ДЫРА
Витя ЛЯГУШКИН
Любопытство и страх. Наверное, именно эти чувства испытывает большинство детей, когда заглядывает в лаз в земле, канализационный люк или банальную сливную трубу. Темно, страшно, но завораживающе интересно. Наверняка там притаилось какое-нибудь чудовище, ужасное и склизкое, но надо его победить, преодолеть и раздавить гадину, то есть победить чудовище в себе.
ПРОЛОГ
Все помнят, что творилось под кроватью, когда мама выключала свет: оживают тени, еле слышимые шорохи превращаются в стоны, слышится скрежетанье ужасных буков и «громпашей», лезущих к тебе, такому беззащитному и одинокому. Только одеяло и фонарик под подушкой, на всякий случай, могут спасти тебя от липких призраков фрейдистских фантасмагорий второй стадии развития.
Еще картина: мне три года, я заперся в чулане и выключил свет, держа в руках кремни, подаренные старшим братом. Чудовища выползают из щелей и темных уголков полок, заставленных банками и старыми лыжными ботинками, медленно двигаются ко мне, поскрипывая досками пола и шурша протертым пледом. Сердце заходится в стуке, сейчас они меня схватят - и все: Резкий взмах руками, яркая вспышка - только неясные тени метнулись по углам, исказив контуры забытых в чулане вещей. И все начинается снова: опять тихое поскрипывание и шелест, ужас и резкий взмах руками. Родители удивлялись, что это ребенок делает целыми часами в темном чулане, и, наверное, не обошлось без размышлений о Фрейде. А я боролся, боролся за свою личность, за свою свободу, за возможность находиться в любом месте в любое время, даже самое темное и самое страшное.
И победил. Иначе чего бы я сейчас, в ночи, несся, поскрипывая рессорами старенького Wrangler, на самое сложное и незабываемое погружение в своей жизни. Но опять выползали странные, проскальзывающие тени по дороге, напоминая детство, только сейчас это был не чулан, и в руках руль, и мне уже тридцать пять.
Все, хватит, пора будить напарника. Паша, вставай, давай за руль, а то уже всякая фигня мерещится. Так и до «ушей» недалеко («уши» - это перевернутая машина). Короткая остановка, серия приседаний, слив жидкостей и смена прокладки (прокладка - водитель). Мы продолжаем безостановочное движение к Перми по трассе М7. Можно расслабиться и подремать.
Нет, не удается, в голову лезет всякая экзистенциальная чепуха. Действительно, чего это вдруг двое взрослых дайв-мастеров, вместо того чтобы отдыхать в объятиях загорелых красоток на Красном море или в Таиланде, вытряхивают себе спинной мозг на русских дорогах в неудобной машине, наматывают две тысячи километров в одну сторону, для того чтобы, извозюкавшись, как поросята в глине, протиснуться в щель и увидеть гипсовые стены под водой? Абсурд.
Или такая мысль: хорошо, Poseidon Cyklon - это Defender. А джип Wrangler - это какой регулятор? Маленький социологический опрос из одного человека показывает, что мнения у устроителя опроса и опрашиваемого не совпадают. Приходится признать результаты теста недостоверными. Наверное, прав был Шумейко, и ехать нырять в Ординскую пещеру надо было все-таки на Defender. Было бы стильно. Ладно, Wrangler тоже неплохо, особенно когда его салон (багажника у него нет) забит до отказа снаряжением фирмы DSS (Deep Sеa Supply), которое мы будем тестировать.
Все-таки надо подремать.
Скоро Нижний.
Двадцать семь часов массажа позвоночного столба и перемешивания спинномозговой жидкости уже позади, отплутав положенные законами жанра три часа по задворкам села Орда, приближаемся к нужному месту по пустынной улице Казанская (о том, что это улица, мы узнали на следующий день) и застреваем в открытом поле на нерасчищенной колее. Сзади подруливает десятка: «Ребята, вы дайверы? Мы вас заждались, давайте помогу».
Стол накрыт, о разборе снаряжения никто не хочет и слышать - водки и в койку: все-таки дорога - не сахар. Завтра начнем культурную программу. Сторож-физрук Коля показывает дорогу до гостиницы.
РАЗМИНКА
Четырнадцатичасовой здоровый сон помогает начать воспринимать объективную живописную реальность. Номером первым идет Кунгурская ледяная пещера - единственная экскурсионная пещера в России, расположенная на берегу реки Сылвы, длиной 5700 метров. Это произведение природы никого не оставит равнодушным. Многочисленные ледяные сталактиты и сталагмиты растут и свисают на каждом пятачке, а цветная подсветка продумана до мелочей и привносит художественный эффект в эту нерукотворную красоту. Как дань дайверам - коралловый грот, и действительно, эрозия гипса напоминает умершие кораллы - зрелище столь же некрасивое. В пещере есть озера и даже водятся рачки-эндемики. Озера неглубокие и неинтересные, но все же в нашу честь было совершено первое фри-дайверское погружение в один из подземных водоемов. При температуре воздуха +5°С и воды +3°С можно считать это подвигом. Походив около четырех часов по подземным лабиринтам и в полной мере насладившись красотами, выбираемся слегка разочарованные - все-таки путешествие по Кунгурской пещере больше похоже на экскурсию во дворец гномьего короля, чем на первопроход по подземельям Мордора.
ПЕЩЕРА
Второй день начинается уже значительно бодрее. Физрук Коля, взвалив на плечи спарку, спускается по склону, в котором и находится дыра - вход в альфа и омега русского кейв-дайвинга, Ординскую пещеру. Кстати, правильно говорить именно Ординская, через «и», или Казаковская, а не Ордынская, как принято в Москве. Землю, где расположен вход в пещеру, выкупил дайв-центр «Наутилус» и пытается по мере возможности создать здесь нормальный сервис. Физрук Коля - часть этого сервиса, его услуги обходятся в сто рублей за спуск-подъем спарки, и, честно говоря, когда я увидел этот склон, по которому их надо поднимать, я понял: это совсем не дорого.
Страшно представить, как бы я карабкался по скользкому склону со спаркой. Конечно, там натянута веревка, но все равно - ужас. Помимо Коли еще есть домик для ночевок, баня и теплый кунг для переодеваний и сушки снаряги. В общем, и про палатки, и про привозные компрессоры можно забыть.
Но главная часть сервиса идет со мной рядом, проскальзывая ботами сухого костюма по оттаявшей глине на склоне, это Саша, опытный дайв-гид, обнырявший Ординскую пещеру вдоль и поперек. Подходим ко входу, здесь уже вполне не помешают альпинистские навыки - скользкие, наклонные, ледяные ступеньки не располагают к расслабленным прогулкам, а приставленные к отвесным стенкам самодельные лестницы добавляют острых ощущений во время спуска.
Все, достигли площадки для сбора снаряжения, есть время осмотреться и все обдумать. Только надо быть осторожнее- вода, стекающая с дайверов вода, замерзает, образуя на полу сплошной каток. Саша лег подремать, на газовой горелке греется вода для замерзающих регуляторов, снаряжение DSS (Deep Sеa Supple) спущено в озерцо, откуда уходит лаз в основные залы Ординской пещеры. Мысли роятся, как пчелы вокруг Винни-Пуха. Имею ли я право, или я тварь дрожащая? А оно тебе надо? Какого черта лезть в эту холодную темную щель? Заблудишься - и труба, даже и не всплыть, если что-то откажет из оборудования. Все-таки настоящая пещера - это не плюшки воровать в детском саду, и уже видна громадная разница между Мексиканскими пещерами, в которые мне приходилось нырять, и нашей, родной. Как и земля русская, она не очень приветлива к посторонним: +3°С вода, полная темнота и отсутствие выходов на поверхность в отличие от тех же Юкатанских пещер, да и продираться внутрь надо сквозь какую-то щель вперед ногами - нехорошая ассоциация. «Саша, а в Москве ходят слухи, что вы здесь интродайвы проводите? Это правда?» Саша продирает заспанные глаза, садится и начинает натягивать защитный чехол на гидрокостюм: «Нет, московские байки».
Ладно, чего это я, каждый сам выбирает, как умереть. Меня бы пять лет назад в эту щель точно никто бы не затащил. Даже за очень большие деньги.
ПОГРУЖЕНИЕ
Аккуратно спускаюсь по обледенелой лестнице, надеваю снаряжение и, погрузившись на 20 сантиметров, проверяю оборудование в последний раз и подтягиваю ремни. Россыпь крохотных кирпичиков доломитов настраивает на несерьезный лад, и начинает казаться, что я действительно попал в гости к гномам, а не пытаюсь протиснуться в царство тьмы.
Первым идет Саша, он нас будет встречать уже в зале. Вдвоем в проход не поместиться - своеобразный тест на клаустрофобию. Пролезаю достаточно свободно, притом что я отнюдь не гномик, да и мой бади, тоже не Белоснежка, прошел легко. Надо будет спросить у Саши, никто ли не застревал? А вот и он, встречает у большой гипсовой плиты. Вожу из стороны в сторону фонарем, пытаясь осмотреться. Все. Я покорен. Покорен навсегда. Ничего подобного я даже и представить себе не мог, несмотря на виденные мной фильмы и фотографии. Гигантские галереи расходятся в разные стороны, маня в темноту и неизвестность, в другие залы царства Мора. Наверное, помимо зова бездны существует зов темноты, он тоже не для всех, но я его слышу. Мне кажется, что это не шипение пузырьков воздуха, а тихое урчание тех самых чудовищ из детства и я должен до них доплыть и заглянуть наконец-то им в глаза.
Но нет, как ни жалко, у нас программа и ее надо выполнять - оставим поиск личных страхов до следующих приездов. Саша обводит нас по основным залам и показывает самые известные ходы - надо выбрать место съемки. В Ординский пещере, оказывается, есть воздушная пазуха и в ней остров - можно всплыть и договориться о сюжете и расположении участников. А можно даже выйти на берег и позагорать в полной темноте, воображая, что ты где-нибудь в Мексике.
Следующий пункт погружения - проверка устойчивости штатива, отработка навыка замены фотоаппарата на нем в семимиллиметровых перчатках и пробная съемка. Таких танцев со штативом, наверное, еще никто не видел, надо вводить отдельный спецкурс по замене фотоаппарата, да и штатив слишком легкий. Все, дайв закончен, точки съемки определены, аппаратура проверена, собираемся опять у большой гипсовой плиты. Первым ухожу я, за мной все остальные. Обратным порядком протискиваемся сквозь щель, которая уже не кажется такой узкой и страшной, и выныриваем в теперь уже ласковые воды озерца. Саша недоволен: «Талые воды пошли, видимости никакой, опоздали вы, вот если бы на месяц раньше». С недоумением смотрим на него: видимость была метров сорок, куда больше? Ну, бывает, конечно, и больше, иногда вообще воды не видно, совсем. Ну да ладно, у богатых свои причуды, нас такая видимость вполне устраивает. Полные счастья и соплей начинаем карабкаться на площадку. Вода, стекая со снаряжения, тут же замерзает, минус семь как никак. Здесь нас встречает часть сервиса - физрук Коля весь в нетерпении: ему хочется быстрее отстреляться и убежать домой, к жене и шаньгам (пермские ватрушки с картошкой и мясом). А мы потихоньку - спешка на льду неуместна - отправляемся пить чай и беседы беседовать.
ОФИЦИОЗ
Ординская (Казаковская) пещера - первая по протяженности и величине подводная пещера в России, не имеющая аналогов в России и СНГ, расположенная близ с. Орда Пермского края, на берегу реки Кунгур. Включает в себя практически все уровни сложности в подводном плавании. Это отличное место для подготовки любых подводных экспедиций. Общая протяженность пещеры - 3600 метров, из них 3200 метров приходится на подводную часть. Максимальная глубина - 22 метра. Прозрачность - 40-50 метров, температура - плюс 4-5°C. В основном пещера плохо замутняема, заложена в сульфатно-карбонатных породах. В 2003 году в Ординской пещере был установлен рекорд России - самое длинное прохождение затопленного сифона - 980 метров.
В планах - создание специализированного спелео-дайв-центра на базе Ординской и разработка российских стандартов обучения кейв-дайвингу КПДР. Ведется поиск новых подводных пещер, благо Пермский край располагает. Карстовые провалы в пустоты встречаются на каждом шагу. В Кунгурском стационаре (научное отделение РАН при Кунгурской пещере, не путать с больницей) я даже слышал разговор о том, что летом планируется изучение новой сухопутной пещеры, вход в которую открылся этой осенью на огороде у какой-то бабы Зины. Глядишь, скоро мы будем свидетелями, как простые пермские колхозники станут владельцами русских синодов. Пока же добро пожаловать в Ординскую, где вас встретят и проводят в пещеру со всей любезностью, если, конечно, подготовка позволяет.
ЭПИЛОГ
Не стоит рассматривать Ординскую пещеру как нечто общедоступное - прошел сухой костюм и можно погружаться. Даже при наличии опытного дайв-гида погружение в пещеру - это отнюдь не развлекательная прогулка, как многие могут думать. Это не озеро Вад, которое, по сути, является каверной и вполне подходит для первых погружений в надголовные среды. Вам здесь не каверны, здесь климат иной.
Конечно, каждый решает для себя, но я бы не рекомендовал ехать в Ординскую пещеру без серьезной технической подготовки и понимания, зачем вы это делаете. Потому что дыра - это не только дыра в земле, это ход в себя, в свое прошлое, возможность узнать о себе что-то новое и совершить в себе открытие, может быть, не самое приятное. Наконец, для многих это возможность услышать зов темноты, найти своих чудовищ и заглянуть им в глаза уже с высоты прожитых лет. И сказать самому себе: я могу, я видел, я победил.
Благодарим компанию «Некко-Акватикс» за помощь в подготовке экспедиции.