КОМПЕНСАТОРЫ ПЛАВУЧЕСТИ ДЛЯ ЖЕНЩИН
ЗА И ПРОТИВ
Валерий КОКОША
В последнее время женскому дайвингу уделяется особое внимание. Это связано с тем, что прекрасный и отнюдь не слабый пол уверенно осваивает данную область деятельности и активного отдыха. Поэтому многие известные производители водолазного снаряжения находятся в постоянном поиске новых форм и решений, разработанных специально для женщин.
Журнал «Scuba Diving» (США) и его лаборатория ScubaLab, известные пристрастием к проведению различного рода испытаний водолазного снаряжения, решили выяснить, каким должен быть женский компенсатор плавучести (buoyancy compensator, BC), и в итоге определили наиболее подходящие модели для женщин из множества подобных (апрель 2003 года).
В испытаниях участвовали две команды женщин-дайверов, которым предстояло опробовать 17 компенсаторов известных компаний. Одна команда проводила испытания в самых сложных условиях открытой воды, а другая погружалась более комфортно в гигантском бассейне-аквариуме. Каждая участница действовала в соответствии со стандартными предписаниями, изложенными в контрольных листах. Индивидуальные впечатления и пожелания также учитывались в итоговой оценке BC. Следуя строгим предписаниям, дайверы нажимали кнопки, дергали рукоятки, шнуры и шланги, в толстых перчатках проникали в карманы компенсаторов. Вообще, все делалось для того, чтобы всесторонне оценить возможности каждой модели.
За последние 10 лет в результате многочисленных тестов ScubaLab установила собственные критерии оценок компенсаторов, которые сведены в две категории: объективные и субъективные. Причем субъективные критерии расставлены по степени их важности - от самых главных до второстепенных.
Прежде всего ScubaLab произвела объективную оценку ВС, исключающую предвзятое мнение испытателей, по таким важным параметрам, как:
достоверность силы плавучести компенсатора, заявленной производителем. Данный параметр оценивался по величине разности между значениями силы плавучести, заявленной производителем и измеренной специалистами ScubaLab. Расхождение (разброс) данных в пределах 20% считается допустимым из-за различий в способах измерения и точности используемой регистрирующей аппаратуры. Расхождение более чем 21% не позволяет дайверам достоверно оценить грузоподъемность ВС для планирования погружения, что представляет потенциальную опасность (см. табл. 1);
производительность травяще-предохранительных клапанов, то есть насколько быстро удаляется воздух из камеры компенсатора за счет работы этих клапанов по сравнению с травящим клапаном пульта инфлятора (пульта управления плавучестью) (см. табл. 2).
На откуп испытателей отдана оценка таких критериев, которые позволяют выяснить эргономические качества и функциональность компенсаторов. Ведь чтобы понять «что» и «как» чувствует человек в различных условиях своей среды обитания при использовании современных технических средств, требуется его личное участие и собственное мнение.
Рассмотрим эти критерии и поясним их суть:
управление подъемом. Имеется в виду контролируемый подъем за счет изменения объема камеры ВС (количество воздуха в ней) только с помощью пульта инфлятора. Оценивается удобство работы с пультом и его чувствительность, то есть возможность тонкой регулировки плавучести;
стабильность и остойчивость - способность системы плавучести обеспечить требуемое положение на глубине и поверхности без рывков, раскачиваний и опрокидываний, а также легкость, с которой дайвер может занимать любое положение и возвращаться к своему исходному состоянию;
работа травяще-предохранительных клапанов. Оценивалась легкодоступность, удобство в управлении и эффективность их работы, в том числе наддув камеры ртом;
эффективность грузовой системы - ее влияние на стабильность и остойчивость; простота и быстродействие системы аварийного сброса грузов;
комфорт и точность подгонки под размер - проверялись как на поверхности, так и под водой.
В последнюю очередь оценивались:
сборка компенсатора, которая выполнялась интуитивно, непосредственно на месте погружения и без инструкции по эксплуатации конкретной модели. Очевидно, что все ВС, участвующие в испытаниях, имеют четкие инструкции, но маловероятно, что дайвер когда-нибудь воспользуется ими перед погружением;
снаряжение грузовой системы;
карманы и крепления для аксессуаров. Проверка выполнялась на поверхности и под водой на предмет легкодоступности и удобного использования. На самом деле некоторые компенсаторы даже не имеют таких карманов, но это вовсе не характеризует их с худшей стороны. Следовательно, этот критерий оценки был необязательным и стоял на самом последнем месте.
Как показывает сводная таблица (см. табл. 3) в испытаниях участвовали компенсаторы трех типов: «регулируемый жилет», «крыло» и «гибридные» модели, сочетающие свойства и тех и других. Наилучшие оценки заслужили семь моделей, шесть из которых отмечены званием «выбор испытателей». Среди лидеров представлены компенсаторы всех типов. Этот факт говорит об одинаково высоком уровне развития современных материалов и технологий разных производителей. Плохих компенсаторов сейчас не бывает, а их разнообразие диктуется потребностями и весомостью различных сегментов дайвинг-рынка - от любительского до профессионального.
Особый интерес представляет мнение испытателей о том, каким они хотят видеть женский компенсатор плавучести.
Первое, на что обращают внимание женщины, - широкий диапазон размеров и возможность подгонки компенсатора по фигуре. Как видно, это мнение расходится с мнением ScubaLab по степени важности в ряду субъективных критериев. Дело не только в желании женщин хорошо выглядеть: От того, насколько точно и, главное, правильно «сидит» компенсатор, зависит комфортность и безопасность погружения.
Женщины не хотят иметь грудной ремень. В ходе испытаний выяснилось, что данный элемент подвески в большинстве случаев себя не оправдал. Он либо сковывал движения и затруднял дыхание, туго обжимая грудь, либо беспомощно болтался вокруг шеи, раздражая кожу своим соприкосновением с ней.
Предпочтение отдано миниатюрным пультам управления плавучестью, которые удобно удерживать в руках и легко работать с кнопками.
Травяще-предохранительные клапаны должны быть легкодоступными и приводиться в действие одной рукой без особых усилий.
Предлагается использовать наиболее универсальный и простой способ аварийного сброса грузов и ручку для переноски компенсатора.
Ремни крепления баллонов должны быть не слишком длинными и надежно удерживать баллоны разного «калибра».
Конечно, приветствуется наличие множества мягких подкладок и подушечек на спине и в районе поясницы, что в очередной раз подчеркивает стремление прекрасных дам к комфорту и приятному времяпрепровождению в любых условиях.
Анализ представленной информации показывает, что женский взгляд, как всегда, оказался более проницательным в вопросах комфорта и недостатков конструкции ВС, на которые мужчины вообще не обратили бы внимания. Но в условиях повышенной опасности, а подводные погружения в большинстве случаев таковыми являются, любая мелочь может стать большой проблемой. Хочется надеяться, что ожидания в скором времени будут оправданы и компенсаторы для женщин будут самыми комфортными, а значит и безопасными.
Расхождений нет
|
±1-10%
|
±11-20%
|
±21% и более
|
Dacor Elite
|
Deep Outdoors Serenity «-» Divers Ladies Advantage «-»
|
Omersub Techno Pro Elle «+»
|
Deep Outdoors TranquilityIntl
|
Dui Aurora Classic «+»
|
Seaquest Diva QD «-»
|
Triple-L Isis «+»
|
Genesis Athena
|
Dui Aurora Explorer «+»
|
Seaquest Libra «+»
|
|
Seaquest Diva LX
|
Oceanic Isla QLR «-»
|
|
|
|
Scubapro LadyHawk «+»
|
|
|
|
Sherwood Luna «+»
|
|
|
|
Zeagle Zena «-»
|
|
|
«+» - измеренная величина силы плавучести больше, чем заявил производитель
|
«-» - измеренная величина силы плавучести меньше, чем заявил производитель
|
Величина силы плавучести ВС Mares Dragonfly Ariel на момент проведения испытаний не была определена производителем.
ТАБЛИЦА 1
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРАВЯЩЕ-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ КЛАПАНОВ
|
ОЧЕНЬ ХОРОШО
|
ХОРОШО
|
ПРИЛИЧНО
|
Dacor Elite
|
Deep Outdoors Serenity
|
Oceanic Isla QLR
|
Genesis Athena
|
Deep Outdoors Tranquility
|
Omersub Techno Pro Elle
|
Sherwood Luna
|
Dui Aurora Classic
|
Seaquest Diva LX
|
|
Dui Aurora Explorer
|
Seaquest Diva QD
|
|
Intl. Divers Ladies Advantage
|
Seaquest Libra
|
|
Mares Dragonfly Ariel
|
|
|
Scubapro LadyHawk
|
|
|
Triple-L Isis
|
|
|
Zeagle Zena
|
ТАБЛИЦА 2
|
Производитель/модель
|
Тип компенсатора и грузовой системы
|
Управление подъемом
|
Стабильность и остойчивость
|
Работа клапанов
|
Эффективность грузовой системы
|
Комфорт и подгонка
|
Сборка
|
Снаряжение грузовой системы
|
Карманы и крепления
|
DACOR ELITE
|
«регулируемый жилет», интегрированная грузовая система
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
4
|
3
|
2
|
DEEP OUTDOORS SERENITY
|
«крыло», интегрированная грузовая система отсутствует
|
3
|
3
|
3
|
отсутствует
|
3
|
3
|
отсутствует
|
отсутствует
|
DEEP OUTDOORS TRANQUILITY
|
«крыло», интегрированная грузовая система
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
отсутствует
|
DUI AURORA CLASSIC
|
«регулируемый жилет», интегрированная грузовая система отсутствует
|
4
|
3
|
2
|
отсутствует
|
3
|
3
|
отсутствует
|
3
|
DUI AURORA EXPLORER
|
«крыло», интегрированная грузовая система отсутствует
|
3
|
3
|
2
|
отсутствует
|
3
|
3
|
отсутствует
|
1
|
GENESIS ATHENA
|
«регулируемый жилет», интегрированная грузовая система
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
INTL. DIVERS LADIES ADVANTAGE
|
«крыло», интегрированная грузовая система
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
MARES DRAGONFLY ARIEL
|
«гибрид», интегрированная грузовая система
|
4
|
4
|
4
|
2
|
4
|
4
|
2
|
3
|
OCEANIC ISLA QLR
|
«регулируемый жилет», интегрированная грузовая система
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
2
|
3
|
OMERSUB TECHNO PRO ELLE
|
«регулируемый жилет», интегрированная грузовая система отсутcвует
|
3
|
3
|
3
|
отсутствует
|
2
|
3
|
отсутствует
|
3
|
SCUBAPRO LADYHAWK
|
«крыло», интегрированная грузовая система
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
SEAQUEST DIVA LX
|
«гибрид», интегрированная грузовая система
|
2
|
3
|
2
|
4
|
3
|
3
|
3
|
2
|
SEAQUEST DIVA QD
|
«регулируемый жилет», интегрированная грузовая система
|
2
|
3
|
2
|
4
|
2
|
3
|
3
|
2
|
SEAQUEST LIBRA
|
«крыло», интегрированная грузовая система
|
2
|
3
|
2
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
SHERWOOD LUNA
|
«регулируемый жилет», интегрированная грузовая система
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
TRIPLE-L ISIS
|
«крыло», интегрированная грузовая система
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
ZEAGLE ZENA
|
«крыло», интегрированная грузовая система
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
4
|
3
|
3
|
Система оценок: 5 - превосходно; 4 - очень хорошо; 3 - хорошо; 2 - удовлетворительно; 1 - неудовлетворительно
ТАБЛИЦА 3