Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


НЫРЯЕМ НА ЛЕНИН

Дмитрий ШАПОВАЛОВ Киевский клуб технического дайвинга TecForce
Александр СПИРИДОНОВ, Андрей БЫКОВ Фото

В сентябре 2005 года членами киевского клуба TekForce (www.tekforce.com.ua, руководитель Сергей Борисов) на катере «Румб» севастопольского дайв-центра «Альфа» (www.diving-tour.com, руководитель Наталия Крайнова) была совершена серия погружений на затонувший в 1941 году в районе мыса Сарыч пароход «Ленин». В состав группы входили киевляне Сергей Борисов, Евгений Комко, Александр Спиридонов, Дмитрий Шаповалов, Максим Соболев и москвич Андрей Быков

Мрачно и величественно покоясь на глубине 95 метров, «Ленин», кажется, не хочет пускать на эту огромную братскую могилу непрошенных гостей (исходя из архивных сведений, на борту парохода в момент катастрофы находилось около 5000 человек). В этом районе Черного моря на удалении 5 км от берега даже в самую тихую погоду постоянно присутствует ветер 15-20 м/с, волнение моря 2-3 балла. Во время погружения часто сталкиваешься с подводными течениями, иногда встречными - на глубине 30 метров «дует» в одну сторону, на 60 - в противоположную. Даже в самый жаркий июльский день температура воды на рабочей глубине не превышает 8 градусов.

ПОДРОБНЕЕ О ТЕХНИКЕ ПОГРУЖЕНИЙ

Погружения осуществлялись тремя группами: одна группа на системе открытого цикла, две других группы - на ребризерах CCR Inspiration.

Процесс погружения осуществлялся с помощью:

1. Ходового конца (нейлоновый шнур толщиной 10 мм с закрепленным на нем грузом 25 кг) и катушки оригинальной конструкции, которая отлично зарекомендовала себя и дает гарантированную точность попадания на объект (+5 м). Для лучшего обнаружения ходового конца в толще воды (на глубине 95 м в Черном море полная темнота) на расстоянии 10 м от нижней точки-груза на ходовом лине закрепляются два стробоскопа;

2. Декомпрессионной станции с шагом 3 м для комфортного прохождения длительных мелких декомпрессионных остановок;

3. Аварийного запаса деко-газов - 10-литровый стейдж с EAN40, прикрепленный к декостанции на глубине 12 м, и 10-литровый стейдж с кислородом, прикрепленный к декостанции на глубине 6 м. В будущем при более сложном профиле погружения мы планируем использовать еще один дополнительный 15-литровый стейдж с донной смесью, закрепляемый непосредственно на ходовом конце на уровне стробоскопов.

КОНФИГУРАЦИЯ СНАРЯЖЕНИЯ

1. Открытый цикл - две спарки с изолированными манифольдами 2 х 15 л, два 10-литровых стейджа с деко-газами. Основные регуляторы Apeks ATX200 и Apeks ATX100, регуляторы на стейджах Apeks ATX40 и Apeks ATX40 NITROX. В качестве донной смеси выбрана Tx 14/50, в качестве деко-газов - EAN 40 и чистый кислород.

2. Закрытый цикл - четыре ребризера Inspiration, дилюент Tx 14/50, абсорбент Drager DiveSorb и Sofnolime фракции 2,5-5 мм. Конфигурация снаряжения в случаях погружения на аппаратах закрытого цикла отличается от систем открытого цикла аварийным дублированием газов. Поэтому в данном случае использовались два 10-литровых стейджа (регуляторы Apeks ATX40 и Apeks ATX40 NITROX), один из них с донной смесью Tx 14/50, другой - с деко-газом EAN 40 (оптимальный расчет газа осуществлен с помощью программы V-Planner 3.43 с условием аварийного всплытия на открытом цикле, также с учетом RMV каждого из участников погружения и индивидуального насыщения CNS).

3. В качестве основных компьютеров использовались VR-3 (у всех участников), дублирующих - Suunto Vytec, Uwatec Bottom Timer, VR-3. Мною лично использовалась опция - подключение четвертого кислородного датчика к смесевому компьютеру VR-3 с расчетом декомпрессии по текущим показаниям парциального давления.

4. Большинство участников погружений применили сухие костюмы DUI с отдельной системой поддува - 1,7-литровые баллоны с аргоном, с предварительной вентиляцией костюма на борту судна из транспортного баллона. Утеплители Norton Diver 300, Weezle Super Extreme.

5. В качестве основных осветительных приборов были взяты модульные фонари Dive Rite, Halcyon, Metalsub, Green Force - с HID головками, дублирующие TekTite и Q40, расположенные на ремешке маски.

6. У каждого из членов команды были с собой ходовые и декомпрессионные катушки с буями.

7.  Аварийные планы погружений были написаны на слейтах (наручных и планшетных).

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОГРУЖЕНИЙ

Погружения производились для рабочей глубины 90 м c донным временем 20 минут при помощи программ Proplanner, V-Planner 3.43 и встроенного планировщика смесевого компьютера VR-3 (у всех членов нашей группы VR-3 в качестве основного). Донная смесь Tx 1 4/50 выбрана с учетом максимального значения парциального давления на грунте (95 м), не превышающего 1,46 ppO2, а на рабочей глубине не превышающего 1,39 ppO2, при 36 м EAD и 40 м END.

Погружения проводились по текущим расчетам декомпрессии в реальном времени компьютерами VR-3 (с установленным фактором безопасности = 20%), придерживаясь аварийных планов для безопасного перехода на них в случае необходимости.

Во время этих погружений нами были совершены проникновения в ходовую рубку, открытые каюты и носовую пробоину по левому борту с целью осмотра и оценки состояния объекта.

Все погружения были выполнены с четким соблюдением заранее рассчитанных планов без каких-либо аварийных ситуаций. Принимая во внимание постоянное волнение Черного моря, последнюю декомпрессионную остановку мы проводим на глубине 6 м. Ныряя на ребризерах, мы применяем небольшую техническую хитрость, не описанную в мануалах, - полную промывку дыхательного контура чистым кислородом и переходом на ручное поддержание парциального давления равное 1,6. По окончании декомпрессионных процедур выход на поверхность с глубины 6 м происходит со скоростью 1 м/мин., что способствует максимальному рассыщению тканей.

Пароход «Ленин» (бывший «Симбирск»)

Построен

в 1909 году в Данциге (Германия)

Вместимость

2713 брт

Длина

94,8 м

Ширина

12,6 м

Скорость

6,5 узлов

ПЛАН ПОГРУЖЕНИЯ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ЦИКЛА

V-Planner 3,43 by R. Hemingway, VPM code by Erik C. Baker

Decompression model: VPM-B

DIVE PLAN

Surface interval = 1 day 0 hr 0 min

Elevation = 0m

Advanced configuration settings in effect

Critical Volume = ON

Dec to 30m

(2)

on Nitrox 40,0

15m/min descent

Dec to 60m

(4)

on Trimix 14,0/50,0

15m/min descent

Dec to 90m

(5)

on Trimix 14,0/50,0

18m/min descent

Level 90m

14:20

(20)

on Trimix 14,0/50,0

1,39 ррОг

36m ead

40m end

Asc to 66m

(22)

on Trimix 14,0/50,0

9m/min ascent

Stop at 66m

0:20

(23)

on Trimix 14,0/50,0

1,06 ррОг

25m ead

28m end

Stop at 63m

1:00

(24)

on Trimix 14,0/50,0

1,02 ррОг

23m ead

26m end

Stop at 60m

1:00

(25)

on Trimix 14,0/50,0

0,97 ррОг

22m ead

25m end

Stop at 57m

1:00

(26)

on Trimix 14,0/50,0

0,93 ррОг

20m ead

23m end

Stop at 54m

1:00

(27)

on Trimix 14,0/50,0

0,89 ррОг

19m ead

22m end

Stop at 51m

1:00

(28)

on Trimix 14,0/50,0

0,85 ррОг

18m ead

20m end

Stop at 48m

1:00

(29)

on Trimix 14,0/50,0

0,81 ррОг

16m ead

19m end

Stop at 45m

1:00

(30)

on Trimix 14,0/50,0

0,77 ррОг

15m ead

17m end

Stop at 42m

2:00

(32)

on Trimix 14,0/50,0

0,72 ррОг

14m ead

16m end

Stop at 39m

2:00

(34)

on Trimix 14,0/50,0

0,68 ррОг

12m ead

14m end

Stop at 36m

3:00

(37)

on Trimix 14,0/50,0

0,64 ррОг

11m ead

13m end

Stop at 33m

3:00

(40)

on Trimix 14,0/50,0

0,60 ррОг

10m ead

11m end

Stop at 30m

2:00

(42)

on Nitrox 40,0

1,59 ррОг

20m ead

Stop at 27m

2:00

(44)

on Nitrox 40,0

1,47 ррОг

18m ead

Stop at 24m

2:00

(46)

on Nitrox 40,0

1,35 ррОг

16m ead

Stop at 21m

3:00

(49)

on Nitrox 40,0

1,23 ррОг

14m ead

Stop at 18m

4:00

(53)

on Nitrox 40,0

1,11 ррОг

11m ead

Stop at 15m

5:00

(58)

on Nitrox 40,0

1,00 ррОг

9m ead

Stop at 12m

8:00

(66)

on Nitrox 40,0

0,88 ррОг

7m ead

Stop at 9m

11:00

(77)

on Nitrox 40,0

0,76 ррОг

4m ead

Stop at 6m

33:00

(110)

on Nitrox 99,0

1,58 ррОг

0m ead

Asc to sfc.

(110)

on Nitrox 99,0

9m/min ascent

Off gassing starts at 71m

OTU's this dive: 142 CNS Total: 74,9%

3827.8  Itr Trimix 14,0/50,0 1003,3 Itr Nitrox 40,0 529,8 Itr Nitrox 99,0

5360.9 Itr TOTAL

АВАРИЙНЫЙ ПЛАН ДЛЯ РЕБРИЗЕРОВ

(для случая отказа основного компьютера)

V-Planner 3.43 by R. Hemingway, VPM code by Erik C. Baker

Decompression model: VPM-B

DIVE PLAN

Surface interval = 1 day 0 hr 0 min

Elevation = 0m

Advanced configuration settings in effect

Critical Volume = ON

Dec to 30m

(2)

on

Diluent 14,0/50,0

0,70

SetPoint

15m/min descent

Dec to 60m

(4)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40 SetPoint

15m/min descent

Dec to 90m

(5)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

18m/min descent

Level 90m

14:20

(20)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40 1,40

SetPoint

36m ead

40m end

Asc to 66m

(22)

on

Diluent 14,0/50,0

SetPoint

9m/min ascent

Stop at 66m

0:20

(23)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40 SetPoint

23m ead

30m end

Stop at 63m

1:00

(24)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

21m ead

29m end

Stop at 60m

1:00

(25)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

20m ead

27m end

Stop at 57m

1:00

(26)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

18m ead

26m end

Stop at 54m

1:00

(27)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

16m ead

25m end

Stop at 51m

1:00

(28)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

15m ead

24m end

Stop at 48m

1:00

(29)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

13m ead

22m end

Stop at 45m

1:00

(30)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

12m ead

21m end

Stop at 42m

1:00

(31)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

10m ead

20m end

Stop at 39m

1:00

(32)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

9m ead

19m end

Stop at 36m

1:00

(33)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

7m ead

17m end

Stop at 33m

2:00

(35)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

5m ead

16m end

Stop at 30m

2:00

(37)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

4m ead

15m end

Stop at 27m

3:00

(40)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

2m ead

14m end

Stop at 24m

3:00

(43)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

1m ead

12m end

Stop at 21m

3:00

(46)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

0m ead

11m end

Stop at 18m

5:00

(51)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

0m ead

10m end

Stop at 15m

5:00

(56)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

0m ead

9m end

Stop at 12m

6:00

(62)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

0m ead

7m end

Stop at 9m

9:00

(71)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

0m ead

6m end

Stop at 6m

32:00

(103)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40

SetPoint

0m ead

5m end

Asc to sfc.

(103)

on

Diluent 14,0/50,0

9m/min ascent

Off gassing starts at 69,7m

OTU's this dive: 167 CNS Total: 66,4%

АВАРИЙНЫЙ ПЛАН ДЛЯ РЕБРИЗЕРОВ

(для случая аварийного выхода на окрытой схеме)

V-Planner 3.43 by R. Hemingway, VPM code by Erik С Baker

Decompression model: VPM-B

DIVE PLAN

Surface interval = 1 day 0 hr 0 min

Elevation = 0m

Advanced configuration settings in effect

Critical Volume = ON

Dec to 30m

(2)

on

Diluent 14,0/50,0

0,70 SetPoint

15m/min descent

Dec to 60m

(4)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40 SetPoint

15m/min descent

Dec to 90m

(5)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40 SetPoint

18m/min descent

Level 90m

14:20

(20)

on

Diluent 14,0/50,0

1,40 SetPoint

36m ead

40m end

Asc to 66m

(22)

on

Trimix 14,0/50,0

9m/min ascent

Stop at 66m

0:20

(23)

on

Trimix 14,0/50,0

1,06 ррОг

25m ead

28m end

Stop at 63m

1:00

(24)

on

Trimix 14,0/50,0

1,02 ррОг

23m ead

26m end

Stop at 60m

1:00

(25)

on

Trimix 14,0/50,0

0,97 ррОг

22m ead

25m end

Stop at 57m

1:00

(26)

on

Trimix 14,0/50,0

0,93 ррОг

20m ead

23m end

Stop at 54m

1:00

(27)

on

Trimix 14,0/50,0

0,89 ррОг

19m ead

22m end

Stop at 51m

1:00

(28)

on

Trimix 14,0/50,0

0,85 ррОг

18m ead

20m end

Stop at 48m

1:00

(29)

on

Trimix 14,0/50,0

0,81 ррОг

16m ead

19m end

Stop at 45m

1:00

(30)

on

Trimix 14,0/50,0

0,77 ррОг

15m ead

17m end

Stop at 42m

2:00

(32)

on

Trimix 14,0/50,0

0,72 ррОг

14m ead

16m end

Stop at 39m

2:00

(34)

on

Trimix 14,0/50,0

0,68 ррОг

12m ead

14m end

Stop at 36m

3:00

(37)

on

Trimix 14,0/50,0

0,64 ррОг

11m ead

13m end

Stop at 33m

3:00

(40)

on

Trimix 14,0/50,0

0,60 ррОг

10m ead

11m end

Stop at 30m

2:00

(42)

on

Nitrox 40,0

1,59 ррОг

20m ead

Stop at 27m

2:00

(44)

on

Nitrox 40,0

1,47 ррОг

18m ead

Stop at 24m

2:00

(46)

on

Nitrox 40,0

1,35 ррОг

16m ead

Stop at 21m

3:00

(49)

on

Nitrox 40,0

1,23 ррОг

14m ead

Stop at 18m

4:00

(53)

on

Nitrox 40,0

1,11 ррОг

11m ead

Stop at 15m

5:00

(58)

on

Nitrox 40,0

1,00 ррОг

9m ead

Stop at 12m

8:00

(66)

on

Nitrox 40,0

0,88 ррОг

7m ead

Stop at 9m

11:00

(77)

on

Nitrox 40,0

0,76 ррОг

4m ead

Stop at 6m

52:00

(129)

on

Nitrox 40,0

0,64 ррОг

2m ead

Asc to sfc.

(129)

on

Nitrox 40,0

9m/min ascent

Off gassing starts at 70,8m

OTU's this dive: 98 CNS Total: 39,6%

1317,8 Itr Trimix 14,0/50,0 1761,6 Itr Nitrox 40,0 3079,3 Itr ОС TOTAL

Регламент конкурса

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования