Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПРОТЕРТЫЙ РЭК

Наталия ЧЕРВЯКОВА
Фото автора

Недалеко от дайв-центра «Полярный круг» лежит на дне небольшое деревянное судно - малый рыболовецкий бот, или МРБ. Его судьба не совсем обычна:

ИСТОРИЯ

МРБ долгое время работал на беломорской биологической станции МГУ - возил студентов, обеспечивал практику, таскал тралы. Капитанов обычно приглашали из ближайшего поселка Пояконда. Потомственные поморы, карелы и мореходы почему-то считали своим долгом посадить судно на мель. Надо напомнить, что на Белом море приливы и отливы очень хорошо выражены, разница между большой и малой водой составляет в среднем около двух метров. Это вызывает некоторые сложности в судоходстве. Там, где свободно проходишь по полной воде, можно сесть на мель в малую или среднюю воду. Все об этом знают, тем не менее капитаны МРБ оправдывались: «Все шло хорошо, но абсолютно внезапно начался прилив/отлив!» От частых сидений на мели у МРБ протерлось днище, но не сильно - просто тихо подтекало. Списать судно было еще жалко, а использовать в работе уже невозможно. МРБ поставили у причала до лучших времен, но руки до него никак не доходили. Бот время от времени тонул у причальной стенки, мешая остальным судам. Его доставали, откачивали воду, но через некоторое время все повторялось. Тогда Борис Сергеев, руководитель питерского клуба «Белый тюлень», предложил затопить МРБ так, чтобы на него можно было нырять. Судно взяли на буксир и оттащили в указанное место. Но самостоятельно он под воду не уходил. Открыли кингстоны, вода пошла внутрь, но бот остался на плаву. Распахнули иллюминаторы и двери - безрезультатно. Принялись топить баграми - МРБ гордо держался в дрейфе. В конце концов силой коллективного разума и физических упражнений бот погрузился под воду. Лег он удачно - килем почти на ровный грунт с креном на правый борт.

ГДЕ

Кандалакшский залив Белого моря, пролив Великая Салма, поблизости от дайв-центра «Полярный круг». Тут же расположена биологическая станция Московского университета имени М. В. Ломоносова, презентовавшая дайверам маленький деревянный рэк.

ЧТО

12-метровое деревянное судно. Из надстроек только маленькая капитанская рубка. Лежит на глубине 16-17 м в 50 м от берега. Грунты в Белом море сильно заилены, поэтому не следует касаться ластами дна и поднимать муть на самом рэке.

В связи с приливами и отливами на МРБ бывают течения, с которыми очень тяжело бороться, так что их лучше учитывать при планировании погружения. Еще один фактор - температура воды. Летом вода делится на два слоя с гуляющим термоклином: выше него вода прогревается до 12-17 °C, ниже не поднимается выше 8 °C. Зимой подо льдом температура одна: -1,5 °C.

Погружение на МРБ в целом несложное. Можно дойти с берега и вернуться обратно, а можно спускаться и подниматься по ходовому концу буя. Илистый характер грунта требует умелого контролирования плавучести.

ФЛОРА И ФАУНА

За десять лет МРБ оброс не сильно. На корпусе видны только белые кустики гидроидов, асцидии да несколько актиний. Часто в зияющих дырах бота стоит треска. Если поплавать вокруг, то можно увидеть камни, сплошь покрытые актиниями, множество звезд и актиний цериантарий, живущих прямо в грунте. Полно всякой мелочи, обычной для каменистых заиленных грунтов Белого моря.

КАК

Если вы задумали понырять здесь, то самый простой и надежный способ - приехать в дайв-центр «Полярный круг». До самых интересных и разнообразных мест погружений от него можно добраться по воде в теплое время года на скоростном катере за 5-15 минут, а зимой и ранней весной - на снегоходе по льду за 10-20 минут. Дайв-центр обеспечивает всем необходимым, включая баллоны с V-вентилями, грузы, помощь дайв-гидов, прокат снаряжения и вывоз к местам погружений. Бронировать места в «Полярном круге» лучше всего в московском офисе (ул. Серпуховский Вал, д. 6, тел.: +7(495)105-77-99, адрес в Интернете www.dive.ru и www.ice-diving.ru). Еще один способ увидеть деревянный бот с длинной историей - сафари на экспедиционном судне «Картеш».

Автор благодарит дайв-центр «Полярный круг» за помощь в подготовке материала.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования