CAVE-DIVING ПО-ФРАНЦУЗСКИ
ВПЕРЕДИ ВСЕХ, В ПОЛНОМ МРАКЕ, НА ПРЕДЕЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Андрей БИЗЮКИН
Фото Андрей БИЗЮКИН & Michel RIBERA
26-27 мая этого года в маленьком провинциальном городке Saint-Nazaire-En-Royans на юге Франции произошло событие, взволновавшее экспертов-аналитиков в области дайвинга, - II Международный конгресс спелеоподводников! Неужели пещерных дайверов стало так много и уровень развития этого уникального вида подводного плавания вырос настолько, что они уже в состоянии организовать и провести собственный международный конгресс? Именно эти вопросы «подняли нас на крыло», и корреспондент нашего журнала отправился в провинцию Лот для того, чтобы увидеть все собственными глазами и разобраться в деталях.
Историческая справка.
Первое погружение с аквалангом в глубочайшую подводную пещеру Европы Воклюз (французская провинция Воклюз) совершила команда Жака Ива Кусто в 1946 году (см. журнал DiveTek № 6(8) 2004). Один из участников чуть не погиб во время этого исторического погружения, и поэтому все дальнейшие подводные исследования пещер были признаны чрезвычайно опасными. Но это не остановило и не испугало остальных любознательных исследователей подземных полостей планеты, и продолжатели великого командора Кусто, мечтающие о такой же красной шапочке чемпиона только с черным логотипом летучей мыши, продолжили начатое им. Разрабатывалось новое особо надежное снаряжение, совершенствовалась техника плавания и внедрялись новые методики. Дух соревновательности, словно пузырьки азота, бурлил в крови неугомонных первопроходцев, и французская школа пещерного дайвинга после тщательного анализа более сотни трагических инцидентов в подводных пещерах Франции сделала выводы, сформулировала ключевые правила безопасных погружений и стала лидирующей в Европе и мире. Теперь все это вкупе, подобно античной культуре Древней Греции и Рима, именуется классическим французским спелеоподводным стилем исследования пещер. Сегодня во Франции более 2 тыс. известных подводных пещер и порядка 3 тыс. людей, однажды в своей жизни нырявшие в пещеру и именующих себя спелеоподводниками. Но только 200-250 из них - настоящие непоседы, элита - активно функционирующие подводные спелеологи, совершающие по 40-50 исследовательских пещерных погружений в год.
Для обычного дайвера-спелеоподводника быть во Франции и не нырять в пещеры - это то же самое, что для обычного сухопутного туриста не подышать парижским воздухом, не пройтись по Елисейским полям, не увидеть Эфейлеву башню, не попробовать французского вина и сыра. Мы никак не могли допустить этого и вместе с известными французскими спелеолоподводниками -президентом конгресса Джоэлем Эндевеллом (Joel Enndewell), Мишелем Рибером (Michel Ribera), Ивом Роем (Yves Roy) и Жан-Филиппом Дюфаетом (Jean-Philippe Dufayet) - отправились в турне по лучшим пещерным местам юга Франции. В нашем списке были пещеры - Emergence du Ressel (протяженностью более 4 200 м), Trou Madame (более 2 500 м), Foissac, Cunhac, Fontaine de Vaucluse (-315 м), Goul du Pont (185 м), Goul de la Tannerie (-209 м) и Thais.
Пещера за пещерой - удивительные истории, легенды, мифы и реальность. Это тысячелетний мрак, скелеты первых доисторических спелеологов каменного века; узкие ходы, бесконечные подводные тоннели, уступы, бездонные колодцы, азотная эйфория предельной глубины, сильные течения, феноменальная прозрачность воды и ужасная муть в нулевой видимости. Художественная фактура стен, каменный свод, песчаные отмели, сочетание черных, желтых и белоснежных красок, слепые рыбы, прозрачные пещерные креветки и захватывающее ощущение восторга первооткрывателя - так мы постепенно, шаг за шагом, погружались все дальше и глубже в поразительный подземный подводный мир.
Посещение подводных пещер во Франции в основном бесплатное, дайверы не могут даже платить за дайв-гида, потому что, как только они делают это, вся ответственность за жизнь и безопасность посетителей ложится на плечи гида. И если что-нибудь случится, то именно он будет отвечать за все возможные последствия.
Поэтому французы ныряют «по дружбе»: погружения в пещеры бесплатно, но все остальные траты распределяются поровну между участниками.
Французская школа пещерного плавания отличается от других. Многие россияне уверены, что лучшие места для пещерных погружений находятся только во Флориде, Мексике или далекой Доминиканской Республике. Именно для погружений в эти подводные пещеры создана специальная методика (см. книгу Шека Эксли «Азбука выживания с аквалангом в пещерах») и разработана типовая конфигурация снаряжения: спарка баллонов с центральным изолятором; компенсатор-крыло; два регулятора, один - на длинном двухметровом шланге; три независимых источника света (один, самый мощный - на тыльной стороне руки). Плюс к этому правило «одной трети» и парное плавание с учетом расхода газа в баллоне напарника. Если кто-нибудь полагает, что это абсолютный мировой эталон кейв-дайвинга, как статуя Свободы или Эмпайр стейт-билдинг, то вынуждены разочаровать их. Мало кто обращал внимание на то, что во вступлении к книге Шека Эксли отмечено: описанные «десять золотых правил» безопасного плавания пригодны только для пещер Флориды и могут отличаться от тех, что используются при погружении в другие типы пещер. Действительно, эти американские спелеоподводные ценности не прижились и практически не практикуются в пещерах Франции.
Французские исследователи пещер ныряют только с раздельными баллонами, с вентилями, защищенными самодельными противоударными колпаками. Компенсатор плавучести либо вообще не используется (тогда они полагаются лишь на запас газа в сухом костюме), либо в ход идут совершенно любые компенсаторы (жилеты, крылья, хомуты), только бы на них можно было зафиксировать баллоны за спиной или по бокам. Множество баллонов и регуляторов, иногда самых дешевых марок, никаких длинных шлангов. Здесь не рассчитывают на помощь напарника и называют свое погружение полностью автономным плаванием. Если вы ныряете в одной группе с французскими дайверами, помните: они - каждый сам за себя! Во французской школе абсолютная автономность является ключевым условием безопасности пещерных погружений. Правило «одной трети» расхода запаса воздуха скептически дискутируется и временами заменяется правилом «одной четверти». Все фонари (обычно четыре штуки) крепятся на каске (что доставляет много проблем в мутной воде и уменьшает обтекаемость пловца). Плавание «лягушкой» (гребок ластами подобно лягушачьим лапам в горизонтальной плоскости), чтобы не поднимать мути и взвеси со дна пещеры, - редкое явление здесь. На вопрос: «Почему вы не плаваете «"лягушкой"?» - типичный ответ был: «"У нас свой собственный очень аккуратный комбинированный стиль гребка». Тем не менее, в некоторых пещерах мы были временами поражены тем, как знаменитые исследователи, подобно инструкторам PADI, размахивали ластами со всей силы прямыми ногами, уподобляясь несущейся в цель торпеде и поднимая клубы ила и мути даже в широких пещерных ходах. Вначале это, конечно, шокировало нас как дайверов, воспитанных в традициях «флоридского» стиля пещерного плавания, но мы должны были помнить: мы здесь только гости. Обязательный элемент снаряжения - подводный компас на тыльной стороне кисти в позиции готовности к немедленному использованию. Это символизирует основное устремление французских спелеоподводников - первопрохождение и немедленная топографическая съемка новых подводных тоннелей.
Оказывается, у многих французских кейв-дайверов нет международных сертификатов. А впрочем, никто и не будет требовать с вас лицензию кейв-дайвера международного образца как разрешительный пропуск для погружений в пещеры. Да, они проходят специальные курсы пещерных ныряний в рамках пещерной федерации, но коллекционирование сертификатов считается совершенно бесполезным делом. Если вы решили нырять в пещеры, то должны понимать, что делаете это совершенно осознанно и таким образом берете всю ответственность за все возможные последствия только на себя. Основная идея не в получении престижного сертификата кейв-дайвера, а в реальном знании правил пещерных погружений. Дайвинг здесь лишь дополнительный инструмент изучения подземного мира, пещеры, остановившейся на сифоне. Это как продолжение веревки-рапели в вертикальной пещере - всего лишь следующий шаг в исследовании пещеры. В этом их цель, а не в формальной дайверской сертификации. Конечно, пещерное плавание потенциально опасно, поэтому спелеоподводники должны быть готовы к решению возможных проблем, впрочем, как и обычные дайверы во время погружений в море, утверждают французские эксперты. Техника спелеоподводных погружений важна не только для пещер. Все разработки и методики пещерников актуальны для проникновения внутрь затонувших кораблей, погружений под лед или даже при организации глубоководных погружений в открытом море, когда большая удаленность от поверхности воды эквивалентна закрытому своду пещеры. Именно поэтому все больше и больше дайверов не остаются равнодушными к пещерным погружениям. Для кого-то из них это страсть, а для кого-то только тренировочный полигон.
Вы можете удивляться или дискутировать о технике и методике плавания французских пещерных пловцов, но именно эти люди исследовали Воклюз (-315 метров) и Ду де Кали (Doux de Coly) (5 675 метров) - глубочайший и длиннейший сифоны Европы. Это, бесспорно, абсолютные рекорды и символ грандиозных достижений французской спелеоподводной школы.
Всегда хочется получать информацию из первых рук. И вот нам посчастливилось взять интервью у человека-легенды французского кейв-дайвинга, президента конгресса Жоэля Эндевелла (Joel Enndewell).
DT. Давно ли вы погружаетесь в пещеры?
ЖЭ. Я начал нырять в пещеры в 40 лет и занимаюсь этим уже 20 лет. Только вчера мне исполнилось 60, но я по-прежнему полон новых спелеоподводных планов.
DT. Сколько у вас пещерных погружений?
ЖЭ. Никогда не считал их, потому что погружения в пещеры - огромное удовольствие, а не спортивное соревнование. Я был чемпионом Франции по мотогонкам и побеждал, побеждал, побеждал до тех пор, пока дайвинг не стал для меня новой идеей жизни - нырять, получать удовольствие от погружений и никаких соревнований, поэтому я никогда не считал количество своих погружений.
DT. Почему вы решили организовать и проводить конгресс спелеоподводников?
ЖЭ. Мы сделали это вместе с моим другом Жан-Люком Арменгадом (Jean-Luc Armengaud) при поддержке самого популярного во Франции интернет-сайта спелеоподводников www.ploungeesout.com Идея была очень проста: для начала организовать совместную встречу максимально возможного количества спелеоподводников с грандиозным барбекю. Мы подумали, что это было бы так здорово: собраться всем вместе - подводные спелеологи разных стран, чтобы общаться, обмениваться идеями и проектами, планировать новые подводные исследования. Мы хотели сделать эту встречу-конгресс все вместе, улыбаться вместе, есть вместе и нырять вместе. Эффект первого конгресса был достаточно велик, многие люди, которые до этого только слышали о существовании друг друга, наконец встретились, пообщались и решили нырять вместе. Теперь мы более открыты друг другу. Дайвинг - это дайвинг, пещеры - это пещеры. Теперь, встретив друг друга, мы знаем больше об исследовании пещер Сибири и знаем, что это совсем не то же самое, что погружения в Испании. Это прекрасно. Подводные спелеологи всех стран начали общаться.
DT. Что лично для вас является самым волнующим во время погружений в пещеры?
ЖЭ. Все! В том числе и техника. Мне очень нравится быть под водой. Мне нравится совершенство моих движений в пещере. Я был спелеологом и позже начал нырять. Исследование пещер - моя страсть.
DT. Как вы думаете, где будет найдена и исследована самая грандиозная подводная пещера мира?
ЖЭ. Это не простой вопрос. Будущее покажет. Лично для меня каждый сифон, каждая подводная пещера наполнены эмоциями и по-своему интересны. Думаю, мы услышим много мнений о самых грандиозных пещерах мира здесь, на конгрессе. Для этого мы и собрались.
DT. Есть ли у вас мечта?
ЖЭ. Да, и совсем простая - новый, еще не пройденный сифон. Маленький простой сифон с чистой водой, доставляющий истинное удовольствие от погружения в него. Удовольствие находиться под водой в пещере.
DT. Что вы думаете о кейв-дайверах разных стран? Насколько они различаются или это люди с одинаковыми взглядами на дайвинг?
ЖЭ. Я люблю спелеоподводников всех стран, потому что они увлечены исследованием доселе непознанного подземного мира. Они своеобразные последователи легендарных героев Жюля Верна, делающие свое дело на грани реальности и фантастики. Я думаю, где-то здесь, в подводных пещерах и на конгрессе формируется реальное будущее современного дайвинга, и все вместе мы можем делать это независимо от страны происхождения или пещеры. Подводные спелеологи - особенные люди, они думают на несколько шагов вперед, просчитывают все заранее, они элита дайверов. Таков их удел - идти впереди всех, в полном мраке, на пределе человеческих возможностей, изобретать, тестировать и внедрять новые технологии. Они молодцы, и я очень рад, что мы с вами среди них.
*** Теперь, после незабываемой недели погружений, мы знаем и рады сообщить вам, что эталонами Франции являются не только французская дайверская мода, регулятор Legend, вино «Бордо», сыр пармезан, но также классический стиль французского пещерного плавания и магический чарующий мир подводных пещер удивительной страны. Здесь всегда рады новым исследователям, тем более что, покидая этот гостеприимный край, мы договорились о совместном исследовании новых пещер и организации исторического глубоководного погружения в Воклюз избранной команды самых опытных технических и пещерных дайверов России вместе с журналом DiveTek. Теперь у россиян наконец появится возможность хотя бы посетить спелеоподводный Эверест Европы. Добро пожаловать в глубочайшие подводные пещеры Франции вместе с нами!
Претенденты, имеющие достаточный опыт и заинтересованные участвовать в этом уникальном проекте, могут направлять свои заявки в оргкомитет - редакцию журнала DiveTek.