Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


SWEET AS...
YOLANDA-2005

Андрей ЧИСТЯКОВ Advanced Trimix Instructor TDI
Фото из архива Leigh KUNNINGHAM

С Ли Коннингемом (Leigh Kunningham) я познакомился на вечеринке по случаю дня рождения моего друга - известного польского технического дайвера Мартина Хохоровского (Chochor). Я рассказал о своем проекте по глубокому тримиксу, а Ли поделился со мной своими планами по исследованию Yolanda Wreck. Я узнал о существовании программы под названием Yolanda Project, начатой Коннингемом совместно с Марком Эндрюсом (Mark Andrews), и с тех пор с интересом следил за работой команды британских глубоководников.

Идея проекта «Иоланда» заключалась в определении местонахождения загадочно исчезнувшего рэка. В двух словах история такова. Корабль, имевший на борту груз сантехники, напоролся на риф. Некоторое время после кораблекрушения корпус судна оставался на поверхности, потом сполз по склону, а затем и вовсе исчез, оставив после себя живописную россыпь унитазов. Долгие годы оставалось загадкой, на какой глубине лежит основной корпус судна. Первые погружения в рамках проекта «Иоланда» проводились в мае 2005 года. Был детально обследован склон рифа Иоланда и точно определено местоположение судна. Оставалось только осмотреть его корпус до нижней отметки.

Основной дайв запланировали на начало декабря ушедшего года, и 9 декабря 2005 года Ли Коннингем и Марк Эндрюс успешно выполнили погружение на 200 метров, окончательно раскрыв тайну рэка Иоланда. В ходе погружения был осмотрен весь корпус судна снаружи и достигнута корма. Общее время погружения - 3 часа 15 минут, время на дне - 3 минуты. Проникновение внутрь судна не производилось. На мой вопрос, был ли хоть малейший шанс проникнуть внутрь, Ли и Марк в один голос ответили отрицательно, сообщив, что практически весь корпус затянут песком.

Со слов ребят, корпус изогнут по килю и лежит на границе склона - он плавно сполз туда за годы, прошедшие с момента кораблекрушения. На глубине 100-120 метров разбросаны пустые контейнеры, нос судна находится на отметке 145 метров, а самая нижняя часть кормы - на отметке 200.

Но основной интерес для меня заключался не в описании увиденного на отметке 200, а в подробном изучении конфигурации, смесей и плана погружения. На этом и остановимся подробнее.

Для начала несколько слов о самих исполнителях. В послужном списке Ли Коннингема четыре дайва на глубину более 200 метров, самое глубокое погружение - 240, это был тачдаун-дайв. Марк Эндрюс - профессиональный дайвер, инструктор-тренер PSA, погружение на 200 было самым глубоким из всех им совершенных.

КОНФИГУРАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ И СМЕСИ

Leigh Kunningham

Ли применил классическую конфигурацию.

  • Донная смесь - стальная спарка 2х20, забитая до 240 бар - Tx7/68.

  • «Глубокий» ран-газ - 15-литровый алюминиевый стейдж на классической боковой подвеске - Tx16/43.

  • «Мелкий» ран-газ - 15-литровый алюминиевый стейдж на классической боковой подвеске - Тх50/15.

  • деко-газ - симметрично закрепленные на спарке с донной смесью 15-литровые алюминиевые баллоны - EAN84.

  • Крыло - OMS 100lbs с классической жесткой спинкой из нержавейки.

  • Регуляторы на донной смеси - Scubapro MK25+R190 и MK10+G250.

    Все смеси Ли нес на себе.

    Mark Andrews

    Конфигурация Марка более оригинальна.

  • Донная смесь - 2х12 литров углепластиковые баллоны Carbon Dive от компании Worthington cylinders, заполненные до 280 бар - Tx7/66. Баллоны объединены не жестким манифольдом, а гибким шлангом, что дает возможность удобно закрепить третий баллон. Между баллонами с донной смесью закреплен такой же баллон с «глубоким» ран-газом Tx16/43, имеющий к тому же две независимые первые ступени - это было вызвано нехваткой портов среднего давления.

  • «Мелкий» ран-газ - 15-литровый алюминиевый баллон, 230 бар - Tx55/15.

  • деко-газ - 15-литровый алюминиевый баллон, 200 бар - EAN81.

  • Крыло - Abyss.

  • Регуляторы на донной смеси - Abyss Explorer.

    ПЛАНИРОВАНИЕ ПОГРУЖЕНИЯ

    План погружения был выполнен в программе Z-Planner, консерватизм 15%. До глубины 120 метров скорость погружения составляла 40 м/мин., потом 30 м/мин. Скорость всплытия до 100 метров - 15 м/мин., от 100 до поверхности - 10 м/мин. Глубокие остановки были выбраны по модели Pyle, время - 1 минута, первая глубокая была на отметке 126 метров.

    На мой вопрос, почему смеси были подобраны так жестко и почему был выбран такой, на мой взгляд, неконсервативный план, ребята ответили, что основывались на своем предыдущем опыте и допускают для себя двукратный скачок по азоту при переходе с донной смеси на промежуточную. Что ж, what is working it works! Ту т нечего сказать, просто лишний раз задумываешься о том, как все-таки индивидуальны такие вещи и какую колоссальную роль в планировании погружения играет эмпирический опыт. Невольно вспомнил упреки, услышанные прошлой весной в свой адрес, когда, применив гораздо более мягкую схему переключения газов, я успешно выполнил погружение на 212 метров. Да, видимо, существует большой разрыв между практическим опытом погружений и той картиной, которая складывается в головах некоторых теоретиков. Очевидно, все-таки истина лежит где-то посередине и все-таки обратный скачок допустим, но оставим это до лучших времен.

    Анализ погружения с помощью декомпаратора я решил не проводить - и так понятно, что подобный профиль вряд ли будет им одобрен. Кроме того, я не считаю эту программу истиной в последней инстанции, хотя сейчас в России стало модным анализировать профили с его помощью. На мой взгляд, пока еще не собрано достаточного количества экспериментального материала, основанного на опыте действительно глубоких погружений и подтверждающего эффективность использования данной программы для анализа погружений на такие глубины. Опыт же погружений на 120-130 метров с экспозициями в несколько минут вряд ли можно считать исчерпывающим. Это - отдельная и очень интересная тема, к которой мы, я думаю, еще обязательно вернемся на страницах журнала.

    КОМАНДА ПОДДЕРЖКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРУЖЕНИЯ

    В погружении было занято 14 суппорт-дайверов, на случай непредвиденных обстоятельств дежурил спидбот. Вообще надо отдать должное британцам не только в профессионализме под водой, но и в обеспечении высокого уровня безопасности и прекрасной организации всего проекта. Не последнюю роль в этом, конечно, сыграли явно не поскупившиеся спонсоры.

    После погружения был проведен медицинский осмотр, в частности, отслеживание латентной ДКБ по методу контроля образования пузырьков в глазах. Медицинский осмотр проводил хорошо известный специалист - доктор Адель (Adel Taher). Самочувствие обоих дайверов после погружения было великолепным.

    В заключение хочется поблагодарить Марка Эндрюса и Ли Коннингема за предоставленную информацию и великолепные фотоматериалы.

    Deep (m)

    Time (min)

    Run Time (min)

    200 (Тх7/69)

    1

    9

    126

    1

    15

    87 (Тх16/39)

    1

    19

    69

    1

    22

    60

    1

    24

    54

    1

    25

    42

    2

    28

    39

    2

    30

    36

    3

    33

    33

    4

    37

    30

    4

    41

    27

    6

    47

    24 (Тх52/15)

    4

    52

    21

    6

    58

    18

    8

    66

    15

    10

    76

    12

    15

    91

    9 (еап80)

    17

    108

    6

    87

    195

    0

    -

    -


  • Rambler's Top100

    Дайвинг - рейтинг DIVEtop
    Поддержать сайт в
    рейтинге DIVEtop.ru
    Яндекс цитирования

    Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования