«ПРОСТО РУССКИЕ МНОГО ДЫШАТ...»
Дмитрии ОРЛОВ Президент Подводного клуба МГУ Дмитрий ОРЛОВ, Алексей ЗАЙЦЕВ Фото
Технический дайвинг становится все более популярным, безопасным и приятным в связи с появлением нового комфортного снаряжения, развитием современных технологий и углублением знаний о декомпрессии. После прохождения технических курсов для любого человека наступает новая эра понимания дайвинга и ощущения себя в подводном мире. После того как стал тэком, очень сложно вернуться к однобаллонному варианту - такое плавание уже кажется игрушечным и не очень интересным. Хочется найти нечто новое и адреналинное, бросить вызов природе и самому себе, открыть что-то необычное и увидеть то, что никто до тебя не видел.
Раньше для многих технодайвинг заключался в однообразном превышении собственных рекордов на какой-нибудь до боли знакомой стенке или вообще по фиксированному концу - как в старом анекдоте про кошку в бутылке: ну, Васенька, еще пять метров: Но времена меняются, и глубоководный технодайвинг занял серьезную нишу в дайвинг-индустрии наравне с пещерными погружениями или прогулками по затонувшим кораблям. Технодайверам нужны разные впечатления, новые места, новые маршруты - как и нормальным дайверам, только на десятки метров глубже. Так возникла новая тема дайвинг-туризма - подводные путешествия для технодайверов.
Куда поехать, чтобы глубоководные погружения были интересными и насыщенными? Где можно найти в глубине что-то интересное и особое? Где найти место, в котором не бывали толпы туристов? Таких уже освоенных мест и маршрутов в океане пока мало, но их число постоянно растет.
Одно из таких новых мест для глубоководных погружений - архипелаг Палау. Те хнический дайвинг пришел в эту популярную для обычного рекреационного дайвинга страну несколько лет назад с первой группой тримиксников Подводного клуба МГУ. Десять тримикс-дайверов из Подводного клуба МГУ приехали на Палау осваивать шикарные стенки и глубоководные затонувшие корабли. Под нашу группу с Гуама были завезены первые на Палау спарки с манифольдами, тримиксная станция, баллоны с гелием, анализаторы. Во время сборки комплектов в дайв-центре Fish'n Fins сбежались немцы и стали обсуждать, зачем русским так много баллонов. После горячей дискуссии они пришли к выводу, что «просто русские много дышат».
Именно тогда было совершено первое полноценное погружение на легендарный минный тральщик «Пери», подбитый японцами у острова Ангуар и лежащий на 80-90 метрах. Идти до места погружения на скоростном катере часа два в хорошую погоду. Сильнейшие течения и месторасположение в океане делают это погружение сложным и опасным. В попытках повторить наше погружение на «Пери» уже погибло несколько европейских технодайверов. Каждый уважающий себя тримиксник должен нырнуть на «Пери», ибо это проверка на прочность, мастерство и самообладание. Несмотря на то, что глубина небольшая, условия погружения довольно сложные. «Пери» лежит на пологом склоне в нескольких километрах от берега дикого острова Ангуар прямо в Тихом океане. Сначала нужно его найти по эхолоту, затем попасть на него специальным рэковым якорем и уже потом одеться, снарядиться и спуститься по концу. Течения бывают настолько сильными, что срывают маску с лица, сносят сильных людей с конца, заставляют постоянно травить все регуляторы, ну а самостоятельно двигаться на таком течении вообще невозможно. Даже если вы смогли спуститься на дно, можно лишь держаться за якорный конец обеими руками и смотреть на рэк из одной точки. Если же отпустить конец и попытаться поплавать над судном, течение может легко снести в открытый океан на десяток километров, и уж тут жизнь героя будет зависеть только от зорких глаз моториста на катере, способных разглядеть красный буй в океанской зыби.
Другое яркое запоминающееся погружение - каньон острова Пелелу. Остров Пелелу знаменит упорными боями во время наступления американцев в 1944 году и тем, что японцев из джунглей острова силой так и не выкурили. Пелелу расположен в полутора-двух часах хода от Корора на скоростном катере. На острове много красивых мест погружений, но самое знаменитое - безусловно, каньон.
Глубокая расщелина в вертикальной стене открывается на 30 метров и уходит на 120, где переходит в крутой склон. Каньон сказочно красив и покрыт плотными разноцветными зарослями мягких кораллов, склерактиний, горгонарий и гидроидов. Рядом плавают огромные пелагические рыбы, акулы, черепахи и даже скаты-хвостоколы. Медленное всплытие по каньону с декомпрессионными остановками позволяет подробно и близко рассмотреть всю эту красоту. Верхнее плато скалы расположено на глубине 12 метров, так что все остальные декомпрессионные остановки приходится проводить в толще воды. За это время сильное течение относит довольно далеко, и только хорошо надутые буйки позволяют капитану катера держать вас в поле зрения.
Мало кто знает, что всемирно известный Голубой Угол, на котором обычные аквалангисты закрепляются на крюках за дно на глубине 20-25 метров, наблюдая за акулами, барракудами, шишколобыми попугаями и каранксами, весьма красив и внизу. Вертикальная стена Голубого Угла уходит на 110 метров, где переходит в крутой склон. Если повезет, на глубине около 100 метров можно встретить стаю крупных акул, плавающих ниже своих более мелких собратьев, которые развлекают однобаллонных дайверов наверху.
Стена Длинного рифа интересна тем, что на его склонах лежат огромные круглые шары, висевшие на цепи через пролив и заграждавшие американским судам проход в лагуну, где пряталась японская флотилия. Шары сейчас лежат на глубине 60-80 метров и представляют собой фантастическое зрелище. А еще глубже, в бархатной черноте, у Длинного рифа живет множество наутилусов. Именно там их по ночам ловят на глубине 300 метров специальными ловушками и поднимают к поверхности, чтобы показать этих чудных животных аквалангистам. Когда последние поплавают с пойманными головоногими в мелководной лагуне, тримиксники берут в каждую руку по наутилусу, спускаются на сотню метров и отпускают их на волю. Это уникальное зрелище - полосатые и большеглазые сказочные создания уплывают в Бездну.
Короткий риф - ближайшая к Корору (столица Палау) стенка, отлично подходящая для глубоководных тримиксных погружений. Эта стенка отличается от многих других необычной картиной течений: на поверхности течение слабое, а чаще его и вовсе нет, а на глубинах свыше 100 метров течение только усиливается и несет вдоль стены с довольно большой скоростью. Мы ныряли на эту стену только до 135 метров и чувствовали усиление течения по мере спуска вниз. Стена Короткого рифа отвесно уходит на километровую глубину без обычного склона. У верхнего края рифа плавают стаи шишколобых попугаев, акулы и барракуды, поэтому декомпрессия пролетает незаметно.
На Палау очень много мест, подходящих для глубоководных погружений, - мы их пока просто не освоили, но это лишь вопрос времени. Каждая техническая группа открывает что-то новое и добавляет новые чудные места на карте глубоководных погружений.
Технодайвинг на Палау все еще находится в «эмбриональном» состоянии. Обычных дайверов-любителей в высокий сезон здесь очень много - в подавляющем большинстве это японцы и американцы, которые создают плотное дорожное движение в верхнем слое воды, до глубины 30 метров. Иногда даже свободного места нельзя найти, чтобы заякориться на Голубом Углу, а для того, чтобы зайти в Пещеру Канделябров или Голубую Дыру, приходится стоять в очереди. Но ниже 40 метров наступают тишина и полная свобода, там царствуют тэки, увешанные баллонами...
На Палау работает с десяток дайв-центров. Если нырять на глубоком воздухе до 60 метров, то в принципе можно приезжать в любой - нужно лишь возить с собой хомуты для создания спарки и подвесную систему для того, чтобы приспособить обычный 12-литровый баллон под деко-баллон. Но нитрокс будет, скорее всего, не более 40%. Единственный экипированный для технического дайвинга центр - это Fish'n Fins и его дочерний сафари-катер Ocean Hunter II. В центре и на судне есть спарки с манифольдами, декобаллоны с карабинами, анализаторы; штатный блендер там готовит тримикс и нитрокс по заказу. Персонал уже знаком с технодайверами и понимает, когда следует «выбрасывать» тэков за борт, когда подбирать, а также как, кому и когда нужно помогать - что тоже немаловажно для нашего комфорта и безопасности.
Но есть в технодайвинге на Палау и серьезная проблема: ближайшая барокамера находится на Гуаме, куда можно только долететь на самолете. Поэтому любая неосторожность или неграмотность, ведущая к декомпрессионной болезни, чревата очень серьезными последствиями по причине невозможности оперативного квалифицированного лечения. Именно поэтому, совершая декомпрессионные погружения на Палау, следует быть очень осторожным, не совершать личных рекордов, тщательно соблюдать дайв-план, вести здоровый образ жизни и никогда не рисковать понапрасну. Все это, конечно, нужно делать и в Красном море, и на Мальте, но там всегда остается ощущение, что ошибку, совершенную под водой, может скорректировать барокамера, оплаченная страховой компанией. На Палау их просто нет...
С другой стороны, отсутствие привычной индустрии технодайвинга, технических дайв-центров и достоверной информации о глубоководных маршрутах создает атмосферу первооткрывательства и романтики. Мы прокладываем тропу по целине, вносим новые сведения на дайверскую карту мира, познаем дикую природу, открываем новые рэки и спускаемся туда, где до нас не был ни один человек - а что же может быть интереснее этого для настоящего технодайвера?