Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


КОМПЕНСАТОРЫ ПЛАВУЧЕСТИ ДЛЯ ЖЕНЩИН
ЗА И ПРОТИВ

Валерий КОКОША

В последнее время женскому дайвингу уделяется особое внимание. Это связано с тем, что прекрасный и отнюдь не слабый пол уверенно осваивает данную область деятельности и активного отдыха. Поэтому многие известные производители водолазного снаряжения находятся в постоянном поиске новых форм и решений, разработанных специально для женщин.

Журнал «Scuba Diving» (США) и его лаборатория ScubaLab, известные пристрастием к проведению различного рода испытаний водолазного снаряжения, решили выяснить, каким должен быть женский компенсатор плавучести (buoyancy compensator, BC), и в итоге определили наиболее подходящие модели для женщин из множества подобных (апрель 2003 года).

В испытаниях участвовали две команды женщин-дайверов, которым предстояло опробовать 17 компенсаторов известных компаний. Одна команда проводила испытания в самых сложных условиях открытой воды, а другая погружалась более комфортно в гигантском бассейне-аквариуме. Каждая участница действовала в соответствии со стандартными предписаниями, изложенными в контрольных листах. Индивидуальные впечатления и пожелания также учитывались в итоговой оценке BC. Следуя строгим предписаниям, дайверы нажимали кнопки, дергали рукоятки, шнуры и шланги, в толстых перчатках проникали в карманы компенсаторов. Вообще, все делалось для того, чтобы всесторонне оценить возможности каждой модели.

За последние 10 лет в результате многочисленных тестов ScubaLab установила собственные критерии оценок компенсаторов, которые сведены в две категории: объективные и субъективные. Причем субъективные критерии расставлены по степени их важности - от самых главных до второстепенных.

Прежде всего ScubaLab произвела объективную оценку ВС, исключающую предвзятое мнение испытателей, по таким важным параметрам, как:

  • достоверность силы плавучести компенсатора, заявленной производителем. Данный параметр оценивался по величине разности между значениями силы плавучести, заявленной производителем и измеренной специалистами ScubaLab. Расхождение (разброс) данных в пределах 20% считается допустимым из-за различий в способах измерения и точности используемой регистрирующей аппаратуры. Расхождение более чем 21% не позволяет дайверам достоверно оценить грузоподъемность ВС для планирования погружения, что представляет потенциальную опасность (см. табл. 1);

  • производительность травяще-предохранительных клапанов, то есть насколько быстро удаляется воздух из камеры компенсатора за счет работы этих клапанов по сравнению с травящим клапаном пульта инфлятора (пульта управления плавучестью) (см. табл. 2).

    На откуп испытателей отдана оценка таких критериев, которые позволяют выяснить эргономические качества и функциональность компенсаторов. Ведь чтобы понять «что» и «как» чувствует человек в различных условиях своей среды обитания при использовании современных технических средств, требуется его личное участие и собственное мнение.

    Рассмотрим эти критерии и поясним их суть:

  • управление подъемом. Имеется в виду контролируемый подъем за счет изменения объема камеры ВС (количество воздуха в ней) только с помощью пульта инфлятора. Оценивается удобство работы с пультом и его чувствительность, то есть возможность тонкой регулировки плавучести;

  • стабильность и остойчивость - способность системы плавучести обеспечить требуемое положение на глубине и поверхности без рывков, раскачиваний и опрокидываний, а также легкость, с которой дайвер может занимать любое положение и возвращаться к своему исходному состоянию;

  • работа травяще-предохранительных клапанов. Оценивалась легкодоступность, удобство в управлении и эффективность их работы, в том числе наддув камеры ртом;

  • эффективность грузовой системы - ее влияние на стабильность и остойчивость; простота и быстродействие системы аварийного сброса грузов;

  • комфорт и точность подгонки под размер - проверялись как на поверхности, так и под водой.

    В последнюю очередь оценивались:

  • сборка компенсатора, которая выполнялась интуитивно, непосредственно на месте погружения и без инструкции по эксплуатации конкретной модели. Очевидно, что все ВС, участвующие в испытаниях, имеют четкие инструкции, но маловероятно, что дайвер когда-нибудь воспользуется ими перед погружением;

  • снаряжение грузовой системы;

  • карманы и крепления для аксессуаров. Проверка выполнялась на поверхности и под водой на предмет легкодоступности и удобного использования. На самом деле некоторые компенсаторы даже не имеют таких карманов, но это вовсе не характеризует их с худшей стороны. Следовательно, этот критерий оценки был необязательным и стоял на самом последнем месте.

    Как показывает сводная таблица (см. табл. 3) в испытаниях участвовали компенсаторы трех типов: «регулируемый жилет», «крыло» и «гибридные» модели, сочетающие свойства и тех и других. Наилучшие оценки заслужили семь моделей, шесть из которых отмечены званием «выбор испытателей». Среди лидеров представлены компенсаторы всех типов. Этот факт говорит об одинаково высоком уровне развития современных материалов и технологий разных производителей. Плохих компенсаторов сейчас не бывает, а их разнообразие диктуется потребностями и весомостью различных сегментов дайвинг-рынка - от любительского до профессионального.

    Особый интерес представляет мнение испытателей о том, каким они хотят видеть женский компенсатор плавучести.

    Первое, на что обращают внимание женщины, - широкий диапазон размеров и возможность подгонки компенсатора по фигуре. Как видно, это мнение расходится с мнением ScubaLab по степени важности в ряду субъективных критериев. Дело не только в желании женщин хорошо выглядеть: От того, насколько точно и, главное, правильно «сидит» компенсатор, зависит комфортность и безопасность погружения.

    Женщины не хотят иметь грудной ремень. В ходе испытаний выяснилось, что данный элемент подвески в большинстве случаев себя не оправдал. Он либо сковывал движения и затруднял дыхание, туго обжимая грудь, либо беспомощно болтался вокруг шеи, раздражая кожу своим соприкосновением с ней.

    Предпочтение отдано миниатюрным пультам управления плавучестью, которые удобно удерживать в руках и легко работать с кнопками.

    Травяще-предохранительные клапаны должны быть легкодоступными и приводиться в действие одной рукой без особых усилий.

    Предлагается использовать наиболее универсальный и простой способ аварийного сброса грузов и ручку для переноски компенсатора.

    Ремни крепления баллонов должны быть не слишком длинными и надежно удерживать баллоны разного «калибра».

    Конечно, приветствуется наличие множества мягких подкладок и подушечек на спине и в районе поясницы, что в очередной раз подчеркивает стремление прекрасных дам к комфорту и приятному времяпрепровождению в любых условиях.

    Анализ представленной информации показывает, что женский взгляд, как всегда, оказался более проницательным в вопросах комфорта и недостатков конструкции ВС, на которые мужчины вообще не обратили бы внимания. Но в условиях повышенной опасности, а подводные погружения в большинстве случаев таковыми являются, любая мелочь может стать большой проблемой. Хочется надеяться, что ожидания в скором времени будут оправданы и компенсаторы для женщин будут самыми комфортными, а значит и безопасными.

    Расхождений нет

    ±1-10%

    ±11-20%

    ±21% и более

    Dacor Elite

    Deep Outdoors Serenity «-» Divers Ladies Advantage «-»

    Omersub Techno Pro Elle «+»

    Deep Outdoors TranquilityIntl

    Dui Aurora Classic «+»

    Seaquest Diva QD «-»

    Triple-L Isis «+»

    Genesis Athena

    Dui Aurora Explorer «+»

    Seaquest Libra «+»

    Seaquest Diva LX

    Oceanic Isla QLR «-»

    Scubapro LadyHawk «+»

    Sherwood Luna «+»

    Zeagle Zena «-»

    «+» - измеренная величина силы плавучести больше, чем заявил производитель

    «-» - измеренная величина силы плавучести меньше, чем заявил производитель

    Величина силы плавучести ВС Mares Dragonfly Ariel на момент проведения испытаний не была определена производителем.

    ТАБЛИЦА 1

    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРАВЯЩЕ-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ КЛАПАНОВ

    ОЧЕНЬ ХОРОШО

    ХОРОШО

    ПРИЛИЧНО

    Dacor Elite

    Deep Outdoors Serenity

    Oceanic Isla QLR

    Genesis Athena

    Deep Outdoors Tranquility

    Omersub Techno Pro Elle

    Sherwood Luna

    Dui Aurora Classic

    Seaquest Diva LX

    Dui Aurora Explorer

    Seaquest Diva QD

    Intl. Divers Ladies Advantage

    Seaquest Libra

    Mares Dragonfly Ariel

    Scubapro LadyHawk

    Triple-L Isis

    Zeagle Zena

    ТАБЛИЦА 2

    Производитель/модель

    Тип компенсатора и грузовой системы

    Управление подъемом

    Стабильность и остойчивость

    Работа клапанов

    Эффективность грузовой системы

    Комфорт и подгонка

    Сборка

    Снаряжение грузовой системы

    Карманы и крепления

    DACOR ELITE

    «регулируемый жилет», интегрированная грузовая система

    4

    3

    4

    3

    3

    4

    3

    2

    DEEP OUTDOORS SERENITY

    «крыло», интегрированная грузовая система отсутствует

    3

    3

    3

    отсутствует

    3

    3

    отсутствует

    отсутствует

    DEEP OUTDOORS TRANQUILITY

    «крыло», интегрированная грузовая система

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    отсутствует

    DUI AURORA CLASSIC

    «регулируемый жилет», интегрированная грузовая система отсутствует

    4

    3

    2

    отсутствует

    3

    3

    отсутствует

    3

    DUI AURORA EXPLORER

    «крыло», интегрированная грузовая система отсутствует

    3

    3

    2

    отсутствует

    3

    3

    отсутствует

    1

    GENESIS ATHENA

    «регулируемый жилет», интегрированная грузовая система

    4

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    INTL. DIVERS LADIES ADVANTAGE

    «крыло», интегрированная грузовая система

    3

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    MARES DRAGONFLY ARIEL

    «гибрид», интегрированная грузовая система

    4

    4

    4

    2

    4

    4

    2

    3

    OCEANIC ISLA QLR

    «регулируемый жилет», интегрированная грузовая система

    4

    4

    4

    4

    3

    3

    2

    3

    OMERSUB TECHNO PRO ELLE

    «регулируемый жилет», интегрированная грузовая система отсутcвует

    3

    3

    3

    отсутствует

    2

    3

    отсутствует

    3

    SCUBAPRO LADYHAWK

    «крыло», интегрированная грузовая система

    3

    3

    3

    2

    3

    3

    2

    3

    SEAQUEST DIVA LX

    «гибрид», интегрированная грузовая система

    2

    3

    2

    4

    3

    3

    3

    2

    SEAQUEST DIVA QD

    «регулируемый жилет», интегрированная грузовая система

    2

    3

    2

    4

    2

    3

    3

    2

    SEAQUEST LIBRA

    «крыло», интегрированная грузовая система

    2

    3

    2

    4

    3

    3

    3

    3

    SHERWOOD LUNA

    «регулируемый жилет», интегрированная грузовая система

    4

    4

    3

    3

    3

    3

    2

    2

    TRIPLE-L ISIS

    «крыло», интегрированная грузовая система

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    2

    ZEAGLE ZENA

    «крыло», интегрированная грузовая система

    3

    3

    2

    2

    2

    4

    3

    3

    Система оценок: 5 - превосходно; 4 - очень хорошо; 3 - хорошо; 2 - удовлетворительно; 1 - неудовлетворительно

    ТАБЛИЦА 3


  • Rambler's Top100

    Дайвинг - рейтинг DIVEtop
    Поддержать сайт в
    рейтинге DIVEtop.ru
    Яндекс цитирования

    Обмен сылками


    Get Adobe Reader
    DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
    Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования