«ПАМЯТЬ БАЛТИКИ»
Подводника-поисковика отличают профессиональная и нравственная чистота, мужество и коллективизм
К.А. Шопотов
«Память Балтики» - единственная в России профессиональная подводно-археологическая экспедиция - отметила заслуги журнала DiveTek в систематическом и глубоком освещении подводно-археологических изысканий традиционным призом «Золотой тюлень». Награда была вручена президентом общественной организации «Память Балтики», научным руководителем и начальником экспедиции, кандидатом исторических наук, контр-адмиралом Константином Шопотовым.
Военная подводная археология является одним из направлений археологии, она изучает памятники военной мировой истории и культуры, которые находятся в водной среде (гидрокосмосе). К ним в первую очередь относятся корабли, суда и подводные специальные сооружения, представляющие интерес для нашей истории и, прежде всего, истории отечественного флота. Исследование погибших кораблей позволяет значительно дополнить картину сражения, увидеть, детальнее восстановить конструкцию боевых кораблей, их вооружение и боевые возможности. Интересным является и воссоздание картины разрушения погибшего корабля временем, волнами штормового моря, течениями и особенно льдами. Портовые сооружения, портовые города, оказавшиеся под водой, также являются предметом подводных исследований.
Санкт-Петербургская историко-военно-патриотическая общественная организация «Память Балтики» была создана более 15 лет тому назад на основе работ подводной археологической экспедиции «Память Балтики» музея «Подводная археология». Члены Общества - ученые, офицеры флота, курсанты военно-морских учебных заведений, аквалангисты, все те, чья любовь и интересы - Флот России. Своим становлением «Память Балтики» во многом обязана командиру Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы адмиралу В.А. Самолову, Главному командованию Военно-Морского Флота, передавшим экспедиции безвозмездно списанное водолазное морское судно «ВМ - 115» водоизмещением 119 тонн, снабженное двухкамерной барокамерой, оборудованное водолазным постом, высокоточной спутниковой навигационной системой, которое получило имя «Мичман Чайкин» в честь водолаза-подрывника, кавалера двух орденов Красной Звезды старшего мичмана Виталия Николаевича Чайкина.
Уставная задача Общества - «воссоздание забытых страниц славных побед российского флота» - состоит в проведении подводных археологических экспедиций по поиску и исследованию погибших кораблей - памятников истории и культуры России, истории Флота.
Общество установило тесные творческие связи с Российским государственным архивом ВМФ, с Центральной военно-морской библиотекой, с Центральным Военно-Морским музеем, с учеными Института археологии РАН и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
Экспедиция «Память Балтики» работает ежегодно и практически имеет постоянный состав подводников-поисковиков, способных решать задачи подводной археологии на предельных для аквалангистов глубинах.
С 1989 года подводной археологической экспедицией «Память Балтики» найдено и исследовано 23 памятника подводной археологии, истории и культуры России, создан и пополняется собственный банк данных и научный архив экспедиции, а на основе подводных находок и материалов экспедиции в Комендантском доме Выборгского замка создан первый и единственный в России музей «Подводная археология».
В настоящее время на Северо-Западе России «Память Балтики» - это единственная отработанная научная подводная археологическая экспедиция, работающая на основании Открытого листа, выдаваемого Институтом археологии РАН по заявке Государственного музея «Выборгский замок» на имя К.А. Шопотова.
С обнаружением затонувшего объекта производится его обследование: глубина, положение на грунте, характер разрушений, определение точных координат, характер грунта и гидрологическая характеристика, зарисовка, подводные фото- и видеосъемка, обмеры, сбор подъемного материала (если на это имеется Открытый лист) для идентификации исследуемого объекта и пополнения экспозиций Государственного музея.
Все полученные результаты исследований (а главное - находки) в обязательном порядке заносятся в полевой дневник экспедиции, который является важнейшим юридическим и научным документом. В дальнейшем производятся идентификация найденного корабля, паспортизация как памятника истории и культуры РФ и передача находок, занесенных в ходе экспедиции в дневник, и материалов экспедиции в Государственный музей того района, где найден этот корабль, для дальнейшего исследования, консервации и экспонирования.
Подводные памятники истории и культуры России, найденные подводной археологической экспедицией «Память Балтики» (1989 - 2005 гг.)
№
|
Памятник истории и культуры
|
Место и год обнаружения
|
Длина объекта (м)
|
Ширина объекта(м)
|
Год гибели
|
Глубина (м)
|
1
|
Эскадренный миноносец «Гавриил»
|
Копорская губа, восточная часть Финского залива, 1989
|
70
|
8
|
1919
|
15
|
2
|
Эскадренный миноносец «Свобода»
|
Копорская губа, 1990
|
70
|
8
|
1919
|
14
|
3
|
Тральщик «Мирт», ВМС Англии
|
Балтийское море, Моонзундский архипелаг, 1990
|
34
|
12
|
1919
|
34
|
4
|
Линейный корабль «Слава»
|
Балтийское море, Моонзундский архипелаг, 1990
|
|
|
1918
|
8
|
5
|
Эскадренный миноносец «Статный»
|
Балтийское море, Моонзундский архипелаг, 1990
|
120
|
8,3
|
1941
|
6
|
6
|
Тральщик «Штаг»
|
Балтийское море, Моонзундский архипелаг, 1991
|
34
|
6
|
1941
|
14
|
7
|
Фрагмент палубы пакетбота «Св. Петр»
|
Берингово море, о. Беринга, бухта Командор, 1991
|
3,5
|
2,5
|
1741
|
берег бухты
|
8
|
Бронированный морской охотник «БМО-503»
|
Транзундский рейд Выборгского залива, 1992
|
27
|
6
|
1944
|
16
|
9
|
Шведский фрегат-брандер
|
Выборгский залив, бухта Дальняя, 1994
|
30
|
7
|
1790
|
6
|
10
|
Шведский 62-пушечный линейный корабль Hedvig Elizabeth Charlotta
|
Выборгский залив в сев.-вост. части Финского залива, банка Репия, 1994
|
60
|
20
|
1790
|
20-35
|
11
|
Парусное деревянное судно
|
Выборгский залив, Транзундский рейд, 1995
|
30
|
10
|
XIX в.
|
14
|
12
|
Шведский 74-пушечный линейный корабль Lovisa Ulrika
|
Выборгский залив в сев.-вост. части Финского залива, банка Пааслуото,1996
|
50
|
14
|
1790
|
15
|
13
|
Бронированный морской охотник «БМО-506»
|
Выборгский залив, Транзундский рейд, 1996
|
27
|
6
|
1944
|
8
|
14
|
Эстонское парусное деревянное судно, забутованное камнями
|
Выборгский залив, Транзундский рейд, о. Новик, 1997
|
20
|
10
|
XIX в.
|
1,6
|
15
|
Деревянный причал, забутованный гранитом
|
Бухта Дальняя Выборгского залива, каменоломня, 1998
|
35
|
4
|
? в.
|
4
|
16
|
Деревянное судно, груженное гранитными блоками (25 шт.)
|
Бухта Дальняя Выборгского залива, 1998
|
30
|
11
|
XIX в.
|
3
|
17
|
Шведский 66-пушечный линейный корабль Eningheten
|
Выборгский залив на траверзе бухты Дальняя, 2000
|
32
|
11
|
1790
|
30
|
18
|
Становой якорь русского 74-пушечного линейного корабля «Св. Петр»
|
Выборгский залив на траверзе бухты Дальняя, 2000
|
5
|
|
1790
|
28
|
19
|
Петровская Стрельнинская морская дамба
|
С.-Петербург, п. Стрельна, Стрельнинская пристань, 2001
|
852
|
15
|
1715
|
3
|
20
|
Шведский бриг-коттер Dragon
|
Выборгский залив, банка Пааслуото, 2002
|
29
|
9
|
1790
|
13
|
21
|
Деревянное парусное судно петровского времени, груженное гранитными блоками
|
Выборгский залив, банка Пааслуото, 2003
|
25
|
10
|
XУIII в.
|
13
|
22
|
Шведская боевая галера Ertrus
|
Выборгский залив, банка Пааслуото, 2003
|
31
|
9,5
|
1790
|
13
|
23
|
Шведский 44-пушечныйфрегат Uppland
|
Выборгский залив,банка Пааслуото, 2004
|
26
|
6
|
1790
|
12
|