Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


БОЯН* О ПРЕКРАСНОЙ ПРИНЦЕССЕ, ИНОЗЕМНОМ ПРЫНЦЕ И ДРАКОНЕ ГЛАУМРУНГЕ

Витя ЛЯГУШКИН

*Боян - древнерусское эпическое сказание о былых временах и героях. Рассказывалось в основном вечерами...

Один Чжу учился ловить драконов,
Выбросил силы и деньги на ветер.
Жаль, что за всю свою жизнь,
Он так ни одного и не встретил...
Б. Г.

Мраморный карьер Рускеала
GPS координаты: N061°56'38.78" E030°35'01.38"

Вы знаете, почему исчезли драконы? Много лет назад я повстречал одного дракона с котомкой на плече. Его звали Глаумрунг. Он не мог забраться на дерево, чтобы сорвать яблоко (драконы способны к стремительным быстрым перелетам, но очень плохо маневрируют в воздухе и совсем не способны зависать). Я ему помог, мы разговорились, и он рассказал мне грустную историю драконьего рода:

Когда-то давным-давно драконов было очень много. Они прорыли тоннели с внутренней стороны земли, где жили испокон веков и живут сейчас. И с удовольствием общались с людьми, имея возможность бывать и на своей, и на нашей стороне. Но люди не понимали, зачем драконы живут в пещерах - именно так называли они свои ходы и думали, что этим страшным существам от людей что-то нужно. Одни люди стали приносить драконам человеческие жертвы (почему-то в основном молоденьких и красивых девушек, хотя у драконов свои представления о красоте). Драконам приходилось их кормить и развлекать, ведь не бросишь на произвол судьбы незнакомого человека, хоть ты и мизантроп. Другие люди почему-то приходили с оружием и требовали вернуть девушек обратно, угрожая расправой. Драконы их с радостью возвращали: зачем им девушка? Они молчуны и домоседы по натуре. И людей не особенно любят. Такие постоянные передачи девушек туда-обратно продолжались довольно долго - несколько веков. И стала драконам надоедать эта суета вокруг их пещер. Тем более что героев становилось все больше и больше, и некоторые приходили уже просто так, выяснять отношения, а иногда они приходили совершенно пьяные. И драконам трудно было отвязаться от них. Начали они потихоньку уходить обратно внутрь земли, заваливая за собой ходы гигантскими камнями, чтобы эти суетливые и нетрезвые людишки не пробрались к ним домой. Драконов становилось все меньше и меньше, и про них стали забывать. Остались они только в сказках, да и то не во всех.

Дракон, которого я встретил, был один из последних. Его жилище взорвали динамитом геологи, когда он отошел в лес поискать мухоморов. (Драконы - большие любители мухоморов, а на той стороне земли они не растут.) Теперь он ходил и искал пещеру, через которую мог бы вернуться на свою родину. А в узелке носил свой нехитрый драконий скарб. Я был еще маленький и ничем не мог ему помочь. Мы попрощались, и он ушел на поиски прохода. Но с тех пор мне страшно интересно залезть в любую дыру - вдруг там до сих пор живет настоящий дракон? Вдруг его никто не потревожил, ну, например, не было поблизости человеческого поселения. И тогда мне удастся опять поговорить с драконом и показать его другим людям. У драконов есть жабры, и они могут жить в затопленных пещерах. Особенно мне интересно бывать в местах, куда еще никто не проникал. Там вероятность встретить дракона намного больше. Поэтому когда я узнал, что в Карелии существуют шахты Мраморного карьера, в которые никто и никогда не нырял, я вскочил в свой Wrangler и помчался навстречу приключению. Вдруг именно там живет мой старый знакомый - дракон Глаумрунг.

Рускеальские мраморные ломки (расположены примерно в 24 км к северу от г. Сортавала - прежнее название - Сердоболь) - это памятник природы и горного дела. Разрабатывать месторождение начали очень давно. Есть свидетельства, что неподалеку был найден камень с высеченной на нем датой - 1632. Открытие месторождения приписывают пастору и ученому Самуэлю Алопеусу, жившему в Сердоболе во второй половине XVIII века. Благодаря его книге «Краткое описание мраморных и других каменных ломок, гор и каменных пород, находящихся в Российской Карелии» (1787) рускеальский мрамор получил широкую известность. Академик Н. Я. Озерецковский в «Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому» (совершенному в 1785 г.) так описывает разработку мрамора в Рускеале: «В Рускеальском погосте в горах находится мраморная ломка, где добывается мрамор пепельного цвета с желтыми и зеленоватыми струями, но в кряже гор есть также мрамор и других цветов - голубой и красный, зеленый с примесью белых, желтоватых и черных прожилок и пятен, есть серый, белый и черный со струями, прожилками и полосами, есть бурый и серый с белыми крапинками. В горе Белой ломают пепельный мрамор, который тем лучше становится, чем далее работники в глубину подаются. Мрамор употребляется в С.-Петербурге на разные казенные здания». Рускеальским мрамором украшали храмы и дворцы Петербурга, фонтаны Петродворца, колонны Царского Села и Гатчины. Широкую известность этому мрамору принесло строительство Исаакиевского собора (1819-1859). После его завершения мраморные ломки были оставлены. С 1950-х годов рускеальский мрамор перерабатывали на щебень, декоративную крошку, известковую муку; из него распиливались облицовочные плиты для украшения станций ленинградского метро - серовато-зеленым и светло-серым мрамором декорированы залы станций «Приморская» и «Ладожская».

Рускеальские мраморные ломки представляют собой неповторимый природно-рукотворный ландшафт - одно из красивейших мест Северного Приладожья. В настоящее время главный карьер (его длина 450 м, ширина 60-100 м, глубина 30-80 м) затоплен до уровня верхнего подземного горизонта. Всего в полуметре от уровня воды зияют отверстия подземных тоннелей и гротов. Существуют разные версии затопления карьера. По одной из них затопили карьер финны перед началом советско-финской войны 1939-1940 гг. На дне осталась техника - кран, автомашины, мотоциклы, паровоз, вагонетки.

ПРОКЛЯТИЕ...

«Я, Черный Властелин, посылаю вам луч счастья диареи и проклинаю самыми страшными проклятиями:.» Злобная ругань вырывается из меня каждый раз, когда мимо проносится, весело мигая поворотником, очередная нагруженная «Газель». Я размахиваю руками и посылаю ей вслед угрозы, которым никогда не суждено будет сбыться. Ночь. Температура воздуха -15 °C. 207-й километр по приозерской трассе. Шесть дней, не переставая, идет снег. Дорога превратилась в давно не чищенный каток. Время от времени останавливается легковушка: «Друг, чем тебе помочь?» - «Спасибо, брат, двигатель умер, а ты меня не дотащишь». Действительно, дотащить загруженный снаряжением по самую крышу Wrangler с умершим двигателем ему не под силу. Подъехал странный человек кавказской национальности на «копейке» и предложил за семь тысяч «хоть зубами» дотащить до Питера, попробовали - не получилось. Я продолжаю прыгать вокруг машины, телефон не работает и помощи ждать особо неоткуда. Через 12 часов прыганья, когда уже начали приходить крамольные мысли о ярко и тепло горящей запаске, из темноты заснеженного леса появляется «ЗИЛ» с надписью «Экстренная внедорожная помощь», машина останавливается, из нее стремительно выскакивает худой высокий человек и начинает кричать: «Ух ты! Знакомая машина! А что ты здесь делаешь?! А меня Дерюгин зовут! Давай я тебе помогу!» Абсурдность ситуации и общая заторможенность от проведенного на морозе времени не позволяют обрадоваться в полной мере, я прыгаю за руль и мы тащим Wrangler на тросе до ближайшей заправки. Там наконец появляются кофе, коньяк, сигареты, тепло, телефон и время обрадоваться и подумать о происходящем. А ведь все начиналось так хорошо...

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС...

Выехав из Москвы под мерзкий ноябрьский дождичек, уже под Питером я попал в настоящий снегопад. На Сортавалу от Питера можно ехать двумя путями: восточным или западным берегом Ладожского озера. Восточная дорога лучше, но длиннее. Решил ехать именно по ней. Это было первой ошибкой. Подминая под себя падающий снег, Wrangler «несся» со скоростью 40 км/ч, большую скорость держать не удавалось. При малейшем движении рулем машину начинало швырять по дороге. На мое счастье, выехать в такую ночь никто, кроме меня, не решился, и лобового столкновения со встречной не случилось. Два раза машина уходила в кювет, хорошо, что без «ушей», все-таки скорость была небольшой. Один раз я врезался в дерево, причем задом, поскольку машину развернуло на 180 градусов. Но самое адреналиновое приключение произошло уже под утро. Выехав из-за закрытого поворота, я обнаружил, что нахожусь в 40 метрах от железной дороги, по которой едет грузовой состав. Попытки затормозить ни к чему не привели. Жизнь спас бетонный столб, который должен был освещать переезд, буквально в метре от поезда. В общем, на проезд последних 430 километров от Питера до Мраморного карьера у меня ушло 12 часов: и несколько лет жизни.

ТРИДЕСЯТОЕ ЦАРСТВО...

Выехав из Питера вечером, после всех приключений я въехал в поселок Хелю-ли только в середине следующего дня. Въехал и успокоился. Потому что в окрестностях с таким названием ничего плохого произойти точно не может. Ведь именно там наверняка живут Мумми-тролли. В маленьких домиках на берегу реки, Мумми-мама и Мумми-папа уже собирают на обед веселую ребятню. И пусть бушует ураган и непогода, все закончится хорошо. Я найду своего дракона. По-другому и быть не может. И действительно, в лютеранском приходе, расположенном на расстоянии меньше километра от Мраморного карьера, нас ждала горячая овсяная каша с клюквой и теплые булочки. Через несколько часов начали приезжать другие участники экспедиции по исследованию Мраморного карьера, организованной журналом DiveTek в рамках проекта «Подводная Калевала». Игорь Прохоров и Роман Галайда в представлении не нуждаются, известные первооткрыватели и рекордсмены. Если провести аналогию со сказочными персонажами, то можно считать их добрыми волшебниками. Павел Соловьев и Аркадий Агамиров, технодайверы, мои бессменные спутники во всех приключениях. Одна поездка в Ординскую пещеру чего стоила. Наверное, они с удовольствием надели бы костюмы «старших сыновей» батюшки-царя. На роль принцессы согласилась Оксана Истратова, ну, в общем, она и вправду принцесса. Денис Давыдов и Игорь Белинский тоже очень известные дайверы с громадным опытом - будем считать их ее свитой. А помогать нам будет человек, совершивший на Мраморном карьере наибольшее количество погружений, - Михаил Иванов. Несмотря на совершенно русские имя и фамилию, Михаил - финн. И отлично подходит для исполнения главной роли - «иноземного прынца».

Лютеранский приход, в который мы приехали, открыт финским священником, отец которого служил в местной церкви. Во время войны церковь разбомбили, и сын поклялся ее восстановить. Построив фундамент для будущей церкви и покрыв его шифером, он принимает в нем туристов, чтобы насобирать деньги на окончательное восстановления храма. А учитывая, что уже сейчас там идут службы, место получается и вправду не простое. «Бедненько, но чистенько» - я бы так охарактеризовал этот туристический приход; если же вам подавай «палаты каменные», в окрестностях Сортавалы достаточно гостиниц и пансионатов самого разного уровня.

Если верить В. Проппу, избушка на курьих ножках была домом главного шамана племени. Настоятель прихода девяностолетний Янис Пялкъярви вполне подходит на эту роль. Пока все складывается, как в сказке, все роли распределены и только осталось найти дракона. После короткого позднего завтрака и обсуждения дороги все действующие лица выдвигаются на Мраморный карьер, благо ехать до него меньше километра.

ПОЛЕ БИТВЫ...

Есть места, которые законсервированы во времени. Хлоп, и запечатали банку. Вещи, люди все остается неизменным многие десятилетия. Туда можно возвращаться и возвращаться бесконечно, каждый раз убеждаясь в нелинейности временного континуума. Особенно это хорошо видно под землей. Многочисленные затопленные шахты и каменоломни лучше любых консервантов Е6 поддерживают постоянной температурой свое пространство от разрушения временем. Только человек с запасом воздуха за спиной способен приоткрыть герметичную крышку и заглянуть краешком глаза в запечатанное много десятилетий назад пространство.

Миша Иванов нас уже заждался. Нетерпеливо вышагивая вокруг двух своих 18-литровых спарок, добровольный смотритель шахт Мраморного карьера был готов уже пойти погружаться, когда появилась наша сказочная кавалькада. Рядом с Мишей стояла машина Андрея Маркаряна - человека, по сути, открывшего эти пещеры и влюбленного в Мраморный карьер до глубины души. Надо определиться и с его амплуа. Пусть он будет «добрым помощником», по определению Проппа. В сказках всегда есть персонаж, который помогает герою, например щука, бабушка-ведунья или дед-столет. «Добрых помощников» по-разному называют в разных сказках, но функция у них одна - помогать.

Начинается длинный брифинг Миши для прибывших. Поскольку я и так более-менее знаю, куда мы будем нырять и что снимать, договариваюсь с Андреем, и потихоньку начинаем собираться. Наша задача - проложить еще один ходовик к столовой (некоторые называют эту комнату «конторой») и шахте лифта. Лодки убраны и приходиться грести на ластах до противоположной стороны карьера 500 метров. Не сказать, чтобы это было очень утомительно, но при длине дайва под два часа тратить еще час на плавание по поверхности - не очень удобно. Уходим в основной проход. Проплываем уже знакомый зал с колоннами, возвращаемся обратно и начинаем прокладывать новый ходовик. Дело идет медленно, учитывая, что Андрей помимо катушки еще и ассистирует мне, подсвечивая вспышкой Ikelite DS 125 с выносным светосинхронизатором пространство перед собой. Знаменитая маркаряновская катушка - это, конечно, зрелище! Хотя с Мишиной педантичностью Андрею не сравниться. Миша, как хороший финский хозяин, следит за своим участком. Все аккуратненько разложено по полочкам, везде стрелочки, все промаркировано. Как паучок, который заботится о своей паутинке, Миша обходит время от времени свои владения и проверяет, поправляет, улучшает, удлиняет. Жалко, что в ближайшее время он уйдет в финскую армию, - шахты останутся без присмотра. Может быть, кто-то еще найдется. Может, из питерских. Нам, из Москвы, к сожалению, не накататься, особенно по такой дороге. Проложили с Андреем ходовик и неторопливо погребли домой. Вернее, на ужин.

ЧАРЫ...

Колдунья зимушка-зима наутро преподнесла неприятный сюрприз. Выезжали мы из Москвы поздней осенью, а приехали ранней зимой. Даже не ранней, учитывая, что температура -15°C. Как следствие, снаряжение, не убранное в теплую кладовку в приходе, а оставленное в машине, замерзло. Быстрый завтрак - и на карьер. Дайвы получаются очень долгие из-за длинного пути вплавь ко входам наиболее интересных шахт, кстати, зимой нырять легче - можно пропилить майну в противоположной стороне карьера. Даже два дайва в день удается сделать с большим трудом. Хотя проходы и выработки есть везде, даже около причала. Все стены изъедены еще не изученными пещерками. Денис Давыдов именно там и плавал. Нам же хочется объемов, и мы опять собираемся к колонному залу. Миша проложил новый 200-метровый ходовик из колонного зала к штольне, которая уходит в сторону от карьера. Надо на нее посмотреть.

Ходить по проложенным ходовикам одно удовольствие. По субъективному впечатлению дайвы нисколько не сложнее мексиканских маршрутов для опен-вотеров. Только надо сделать скидку на сухой костюм. Плаваем, наслаждаясь красотой мраморных стен. На поверхности камня такой расцветки нет, хотя, может быть, это только кажется. Проходов в колонном зале действительно гигантское количество. Какие-то длиннее, какие-то короче. Хорошо, что у меня с собой подводный блокнот фирмы DIR ZONE и всегда есть возможность договориться с Андреем, чего снимаем, куда надо светить и в какой проход поплывем. По сюжету любой сказки с принцессой обязательно должно произойти что-то нехорошее, ну, палец там уколоть или встретить ведьму. Наша не стала исключением. У Оксаны Истратовой замерзла вода в инфляторе, и при попытке поддуть крыло порвался гофрированный шланг. Значит, все идет как надо. Встреча с драконом уже близко.

ОБРЕТЕНИЕ СОКРОВИЩА...

Следующий день был похож на предыдущий. Лед на карьере становился с каждым днем все толще и толще, и все больших усилий требовалось, чтобы войти в воду. Новые места, новые впечатления и обсуждение этих мест. Игорь с Романом проводили курс и снимали фильм, я с остальными участниками лазил и снимал фото. И так дайв за дайвом, день за днем, поездка подходила к концу, а ничего, решительно ничего не происходило. Все тот же мрамор и все те же штольни. И никаких следов жизнедеятельности дракона в этом месте. На дне валяется старинная техника, в штольнях находили всякие фляжки и мебель, но ничего относящегося к драконам нам так и не встретилось. Видать, не судьба и в этот раз, подумалось мне. Сказка не сложилась, несмотря на все намеки судьбы. Да, конечно, здорово вот так вот плавать и исследовать неизвестные и красивые места. Здорово, но хотелось волшебства.

И вдруг в один из последних дайвов я понял: сама поездка и была сказкой, которую подарила мне жизнь. И неважно, что я в очередной раз не встретил дракона, может быть, я встречу его в своем следующем путешествии. А волшебство происходящего заключалось в удивительном по красоте месте, интересных погружениях и чудесных людях, с которыми я нырял и беседовал вечерами. Глаумрунга я еще встречу, дайте срок.

ОБРАТНЫЙ ПУТЬ...

Пять дней погружений пролетели как одно мгновение, настала пора собираться в обратный путь. Учитывая, что все эти пять дней не переставая шел снег, обратный путь домой не был таким желанным, как это обычно бывает. Ехать решили по западному берегу Ладожского озера. Через Приозерск. Дорога эта хуже, но на 130 километров короче. Вспоминая путь на Мраморный карьер, представить, что может быть хуже, невозможно. Знаменитая приозерская трасса идет через Ланденпохью, временами петляя совершенно немыслимо, закрытые повороты сменяют друг друга не переставая. Тихоходность скрашивают красивейшие пейзажи побережья Ладожского озера, хотя снежные колеи по голень не дают расслабиться.

Не прошло и пяти часов с момента отъезда из лютеранского прихода, служившего нашим пристанищем, как раздался неприятный стук в двигателе. Думать особо не пришлось - он застучал. 170 тысяч миль он честно работал, вытаскивая своего хозяина из всех передряг и немыслимых мест, в которые он попадал. И вот этот момент настал. Сердце верного друга стало биться с перебоями. Стерся шатунный вкладыш. Оставалось только заглушить мотор и ждать помощи, беспомощно бегая по обочине в надежде согреться.

«Я, Черный Властелин, посылаю вам луч счастья диареи и проклинаю самыми страшными проклятиями: которым, к счастью, никогда не суждено будет сбыться:»

Пытливый читатель обязательно спросит: «Э-э-э, уважаемый сказочник, так о чем была эта сказка?» Не знаю. Наверное, эта сказка о том, что люди в массе своей мало изменились за прошедшие тысячелетия. Есть герои, есть принцы, принцессы, добрые волшебники, пажи, рыцари и есть злые силы, чернокнижники, враги, злые колдуньи, кощеи бессмертные, лешие, называть их можно как угодно, сущность их от этого не меняется. И, когда ты пускаешься в настоящее ПРИКЛЮЧЕНИЕ, скорее всего, тебе на пути попадутся те же сказочные персонажи, которые попадались Иванушке, Илье-Муромцу, Герде, неважно как тебя назвать, суть от этого не меняется. Главное, чтобы ты вышел из дома и начал свой ПУТЬ.

Михаил ИВАНОВ 19 лет. Ныряет с 2003 года. Прошел в Финляндии курсы CMAS, пещерные курсы и курсы нитрокса по TDI. Совершил около 300 погружений, из них примерно 100 пещерных и 50 - под лед. Пещерным погружениям его учил мексиканец Ян Карлос Корила. Имеет пещерные карточки по TDI и CMAS, уровень Intro to cave.

Почему я ныряю на Мраморном карьере? Наверное, это мания первооткрывателя. У нас в Финляндии, конечно, есть дырки, но и технических дайверов там сотни. Они уже успели все облазить до того, как я родился. А на Мраморном карьере все достаточно свежее. Сам-то я родом из Сортавалы, поэтому место это знал давно, но так как дайвингом тогда не занимался, то оно меня особенно не интересовало. А когда начал заниматься, то вспомнил, что есть этот карьер. Ну и заглянул как-то в прошлом году разок, прошелся по периметру, смотрю - куча входов. Летом этого года специально уже приехал, чтобы все исследовать досконально. В первое погружение прошелся по галереям, посчитал входы, но видимость был плохой. Посчитал, что в августе будет нормально. Приехал, и с этого времени почти каждые выходные здесь ныряю. Думаю, 45 дайвов уже сделал за последние два с половиной месяца. На сегодняшний день пройдены все верхние этажи. В них проложено около 400 метров стационарного ходовика, проложен нормальный ходовик в провал. Правда, первым провал прошел петербуржец Юрий Сорокин, он и проложил ходовик. Но это был еще тот ходовичок! Когда я его увидел, то подумал, что это самоубийство, я бы по нему не пошел. Он был плавающий и связан узелками из 10-метровых разноцветных кусков веревки. Но Сорокин - первый, кто проложил полный маршрут от точки А до точки В. Потом мы с ним поговорили, и я предложил переложить ходовик, он согласился. Я все сделал заново и стрелки тоже проложил, чтобы лишнюю безопасность обеспечить. Потом я начал разрабатывать проходы в разные стороны. Оказалось, что большинство пещер достаточно маленькие, тупиковые. В них класть ходовики не было смысла. Так что я проложил ходовики только в более менее подходящие тоннели. Заодно нашел комнатку, которую кто-то называет столовая, но это, конечно, чушь. Там в свое время работало две с половиной тысячи человек - как можно было засунуть их всех в эту комнату, чтобы накормить? По всей видимости, это была какая-то контора. Тут и лифт, и ломка, и железная дорога идет, и рядом стоит будка. Сейчас я нашел вход на глубине 28 метров, пещера уходит почти вертикально до 36 метров. Есть ли дальше проход, не знаю. Там полтора на полтора щель, на краю которой валяются вагонетки. Если протиснуться в эту щель, открывается комната, один склон которой под углом 45 градусов уходит с 28 на 8 метров. Может быть, это просто комната такая раздвинутая, а может быть, там идет тоннель. Я не знаю и сегодня уже не узнаю. Эксплорацию я давно не делал. Последняя была две недели назад.

Сейчас, когда я уже эту пещерку изучил, там буек стоит, я проложил ходовик по дну карьера около 100 метров. Там какие-то кузова, металлические конструкции, кран, который лежит на краю, стрела на дне. Найти можно что угодно и в полуметре от ходовика может быть, какое-нибудь гигантское здание, но видимость слишком плохая. Все-таки размеры огромные: 35 метров высота - это восьмиэтажный дом. Туда можно что угодно засунуть, в этот карьер.

Роман ПРОХОРОВ

С моей точки зрения, это хорошее тренировочное место для курсов типа карьерный, пещерный дайвинг. Условия ныряния непростые, вода холодная, видимость не очень хорошая, есть разные глубины, есть разные по сложности проходки, когда ты идешь как бы в бездне - нет ни дна, ни потолка, есть достаточно узкие ходы, есть, где намутить, если постараться. Поэтому как тренировочное место очень и очень неплохое. Единственное, надо организовать, продумать, как дайверов доставлять до сайта. Потому что своим ходом плавать - это очень грустно. Тогда будет все прекрасно. Опять же лесенку сделать для вылезани\. Мне место понравилось. Я с удовольствием сюда еще приеду. Очень симпатичный зал. Я люблю техногенные объекты. У них есть своеобразная аура. Эти шпалы, которые лежат на дне, а ты над ними плывешь. К сожалению, сейчас не было возможности куда-то в стороны походить. Думаю, что там можно найти массу интересных вещей.

Игорь ГАЛАЙДА

Согласен с Ромой, карьер при определенной доработке как учебно-тренировочная база великолепен. Потому что ближе и удобнее у нас ничего нет. Конечно, эта необходимость проплывать большое расстояние напрягает. В плане каверны ходовые упражнения лучше осуществлять при входе. А то, что до места тренировки надо плыть далеко - это неудобно. Как только эта проблема решится, будет здорово. Очень красивое место. Думаю здесь особенно хорошо нырять в теплое время. Место само по себе красивое, чистая вода, и под водой классно. К сожалению, у нас было мало времени, чтобы хорошо все посмотреть. Под водой штреки забавные. У меня есть желание сюда приехать, по крайней мере, еще раз, чтобы познакомиться получше. Пещеры интересны в том плане, что они творение рук человеческих, что здесь уже кто-то был до тебя. По крайне мене в то время, когда они были сухими. С другой стороны, здесь, как и на затонувших кораблях, некая своя история. 50, 60, 100, 150 лет назад там кто-то работал, а теперь это такая законсервированная субстанция, которую ты можешь посмотреть. Из пещеры можно сделать хороший экскурсионный маршрут для всех. Необходимы цивилизованные трассы, нормальные ходовики со стрелками, с описаниями маршрутов. Как в американских пещерах, которые культивированы под дайвинг.

Я думаю, это место с точки зрения техники несложное. Небольшие удаленности от входа, выходы на открытую воду, предположим этот зал с колоннами, надо только оборудовать пещеру, чтобы было безопасно с точки зрения разметки, и люди нужны квалифицированные. Если сюда в одиночку запустить open water divers, естественно, они будут тонуть, просто потому, что человек не знает, как ходить по ходовому концу, когда он соответствующим образом не экипирован. У людей должен быть опыт. Все надо сделать грамотно: посадить людей, которые должны за всем этим смотреть. Приехал человек, говорит: хочу нырять - ему: пожалуйста, карточку покажи, заполни соответствующую анкету. Карточку забрали, а пришел с нырялки - карточку отдали. А сейчас эти карточки вообще никто не спрашивает. К сожалению, у нас школа пещерного дайвинга отстала от всего остального мира. Хорошо бы нашелся человек, увлеченный дайвингом, который стал бы владельцем этого места.

Оксана ИСТРАТОВА

Я сюда точно вернусь и надеюсь, что не один раз. Место интересное и очень красивое, несмотря на не слишком хорошую видимость - 6-7 метров. Розовый мрамор и колонны в зале - великолепное зрелище. Рельсы от вагонеток позволяют представить себе, что здесь кипела жизнь и работа каких-то 100 лет назад. Конечно, некоторое количество минимальных для дайверов удобств надо сделать, например лестница для выхода из воды не помешала бы. К следующей поездке надо будет готовиться более серьезно, особенно если она будет происходить зимой, когда видимость находится на максимально возможном уровне (грести на ластах 500 метров до входа в штольни по морозу, мне кажется, не очень комфортно). Несмотря на то что глубина наиболее интересных мест не более 12 метров (по рассказам ниже идет «молоко» и видимость падает до метра), тем не менее место легким и пригодным для дайверов любого уровня не назовешь. Все-таки это пещера и относиться к ней надо со всей серьезностью, как к настоящему кейв-погружению.

Андрей МАРКАРЯН

Мраморный карьер - отличное место для начала занятий по кейв-дайвингу. Все проходы там рукотворные, практически не имеющие опасных и узких участков, а также не очень протяженные. Но вместе с тем у погружений на Мраморном карьере есть ряд особенностей, которые не позволяют считать это место безопасным для дайверов, не имеющих должной подготовки и специального снаряжения.

Денис ДАВЫДОВ

Ну почему Господь Бог дал столько мест для нырялок питерцам и совершенно не дал ничего нам, москвичам? Балтика, Ладога и вот теперь Мраморный карьер в Карелии. Очень интересное и красивое место, где можно нырять не только в пещеры, но и в открытой воде. Поскольку на сегодняшний день - это ближайшее к Москве подобное место, я буду сюда ездить и ездить и обязательно возить учеников, потому что здесь присутствуют совершенно разные уровни погружений. И хотя мне больше нравятся погружения на рэки, все-таки штольни в отличие от естественных пещер мне гораздо интереснее. Надеюсь, что на следующий год появится пятиместный зодиак, который в режиме челнока будет доставлять дайверов до места погружения, и больше не придется долго грести по поверхности.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования