корабль собирался пройти к берегу и нелегально разгрузиться. Для знающих этот район тем не менее очевидно, что никакой корабль с водоизмещением 2399 тонн не сможет пробиться сквозь риф Шааб Суади. Контрабандисты обычно знают район намного лучше. Да и хозяева корабля - известные в своем мире, уважаемые люди.

ПОГРУЖЕНИЯ НА «БЛУ БЕЛТ» «Блу Белт» покоится в перевернутом положении на крутом склоне. Нос корабля - на 21 м, корма - на 83 м. Часть груза разбросана еще глубже. Любители глубоких погружений на воздухе любуются винтами корабля на 75 м, впрочем, настоящие знатоки утверждают, что с 84 м вид самый восхитительный. Я не могу рекомендовать подобные погружения на воздухе. Но Судан - это не Египет, и каждый сам выбирает для себя допустимые пределы риска. Я лично считаю, что самое интересное и красивое находится не глубже 40 метров. Практически не обросший кораллами корпус не представляет большого интереса сам по себе. Проходы для проникновения начинаются на глубине около 38 метров. Дополнительную сложность придает большой угол наклона, перевернутое положение корабля, нагромождение сорвавшихся с креплений автомобилей в трюме. Поэтому серьезное проникновение во внутренние отсеки не может быть рекомендовано в условиях Судана.

Зато на глубине 21-30 метров есть что посмотреть. Мурена, избравшая местом постоянного обитания щель под покрышками у самого корпуса корабля, джипы и грузовики, разбросанные по склону рифа, колеса с живописно обросшими дисками и нетронутыми покрышками: Весь этот парк развлечений настраивает на несерьезный лад, и дайверы начинают рассаживаться по машинам, крутить рули и нажимать на педали. Мурена, которую мне показала моя напарница по погружению, с удовольствием позировала мне, высунувшись из-под покрышек. Сделав несколько кадров, я показал ее проплывавшему мимо испанцу Рафаэлло - подводному фотографу и отплыл в сторонку. Тут же оценив прелесть картинки, он знаками выразил восхищение и принялся готовить к фотосессии свою серьезную аппаратуру. Посмотрев на его манипуляции, мурена на всякий случай шмыгнула в ближайшую щель в корпусе корабля. Когда он мягко и интеллигентно стучал по корпусу, словно уговаривая ее выглянуть, мне явственно послышалось «не-а!», сказанное скрипучим старушечьим голосом. Ведь мордочки мурен чем-то неуловимо похожи на старушек без платков...

Однако глубокая часть корабля производит довольно гнетущее впечатление. Очень интересно смотрится нос корабля со стороны рифа. Он возвышается на несколько метров над небольшим плато, за которым корабль покоится на крутом склоне. И вид со стороны плато на нос корабля с разбросанными вокруг грузовиками производит незабываемое впечатление.

Отдельно остановлюсь на слухах о том, что в глубокой части корабля обитает тигровая акула. Этот слух активно используют капитаны некоторых суданских сафари-ботов в своих целях - чтобы не идти на север от Шааб Руми. Упоминает об этом обстоятельстве и известный специалист по рэкам Красного моря Нэд Мидлтон (Ned Middleton). Я же считаю это маловероятным по следующим причинам. Риф Шааб Суади, на мой взгляд, не представляет собой достаточную кормовую базу для этого хищника. Наша группа встречала тигровую акулу на Шааб Руми и Шааб Жибна. По сравнению с этими кишащими крупной рыбой рифами, Шааб Суади населен более чем скромно. Да и имеющиеся в корпусе проходы не настолько велики, чтобы дать возможность спокойно проплывать хищнику размером более трех метров.

С другой стороны, если вы все-таки решитесь на проникновение внутрь корабля на глубине более 50 метров, то встреча с тигровой акулой только украсит ваш дайв. И если такое произойдет, напишите об этом автору.

Кстати, капитан нашего корабля Лоренцо - легенда суданского дайвинга,- на мой вопрос о тигровой акуле на «Блу Белт» отвечал неопределенно. Но на оба дайва на этот рэк почему-то не пошел:


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования