НЫРЯЕМ НА ЛЕНИН
Дмитрий ШАПОВАЛОВ Киевский клуб технического дайвинга TecForce
Александр СПИРИДОНОВ, Андрей БЫКОВ Фото
В сентябре 2005 года членами киевского клуба TekForce (www.tekforce.com.ua, руководитель Сергей Борисов) на катере «Румб» севастопольского дайв-центра «Альфа» (www.diving-tour.com, руководитель Наталия Крайнова) была совершена серия погружений на затонувший в 1941 году в районе мыса Сарыч пароход «Ленин». В состав группы входили киевляне Сергей Борисов, Евгений Комко, Александр Спиридонов, Дмитрий Шаповалов, Максим Соболев и москвич Андрей Быков
Мрачно и величественно покоясь на глубине 95 метров, «Ленин», кажется, не хочет пускать на эту огромную братскую могилу непрошенных гостей (исходя из архивных сведений, на борту парохода в момент катастрофы находилось около 5000 человек). В этом районе Черного моря на удалении 5 км от берега даже в самую тихую погоду постоянно присутствует ветер 15-20 м/с, волнение моря 2-3 балла. Во время погружения часто сталкиваешься с подводными течениями, иногда встречными - на глубине 30 метров «дует» в одну сторону, на 60 - в противоположную. Даже в самый жаркий июльский день температура воды на рабочей глубине не превышает 8 градусов.
ПОДРОБНЕЕ О ТЕХНИКЕ ПОГРУЖЕНИЙ
Погружения осуществлялись тремя группами: одна группа на системе открытого цикла, две других группы - на ребризерах CCR Inspiration.
Процесс погружения осуществлялся с помощью:
1. Ходового конца (нейлоновый шнур толщиной 10 мм с закрепленным на нем грузом 25 кг) и катушки оригинальной конструкции, которая отлично зарекомендовала себя и дает гарантированную точность попадания на объект (+5 м). Для лучшего обнаружения ходового конца в толще воды (на глубине 95 м в Черном море полная темнота) на расстоянии 10 м от нижней точки-груза на ходовом лине закрепляются два стробоскопа;
2. Декомпрессионной станции с шагом 3 м для комфортного прохождения длительных мелких декомпрессионных остановок;
3. Аварийного запаса деко-газов - 10-литровый стейдж с EAN40, прикрепленный к декостанции на глубине 12 м, и 10-литровый стейдж с кислородом, прикрепленный к декостанции на глубине 6 м. В будущем при более сложном профиле погружения мы планируем использовать еще один дополнительный 15-литровый стейдж с донной смесью, закрепляемый непосредственно на ходовом конце на уровне стробоскопов.
КОНФИГУРАЦИЯ СНАРЯЖЕНИЯ
1. Открытый цикл - две спарки с изолированными манифольдами 2 х 15 л, два 10-литровых стейджа с деко-газами. Основные регуляторы Apeks ATX200 и Apeks ATX100, регуляторы на стейджах Apeks ATX40 и Apeks ATX40 NITROX. В качестве донной смеси выбрана Tx 14/50, в качестве деко-газов - EAN 40 и чистый кислород.
2. Закрытый цикл - четыре ребризера Inspiration, дилюент Tx 14/50, абсорбент Drager DiveSorb и Sofnolime фракции 2,5-5 мм. Конфигурация снаряжения в случаях погружения на аппаратах закрытого цикла отличается от систем открытого цикла аварийным дублированием газов. Поэтому в данном случае использовались два 10-литровых стейджа (регуляторы Apeks ATX40 и Apeks ATX40 NITROX), один из них с донной смесью Tx 14/50, другой - с деко-газом EAN 40 (оптимальный расчет газа осуществлен с помощью программы V-Planner 3.43 с условием аварийного всплытия на открытом цикле, также с учетом RMV каждого из участников погружения и индивидуального насыщения CNS).
3. В качестве основных компьютеров использовались VR-3 (у всех участников), дублирующих - Suunto Vytec, Uwatec Bottom Timer, VR-3. Мною лично использовалась опция - подключение четвертого кислородного датчика к смесевому компьютеру VR-3 с расчетом декомпрессии по текущим показаниям парциального давления.
4. Большинство участников погружений применили сухие костюмы DUI с отдельной системой поддува - 1,7-литровые баллоны с аргоном, с предварительной вентиляцией костюма на борту судна из транспортного баллона. Утеплители Norton Diver 300, Weezle Super Extreme.
5. В качестве основных осветительных приборов были взяты модульные фонари Dive Rite, Halcyon, Metalsub, Green Force - с HID головками, дублирующие TekTite и Q40, расположенные на ремешке маски.
6. У каждого из членов команды были с собой ходовые и декомпрессионные катушки с буями.
7. Аварийные планы погружений были написаны на слейтах (наручных и планшетных).
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОГРУЖЕНИЙ
Погружения производились для рабочей глубины 90 м c донным временем 20 минут при помощи программ Proplanner, V-Planner 3.43 и встроенного планировщика смесевого компьютера VR-3 (у всех членов нашей группы VR-3 в качестве основного). Донная смесь Tx 1 4/50 выбрана с учетом максимального значения парциального давления на грунте (95 м), не превышающего 1,46 ppO2, а на рабочей глубине не превышающего 1,39 ppO2, при 36 м EAD и 40 м END.
Погружения проводились по текущим расчетам декомпрессии в реальном времени компьютерами VR-3 (с установленным фактором безопасности = 20%), придерживаясь аварийных планов для безопасного перехода на них в случае необходимости.
Во время этих погружений нами были совершены проникновения в ходовую рубку, открытые каюты и носовую пробоину по левому борту с целью осмотра и оценки состояния объекта.
Все погружения были выполнены с четким соблюдением заранее рассчитанных планов без каких-либо аварийных ситуаций. Принимая во внимание постоянное волнение Черного моря, последнюю декомпрессионную остановку мы проводим на глубине 6 м. Ныряя на ребризерах, мы применяем небольшую техническую хитрость, не описанную в мануалах, - полную промывку дыхательного контура чистым кислородом и переходом на ручное поддержание парциального давления равное 1,6. По окончании декомпрессионных процедур выход на поверхность с глубины 6 м происходит со скоростью 1 м/мин., что способствует максимальному рассыщению тканей.
Пароход «Ленин» (бывший «Симбирск»)
Построен
|
в 1909 году в Данциге (Германия)
|
Вместимость
|
2713 брт
|
Длина
|
94,8 м
|
Ширина
|
12,6 м
|
Скорость
|
6,5 узлов
|
ПЛАН ПОГРУЖЕНИЯ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ЦИКЛА
V-Planner 3,43 by R. Hemingway, VPM code by Erik C. Baker
Decompression model: VPM-B
DIVE PLAN
Surface interval = 1 day 0 hr 0 min
Elevation = 0m
Advanced configuration settings in effect
Critical Volume = ON
|
Dec to 30m
|
|
(2)
|
on Nitrox 40,0
|
15m/min descent
|
|
|
Dec to 60m
|
|
(4)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
15m/min descent
|
|
|
Dec to 90m
|
|
(5)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
18m/min descent
|
|
|
Level 90m
|
14:20
|
(20)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
1,39 ррОг
|
36m ead
|
40m end
|
Asc to 66m
|
|
(22)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
9m/min ascent
|
|
|
Stop at 66m
|
0:20
|
(23)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
1,06 ррОг
|
25m ead
|
28m end
|
Stop at 63m
|
1:00
|
(24)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
1,02 ррОг
|
23m ead
|
26m end
|
Stop at 60m
|
1:00
|
(25)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,97 ррОг
|
22m ead
|
25m end
|
Stop at 57m
|
1:00
|
(26)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,93 ррОг
|
20m ead
|
23m end
|
Stop at 54m
|
1:00
|
(27)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,89 ррОг
|
19m ead
|
22m end
|
Stop at 51m
|
1:00
|
(28)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,85 ррОг
|
18m ead
|
20m end
|
Stop at 48m
|
1:00
|
(29)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,81 ррОг
|
16m ead
|
19m end
|
Stop at 45m
|
1:00
|
(30)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,77 ррОг
|
15m ead
|
17m end
|
Stop at 42m
|
2:00
|
(32)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,72 ррОг
|
14m ead
|
16m end
|
Stop at 39m
|
2:00
|
(34)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,68 ррОг
|
12m ead
|
14m end
|
Stop at 36m
|
3:00
|
(37)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,64 ррОг
|
11m ead
|
13m end
|
Stop at 33m
|
3:00
|
(40)
|
on Trimix 14,0/50,0
|
0,60 ррОг
|
10m ead
|
11m end
|
Stop at 30m
|
2:00
|
(42)
|
on Nitrox 40,0
|
1,59 ррОг
|
20m ead
|
|
Stop at 27m
|
2:00
|
(44)
|
on Nitrox 40,0
|
1,47 ррОг
|
18m ead
|
|
Stop at 24m
|
2:00
|
(46)
|
on Nitrox 40,0
|
1,35 ррОг
|
16m ead
|
|
Stop at 21m
|
3:00
|
(49)
|
on Nitrox 40,0
|
1,23 ррОг
|
14m ead
|
|
Stop at 18m
|
4:00
|
(53)
|
on Nitrox 40,0
|
1,11 ррОг
|
11m ead
|
|
Stop at 15m
|
5:00
|
(58)
|
on Nitrox 40,0
|
1,00 ррОг
|
9m ead
|
|
Stop at 12m
|
8:00
|
(66)
|
on Nitrox 40,0
|
0,88 ррОг
|
7m ead
|
|
Stop at 9m
|
11:00
|
(77)
|
on Nitrox 40,0
|
0,76 ррОг
|
4m ead
|
|
Stop at 6m
|
33:00
|
(110)
|
on Nitrox 99,0
|
1,58 ррОг
|
0m ead
|
|
Asc to sfc.
|
|
(110)
|
on Nitrox 99,0
|
9m/min ascent
|
|
|
Off gassing starts at 71m
OTU's this dive: 142 CNS Total: 74,9%
3827.8 Itr Trimix 14,0/50,0 1003,3 Itr Nitrox 40,0 529,8 Itr Nitrox 99,0
5360.9 Itr TOTAL
|
АВАРИЙНЫЙ ПЛАН ДЛЯ РЕБРИЗЕРОВ
(для случая отказа основного компьютера)
V-Planner 3.43 by R. Hemingway, VPM code by Erik C. Baker
Decompression model: VPM-B
DIVE PLAN
Surface interval = 1 day 0 hr 0 min
Elevation = 0m
Advanced configuration settings in effect
Critical Volume = ON
|
Dec to 30m
|
|
(2)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
0,70
|
SetPoint
|
15m/min descent
|
|
Dec to 60m
|
|
(4)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40 SetPoint
|
15m/min descent
|
|
Dec to 90m
|
|
(5)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
18m/min descent
|
|
Level 90m
|
14:20
|
(20)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40 1,40
|
SetPoint
|
36m ead
|
40m end
|
Asc to 66m
|
|
(22)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
SetPoint
|
9m/min ascent
|
|
Stop at 66m
|
0:20
|
(23)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40 SetPoint
|
23m ead
|
30m end
|
Stop at 63m
|
1:00
|
(24)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
21m ead
|
29m end
|
Stop at 60m
|
1:00
|
(25)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
20m ead
|
27m end
|
Stop at 57m
|
1:00
|
(26)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
18m ead
|
26m end
|
Stop at 54m
|
1:00
|
(27)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
16m ead
|
25m end
|
Stop at 51m
|
1:00
|
(28)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
15m ead
|
24m end
|
Stop at 48m
|
1:00
|
(29)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
13m ead
|
22m end
|
Stop at 45m
|
1:00
|
(30)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
12m ead
|
21m end
|
Stop at 42m
|
1:00
|
(31)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
10m ead
|
20m end
|
Stop at 39m
|
1:00
|
(32)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
9m ead
|
19m end
|
Stop at 36m
|
1:00
|
(33)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
7m ead
|
17m end
|
Stop at 33m
|
2:00
|
(35)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
5m ead
|
16m end
|
Stop at 30m
|
2:00
|
(37)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
4m ead
|
15m end
|
Stop at 27m
|
3:00
|
(40)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
2m ead
|
14m end
|
Stop at 24m
|
3:00
|
(43)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
1m ead
|
12m end
|
Stop at 21m
|
3:00
|
(46)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
0m ead
|
11m end
|
Stop at 18m
|
5:00
|
(51)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
0m ead
|
10m end
|
Stop at 15m
|
5:00
|
(56)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
0m ead
|
9m end
|
Stop at 12m
|
6:00
|
(62)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
0m ead
|
7m end
|
Stop at 9m
|
9:00
|
(71)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
0m ead
|
6m end
|
Stop at 6m
|
32:00
|
(103)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40
|
SetPoint
|
0m ead
|
5m end
|
Asc to sfc.
|
|
(103)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
|
|
9m/min ascent
|
|
Off gassing starts at 69,7m
OTU's this dive: 167 CNS Total: 66,4%
|
АВАРИЙНЫЙ ПЛАН ДЛЯ РЕБРИЗЕРОВ
(для случая аварийного выхода на окрытой схеме)
V-Planner 3.43 by R. Hemingway, VPM code by Erik С Baker
Decompression model: VPM-B
DIVE PLAN
Surface interval = 1 day 0 hr 0 min
Elevation = 0m
Advanced configuration settings in effect
Critical Volume = ON
|
Dec to 30m
|
|
(2)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
0,70 SetPoint
|
15m/min descent
|
|
Dec to 60m
|
|
(4)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40 SetPoint
|
15m/min descent
|
|
Dec to 90m
|
|
(5)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40 SetPoint
|
18m/min descent
|
|
Level 90m
|
14:20
|
(20)
|
on
|
Diluent 14,0/50,0
|
1,40 SetPoint
|
36m ead
|
40m end
|
Asc to 66m
|
|
(22)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
|
9m/min ascent
|
|
Stop at 66m
|
0:20
|
(23)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
1,06 ррОг
|
25m ead
|
28m end
|
Stop at 63m
|
1:00
|
(24)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
1,02 ррОг
|
23m ead
|
26m end
|
Stop at 60m
|
1:00
|
(25)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,97 ррОг
|
22m ead
|
25m end
|
Stop at 57m
|
1:00
|
(26)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,93 ррОг
|
20m ead
|
23m end
|
Stop at 54m
|
1:00
|
(27)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,89 ррОг
|
19m ead
|
22m end
|
Stop at 51m
|
1:00
|
(28)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,85 ррОг
|
18m ead
|
20m end
|
Stop at 48m
|
1:00
|
(29)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,81 ррОг
|
16m ead
|
19m end
|
Stop at 45m
|
1:00
|
(30)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,77 ррОг
|
15m ead
|
17m end
|
Stop at 42m
|
2:00
|
(32)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,72 ррОг
|
14m ead
|
16m end
|
Stop at 39m
|
2:00
|
(34)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,68 ррОг
|
12m ead
|
14m end
|
Stop at 36m
|
3:00
|
(37)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,64 ррОг
|
11m ead
|
13m end
|
Stop at 33m
|
3:00
|
(40)
|
on
|
Trimix 14,0/50,0
|
0,60 ррОг
|
10m ead
|
11m end
|
Stop at 30m
|
2:00
|
(42)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
1,59 ррОг
|
20m ead
|
|
Stop at 27m
|
2:00
|
(44)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
1,47 ррОг
|
18m ead
|
|
Stop at 24m
|
2:00
|
(46)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
1,35 ррОг
|
16m ead
|
|
Stop at 21m
|
3:00
|
(49)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
1,23 ррОг
|
14m ead
|
|
Stop at 18m
|
4:00
|
(53)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
1,11 ррОг
|
11m ead
|
|
Stop at 15m
|
5:00
|
(58)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
1,00 ррОг
|
9m ead
|
|
Stop at 12m
|
8:00
|
(66)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
0,88 ррОг
|
7m ead
|
|
Stop at 9m
|
11:00
|
(77)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
0,76 ррОг
|
4m ead
|
|
Stop at 6m
|
52:00
|
(129)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
0,64 ррОг
|
2m ead
|
|
Asc to sfc.
|
|
(129)
|
on
|
Nitrox 40,0
|
|
9m/min ascent
|
|
Off gassing starts at 70,8m
OTU's this dive: 98 CNS Total: 39,6%
1317,8 Itr Trimix 14,0/50,0 1761,6 Itr Nitrox 40,0 3079,3 Itr ОС TOTAL
|
Регламент конкурса
|