Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


«НЕ НУЖНО СМЕШИВАТЬ РАЗНЫЕ МЕТОДИКИ ПОГРУЖЕНИЙ...»

Фото
Наталия ЧЕРВЯКОВА
Андрей ОБОРИН
Александр АРИСТАРХОВ
Леонид ЗУБАРЕВ

В последние годы в нашей стране и во всем мире заметно возрос интерес к подледным погружениям, и как следствие - начался поиск новых технологий, которые призваны обеспечить большую свободу и комфорт этих погружений. Одно из направлений такого развития - идея использовать вместо привычного страховочного фала ходовую катушку.

Свое мнение об этой технологии мы попросили высказать генерального директора группы компаний «Подводный мир» Михаила Сафонова.

DT. Михаил, как появилась идея использовать катушку вместо страховочного фала?

МС. Позволю себе небольшой исторический экскурс: история погружений под лед уходит в далекое прошлое. Профессиональные водолазы опускались под лед для выполнения разного рода работ еще в позапрошлом веке, и при этом помимо шланга, по которому подавался воздух, к водолазу был прикреплен сигнальный конец - с его помощью осуществлялась связь с глубоководником. С помощью этого же конца водолазу можно было помочь на выходе из воды, а при необходимости - аварийно поднять его на поверхность. Сохранился сигнальный конец и после того, как появилось автономное легководолазное снаряжение.

Когда под лед стали нырять любители, эта схема осталась неизменной: по-прежнему использовался сигнальный (или страховочный) конец - прочная веревка, которая может выдержать вес подводника в полном снаряжении не только в воде, но и на поверхности. Эта веревка обвязывается вокруг пояса дайвера и завязывается «беседочным» узлом, который очень надежен и при этом обладает важным в данном случае свойством - он не затягивается, сохраняя длину обвязки неизменной.

Основная функция страховочного конца очень проста: он позволяет дайверу найти путь к майне. Кроме того, он обеспечивает аварийное всплытие, ведь в отличие от погружений в открытой воде при подледных погружениях подняться на поверхность в произвольный момент невозможно. В обычных условиях при возникновении нештатных ситуаций подводник может в произвольный момент начать всплытие, а при погружениях под лед дайверу, скорее всего, понадобится плыть подо льдом к майне по горизонтали, а на это придется затратить намного больше усилий и, соответственно, воздуха. Проплыть 40 метров по горизонтали совсем не то же самое, что всплыть с 40 метров, поэтому при подледных погружениях скорость аварийного выхода увеличивается за счет работы страхующего, который может вытащить напарника с помощью этого самого страховочного конца. Дайвер может сэкономить усилия, что особенно важно, если во время погружения замерзла первая ступень и прекратилась подача воздуха.

Таким образом, при подледных погружениях страховочный конец выполняет две основные функции: во-первых, он служит путеводной нитью, которая позволяет дайверу найти путь к майне, а во-вторых, он позволяет ускорить и облегчить аварийное всплытие.

Любительские погружения под лед со страховочным концом проводились практически в неизменном виде в течение нескольких десятилетий, пока не стал активно развиваться технический дайвинг. При этом основным «локомотивом» развития новых технологий и методик стал пещерный дайвинг. Именно из пещерного дайвинга в подледный пришла идея использования катушки вместо с траховочного конца. Действительно, у всех видов погружений в надголовные среды есть одна общая черта: чтобы выйти на поверхность, нужно прежде всего найти путь к ней, кроме того, при всех подобных погружениях необходимо иметь возможность и уметь самостоятельно решать максимальное количество потенциальных проблем, не всплывая на поверхность, чему способствует использование дублированного снаряжения.

Так, подводникам, приобретшим опыт пещерных погружений, пришла идея использовать ту же самую катушку и при погружениях под лед. На самом деле с первого взгляда все то же самое: в лед на поверхности или даже под водой можно вкрутить ледобур, привязать к нему ходовой конец, а затем начинать погружение, разматывая постепенно катушку. Веревка в катушке намного тоньше, соответственно, меньше ее вес и сопротивление воды, кроме того, ты не зависишь от страхующего на поверхности (при традиционной схеме комфортность погружения во многом зависит от взаимопонимания дайвера и страхующего) и вроде бы никаких проблем нет. Однако катушка не может выполнять вторую функцию страховочного конца, о которой мы говорили, - ускорить и облегчить аварийный выход. Таким образом, мы приходим к концепции «подледного технодайвинга»: в случае возникновения нештатных ситуаций подводник не начинает немедленное всплытие, как учат в рекреационном дайвинге, а решает проблемы под водой.

Все в этой схеме хорошо за исключением трех принципиальных моментов.

Во-первых, при погружениях в пещеры дайвер разматывает катушку по полу пещеры; даже если он крепит ходовой конец на каких-то выступах стен, то обычно это неглубокий коридор. Если при этом дайвер теряет катушку или происходит обрыв, то катушка или ходовой конец падают на дно, которое находится где-то поблизости. Подо льдом расстояние между льдом и дном во многих случаях может быть довольно значительным; если находящийся в толще воды дайвер выронит катушку, то она, как маятник, уйдет вниз, оставив дайвера предоставленным самому себе. Дальше все будет зависеть от того, какова видимость, насколько хорошо человек умеет ориентироваться под водой, есть ли у него компас и т.д.

Во-вторых, подо льдом вероятность замерзания регулятора существенно выше, чем обычно в пещерных условиях. В этом случае «автономность», которую дает использование катушки, должна быть подкреплена дополнительным запасом прочности в конфигурации снаряжения.

В-третьих, зачастую, ныряя под лед, люди одеваются теплее, чем погружаясь в пещеры, а это значит, что привычные для многих технодайверов движения (например, закрывание вентиля) могут быть невыполнимы из-за уменьшения подвижности.

DT. Возможность потери катушки подо льдом - это теоретическая опасность или такие случаи известны?

МС. Я знаю несколько подобных случаев. Как-то на Баренцевом море я познакомился с человеком, который рассказал, что однажды он, находясь подо льдом, из-за возникшей технической проблемы выпустил катушку и потерялся, в результате путь к майне он нашел далеко не сразу. Другой мой знакомый использовал несколько иную методику погружений: он опускался по толстому ходовому концу вертикально вниз, у дна под майной прикреплял к нему ходовой конец катушки и отплывал радиально, разматывая катушку по дну. Однажды, когда он на обратном пути уже поднимался вдоль вертикального ходового конца, что-то привлекло его внимание, дайвер отплыл немного в сторону и потерял из вида и веревку, и майну. Спасло его только то, что в спарке оставалось довольно много воздуха: выход он нашел только через час. К сожалению, известны случаи, когда достаточно опытные люди и не возвращались, совершая такие погружения.

DT. В чем же, на ваш взгляд, заключается ошибка?

МС. Я думаю, основная проблема тут именно в том, что изначально технология погружений с катушкой была разработана для пещерных условий, когда человек находится в ограниченном пространстве и продвигается в основном над «полом». В подледном же дайвинге глубины значительно больше, а перемещается дайвер, как правило, под «потолком». И в этой ситуации падение катушки или обрыв приводит к потере ориентации в пространстве.

Я считаю, что даже для тех дайверов, у которых все снаряжение полностью дублировано и которым ходовой конец как средство аварийного всплытия не нужен, использование ходовой катушки при подледных погружениях может представлять опасность.

DT. Т о есть использовать ходовую катушку при подледных погружениях вы считаете недопустимым?

МС. Я рекомендую использовать страховочный конец и не рекомендую использовать катушку. Хотя, наверное, можно представить себе условия, когда это допустимо. Например, если подледные условия схожи с пещерными, когда расстояние между дном и льдом не превышает 3-4-х метров.

Я знаю несколько подобных неглубоких мест на Белом море, где зимой образуются фантастические по красоте ледяные торосы, а дно под ними больше всего напоминает сад камней. Расстояние между льдом и камнями может быть 1,5-3 метра.

В этом случае дайвер может использовать катушку точно так же, как в пещерах: разматывать ее вдоль дна, фиксируя через каждые несколько метров. В таких условиях, наверное, допустимо использование катушки, но при соблюдении всех без исключения правил пещерного дайвинга: у человека должна быть соответствующая пещерная практическая подготовка (просто знать теорию совершенно недостаточно).

Все в снаряжении должно быть дублировано «по-пещерному»: необходимо иметь запасную катушку и дополнительную поисковую катушку, которая нужна в случае обрыва ходового конца, и так далее. Все детали и мелочи методики погружения тоже должны быть пещерными, да еще вдобавок к этому - адаптированными к очень холодной воде, в которой свои «непещерные» опасности.

Еще раз хочу уточнить: я допускаю, что возможен такой «пещерно-подледный» дайвинг, но в этом случае все мелочи техники безопасности надо продумывать отдельно, и делать это должны люди, одинаково компетентные как в подледном, так и в пещерном дайвинге. Я, например, себя таковым не считаю, ибо не являюсь пещерным инструктором.

DT. Чем отличается конфигурация снаряжения при погружениях под лед от конфигурации, используемой при пещерных погружениях?

МС. Как я уже говорил, еще одно существенное отличие подледного дайвинга от пещерного - температура воды. При айс-дайвинге появляется дополнительный фактор увеличения объема снаряжения (используются более толстый костюм и поддевка), что осложняет выполнение дайвером различных манипуляций со снаряжением. Кроме того, при подледных погружениях вполне реальна вероятность замерзания первой или второй ступени регуляторов. И чтобы обеспечить подо льдом такой же уровень безопасности, какой в пещерном дайвинге дает спарка, полагаю, необходимо использовать три баллона с тремя независимыми регуляторами.

DT. Значит, вы считаете, что техника пещерных погружений не может быть использована при погружениях под лед?

МС. Любая техника безопасности - это совокупность взаимосвязанных правил, которые вместе образуют стройное здание. Техник безопасности может быть несколько, и каждая из них будет обладать своей внутренней логикой, но если попытаться взять одно правило из одной техники, а второе - из другой, то с большой вероятностью безопасность окажется под угрозой. Точно так же невозможно переносить схемы, отработанные и доказавшие свою состоятельность в одном виде погружений, в другой вид погружений, основываясь только на том, что у них есть схожие черты. Для начала нужно проанализировать, в чем их различие.

Я считаю, что в классическом айс-дайвинге следует использовать только классический страховочный фал, а если вдруг возникают условия, когда подледное погружение по многим параметрам приближается к пещерному, то, наверное, можно выработать специальную пещерно-подледную технику безопасности и делать это должны очень компетентные люди, высококвалифицированные как в подледном, так и в пещерном дайвинге. Безоглядно переносить элементы из одной системы безопасности в другую довольно рискованно.

DT. Спасибо большое за интересный и поучительный рассказ.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования