Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ВОЛШЕБНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ В СТРАНЕ ТЫСЯЧИ ОЗЕР

Андрей БИЗЮКИН
Фото: Sten Stockmann, Олег ЧЕБЫКИН

На вопрос, ныряют ли в Финляндии, любой дайвер ответит, что наверняка. Ведь Финляндия - страна тысячи озер, и кажется, что площадь ее водных просторов сравнима с размером ее суши. Тем не менее неожиданное предложение Стена Стокманна (Sten Stockmann) поехать и понырять: в затопленные финские шахты застало нас врасплох. Отказаться от такого предложения было просто невозможно. Мы бросили все дела, моментально запаковали необходимое подводное снаряжение - и вот уже могучий Landrover, загруженный горой тяжелых дайверских сумок, мчит нас по лесным просторам волшебной северной страны.

Тихий городок Лохья в 50 километрах от Хельсинки. Еще шесть километров дорог различного качества, и мы оказываемся на берегу лесного озера, каких много в этой стране. Здесь находится затопленная шахта Ойямо. Всего несколько лет тому назад в этом месте добывали известняк. Но грунтовые воды постоянно подтапливали штреки на разных уровнях. Добыча становилась все более затратной и менее прибыльной. Кроме того, существовала пугающая возможность быстрого затопления, что было опасно для жизни шахтеров, поэтому разработчики приняли решение о приостановке всех работ и отключении насосов. Основной ствол шахты глубиной 270 метров и множество горизонтальных штреков, расположенных на разных уровнях, менее чем за неделю оказались полностью заполненными холодной прозрачной грунтовой водой. А на поверхности образовалось симпатичное озеро овальной формы. Волнение от предвкушения встречи с неизведанным, тем не менее, не помешало нам сосредоточенно и внимательно проверить все детали нашего снаряжения. Во время такого погружения мы должны быть готовы ко всем возможным неожиданностям.

Осенью озерная вода цветет и поэтому имеет зеленоватый оттенок, из-за чего видимость не более двух с половиной метров. Чтобы не потеряться в озере, мы начинаем погружение вдоль толстого синего каната. Метрах на десяти попадаем в рабочую зону шахты, где полно всякой всячины явно антропогенного происхождения: старые тиски, сварные арматуры, металлические конструкции, кабели, брошенные молотки, зубила, монитор компьютера и чей-то старый велосипед. Все эти остатки «пикника на обочине», появляющиеся временами в мутной воде, более всего напоминают заброшенную подводную свалку. На глубине 30 метров нашему взору открываются первые входы в шахтные штреки. Они заварены толстыми железными прутьями, образующими мощную массивную решетку. Но один из прутьев отпилен - в узкое отверстие может протиснуться аквалангист с парой баллонов за спиной. Мы, шкрябаясь баллонами о металл, по очереди протискиваемся внутрь штреков. И сразу попадаем в совершенно другой подземный мир. Прежде всего, поражает кристальная прозрачность воды. Видимость определяется только мощностью фонаря. Очень интересно разглядывать рубленые прямоугольные стены подводного тоннеля. Здесь все не так, как в естественной пещере, все вокруг сделано людьми и оборудовано ими для работы, поэтому сразу бросаются в глаза следы деятельности шахтеров: остатки кабелей, подпорки, стойки, обрушенные верхняки, опрокинутые вагонетки, брошенные совковые лопаты. Первый входной тоннель протяженностью всего около 40 метров с большим воздушным пузырем под потолком и квершлагом, уходящим по левой стене. Всплывая в пузыре, пытаемся поговорить, но воздух, находящийся под давлением в четыре атмосферы, до неузнаваемости искажает тональности наших голосов, так что приходится постоянно переспрашивать и повторять одни и те же фразы. Продолжаем погружение и попадаем в основной ход, более широкий по размеру. Еще метров 60 полета в тоннеле - и перед нами основной вертикальный ствол шахты глубиной 270 метров. Бездна манит, но сегодня у нас нет соответствующего снаряжения, поэтому мы только с интересом осматриваемся. Видно, что люди покидали это место в спешке. Деревянные лестницы и обрушенные бревна, провода и кабели напоминают, что когда-то здесь кипела жизнь. А теперь изредка появляются гости - отважные спелеоподводники.

40 минут на глубине в 30 метров - большой срок, и подводный компьютер усердно напоминает о необходимости прохождения длительной декомпрессии. Воздух в спарках тоже не бесконечный, что ограничивает наше пребывание в столь интересном месте. Жаль, что баллоны не резиновые. Пора возвращаться. Мы проделываем в обратной последовательности весь наш путь. Сматываем на катушку ходовой конец и поднимаемся к первой глубокой декомпрессионной остановке на 17 метрах. На 9 метрах наш ходовой конец проходит рядом с вентилируемым водолазным колоколом прямоугольной формы, рассчитанным на 4-6 человек, и мы решаем воспользоваться более комфортными условиями для ускоренной декомпрессии. Подводник стоит в колоколе по пояс в воде, но все равно это значительно теплее, чем проходить традиционную декомпрессию в воде с температурой +6 °С. Колокол может вентилироваться воздухом, нитроксом или кислородом. Время на декомпрессии летит очень быстро, потому что мы восторженно обсуждаем все эпизоды нашего восхитительного погружения. Пора всплывать обратно к теплому солнцу, пестрому осеннему лесу и нашим друзьям, терпеливо ожидающим нас на берегу лесного озера.

Эта удивительная заброшенная шахта, каких много и в нашей стране, превращена здесь в уникальный подводный полигон для тренировок финских спелеоподводников. В этом месте проводят курсы для новичков, совершенствуют свое мастерство уже опытные спелеоподводники и тренируются подводные спелеологи-исследователи - они изучают новые подземные горизонты, описывают их, занимаются очень трудоемкой подводной топографической съемкой и картированием подводных проходов. И самое приятное, что этот подводный объект находится всего в каких-то 400- 450 км от Санкт-Петербурга, в стране, населенной добрыми и любознательными людьми, так же, как и мы, восхищающимися погружениями в подводные пещеры. А погружение в подводные пещеры в хорошей компании приятно вдвойне.

Редакция журнала выражает благодарность компании «Акватекс» за организацию великолепного приключения.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Финляндия расположена в Северной Европе, на востоке Скандинавского полуострова. На юге и востоке граничит с Россией, на севере - с Норвегией, на западе - со Швецией. Южный берег омывается водами Финского и Ботнического заливов Балтийского моря. В состав Финляндии также входят Аландские острова (архипелаг Ахвенанмаа) - около 6,5 тыс. небольших низких островов у юго-западного побережья страны. Большая часть страны занята холмисто-моренными равнинами с многочисленными выходами скальных пород и разветвленной озерно-речной сетью (всего в стране 187 888 озер!). До 1/3 всей поверхности страны заболочено. На северо-западе тянется восточная оконечность Скандинавских гор. Берега Балтийского моря низкие и испещрены многочисленными островами и шхерами. Общая площадь - 338 тыс. кв. км. Столица - Хельсинки.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Самолетом. «Аэрофлот» и Finnair выполняют ежедневные рейсы из Москвы в Хельсинки (длительность полета - 1,5 часа), «Пулково» и Finnair - ежедневные рейсы из Санкт-Петербурга в Хельсинки (длительность полета - 40 минут). В зимний сезон организуются чартерные авиарейсы из ряда городов России в небольшие финские аэропорты - Каяни, Рованиеми, Куусамо и др.

Поездом. В Финляндию из России ходят три ежедневных поезда. Состав из Москвы «Лев Толстой» идет до Хельсинки 15 часов ночью (купе - 85 евро). Из Петербурга ходят два дневных поезда с сидячими местами - «Репин» и «Сибелиус» (6 часов и 50 евро). Несколько сэкономить можно, купив билет от Выборга - 38 евро.

Паромом. Паромы Silja Line и Viking Line в Финляндию ходят из Стокгольма (16 часов), Каппельскера (11 ч), Таллина (1,5 - 4 ч). Стоимость проезда из Стокгольма: без места - 15-30 евро. Цены из Хельсинки примерно в полтора раза выше.

Автобусом. Наиболее дешевый способ попасть в Финляндию. Каждый вечер от гостиницы «Московская» в Санкт-Петербурге в Хельсинки отправляются туристические автобусы. Цена поездки в оба конца около 12 евро. Эти автобусы прибывают в Хельсинки ранним утром. Пассажирам дается от 3 до 5 часов на посещение торговых центров, и затем выезд назад. Если вы предполагаете провести в Финляндии больше времени, имеет смысл воспользоваться таким автобусом только в одном направлении. Существуют и более дорогие регулярные рейсы по цене в 25-30 евро за место. При покупке билета в обе стороны предоставляются скидки до 20%.
Автомобилем. Расстояния от Хельсинки по автодороге: Москва - 1 087 км, Санкт-Петербург - 408 км.

КЛИМАТ

Умеренный континентальный, на севере испытывает теплое влияние североатлантического течения, на юго-западе - переходный от умеренного морского к континентальному. Мягкая снежная зима и достаточно теплое лето. Самая высокая температура летом от +25 °С до +30 °С, средняя температура около +18 °С, при этом температура воды в неглубоких озерах и на морском побережье быстро достигает +20 °С и выше.

Зимой температура нередко опускается ниже -20 °С, но средние температуры при этом колеблются от -3 °С на юге до -14 °С на севере страны. Осадков выпадает 400-700 мм в год, снег на юге страны лежит 4-5 месяцев, на севере - около семи месяцев. При этом на западном побережье выпадает меньше осадков, чем во внутренних озерных районах. Самый влажный месяц - август, самый сухой период - апрель-май.

НАСЕЛЕНИЕ

Около 5,1 млн человек. Около 93% из них - финны, около 6% - шведы, а также саамы в Лапландии и карельские народы.

РЕЛИГИЯ

Около 88% населения - лютеране, 1,1% - православные христиане, встречаются представители других конфессий.

ЯЗЫК

Примерно 93,5% населения говорит на финском, 5,9% - на шведском (оба государственные). В сфере делового общения и туризме широко используются английский и немецкий языки. В северных районах говорят на саамском.

ВАЛЮТА

Евро. Обменять валюту можно в банках, некоторых почтовых отделениях во многих отелях, морских портах, аэропорту, а также в банкоматах. Банки обычно работают в будние дни с 9:15 до 16:15, выходные дни - суббота и воскресенье. В праздничные дни все банки закрыты.

ВИЗА

Финляндия входит в число стран, подписавших Шенгенский договор, соответственно, возможно посещение финской территории с визой, выданной консульствами других стран-участников шенгенского соглашения. На территории России визу можно получить в визовом отделе посольства Финляндии в Москве, в Генеральном консульстве в Санкт-Петербурге, а также в консульствах Мурманска и Петрозаводска.

ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА

Ввоз национальной и иностранной валюты не ограничен. Кроме вещей личного пользования беспошлинно можно ввезти до 1 л крепких спиртных напитков (крепче 22%), или 2 л аперитивов (макс. 22%), или шампанского, до 2 л вина и до 16 л пива. Также можно беспошлинно ввозить до 200 шт. сигарет, или 50 сигар, или 250 г трубочного и сигаретного табака, до 100 г чая, до 50 г духов и 0,25 л туалетной воды, а туристам не моложе 15 лет - 500 г кофе. Товары, на которые нет количественных ограничений, разрешается ввозить без уплаты пошлины и налогов не более чем на сумму 185 евро. Помимо содержимого бака можно беспошлинно ввезти до 10 л бензина. Ввоз птичьих яиц, мяса и мясопродуктов молока и молочных продуктов из России практически не допускается.

ТРАНСПОРТ

Движение правостороннее. Дороги отличного качества. Обгон на подъемах, поворотах или в непосредственной близости к перекрестку запрещен. При движении за городом независимо от времени суток и погодных условий обязателен ближний свет, зимой - шипованная резина и включенный обогреватель. Использование ремней безопасности обязательно для всех сидящих в машине. Дорогу часто переходят дикие животные, поэтому при поездках в лесные районы следует проявлять максимальную осторожность. Для въезда на территорию страны на автомобиле необходимо иметь права на вождение автомобиля (не обязательно международные), техпаспорт на автомобиль и страховку на автомобиль («зеленую карту»).

РАЗНИЦА ВО ВРЕМЕНИ

1 час.

НАПРЯЖЕНИЕ

Напряжение в электросети 220-230 В, 50 Гц. Розетки соответствуют нормам ЕС. Для электроприборов британского и американского производства необходимы переходники.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования