Страна RuDIVE
Группа компаний RuDIVE - один из самых быстрорастущих игроков отечественной дайвинг-индустрии. Недавно руководство холдинга приняло решение сделать качественный прорыв и объявило о создании сети полноценных дайвинг-офисов в Москве и регионах. Подробнее об этом мы попросили рассказать председателя совета директоров группы компаний RuDIVE Дмитрия Валерьевича Орлова.
DT. Во всем мире дайв-индустрия строится на дайв-центрах. При центре магазинчик, тут же обучают, покупают путевки, куда-то ездят. Обычно владельцы дайв-клуба - семейная пара. И еще несколько нанятых сотрудников. Как правило, они все инструкторы, которые делают все - и забивают, и продают, и убираются, и обучают. В чем отличие вашей концепции дайв-бизнеса от традиционной?
ДО. Наша концепция заключается в том, что невозможно и обучать, и торговать, и заниматься туризмом одинаково профессионально, потому что, по сути, это разные виды деятельности, требующие определенных инструментов и технологий. И поэтому снаряжение должно продаваться в настоящих специализированных магазинах, поездки организовываться в турагентствах, а обучение проводиться в клубах и школах подводного плавания.
Так мы пришли к созданию: 1) полноценного магазина с большим ассортиментом, торговым оборудованием, складом и другими атрибутами профессиональной торговли; 2) туроператорской и турагентской компаний с необходимыми технологиями и туристской договорной базой; 3) клуба - школы дайвинга уровня PADI 5* IDC Dive-center с самым широким спектром курсов от начального до инструкторского. Объединив эти организации буквально под одной крышей, мы и получили комплексный центр притяжения всех, кто любит дайвинг, в его нынешнем виде.
Пришло время идти дальше. Мы всегда старались поддерживать высокий уровень качества дайвинг-услуг, будь то обучение, туризм или продажа снаряжения, и наши клиенты это ценили. Но с увеличением пробок в Москве наши люди все чаще думают: а надо ли ехать на другой конец Москвы за яркими впечатлениями не первой необходимости? Тем более вечером, после работы, под грузом усталости...
Именно эта проблема, с которой мы сталкиваемся ежедневно, и навела нас на мысль о новой стратегии развития нашего бизнеса. В июне открывается новый офис на Преображенке (Суворовская, 19), что станет началом сети комплексных центров для дайверов. В каждом таком сетевом центре будут магазины, причем не просто шоу-комната или лавка, а настоящий магазин, с большим складом и большим торговым залом, где присутствует весь основной ассортимент, - такие, как нынешний магазин «Три стихии». В каждом центре будет клуб, где можно в оборудованных классах пройти любой дайвинг-курс - от начального до инструкторского. Наконец, в каждом центре будет специализированное турагентство, в котором можно заказать и забронировать дайвинг-тур. Соответственно, во всех офисах будет максимально полная и современная информация о расписании курсов и поездок, сведения о том, сколько есть мест, какие каюты, что сколько стоит, кто турлидер, кто второй инструктор, какие курсы в поездке можно пройти и многие другие вопросы. В общем, самая полная информация. И дайвер не ощутит разницы, заходя в центры RuDive-юг или RuDive-запад.
В штаб-квартире на Преображенке (Суворовская, 19) расположится управляющая компания холдинга, туроператорский отдел туристической компании, турагентство, основной состав направления обучения и, конечно, магазин снаряжения. В других центрах будут расположены магазины, турагентства и школы обучения.
Наша задача - создать подобные универсальные офисы в каждом округе Москвы, а для начала - во всех сторонах света. Новый центр на Преображенке - это восток. Там место очень удобное, рядом с метро. Отдельно стоящее здание. Хорошая парковка. Поэтому, думаю, все будут получать удовольствие - и те, кто приезжает на машине, и те, кто приезжает на метро.
DT. В каких еще направлениях вы намереваетесь развиваться?
ДО. Другая тема, которую мы сейчас активно развиваем, - это франчайзинг в регионах. Очень правильная концепция для профессионалов или бизнесменов, желающих открыть собственный дайв-клуб. Не надо изобретать велосипед, городить сто первый дайв-клуб «Дельфин» или «Подводный мир», а сразу встать под зонтичный бренд известной группы компаний, у которой есть методики, технологии, свод должностных инструкций, корпоративный кодекс, регламент организации дайвинга, вся необходимая договорная база. Соответственно, человек, готовый создать региональный клуб в рамках группы компаний RuDIVE, получает готовый пакет документов, самые лучшие условия на покупку наших турпродуктов, снаряжения и курсов, а главное - наше участие в создании, управлении и консультациях по любому вопросу дайвинг-бизнеса, совместную рекламу и продвижение нового центра. Я лично много времени трачу на обсуждение, на консультации для наших молодых товарищей, как им лучше построить работу дайв-клуба, на что особое внимание обратить, как поддерживать высокий уровень безопасности, где рекламу давать. Поскольку мы все это уже прошли за 11 лет, мы точно знаем, что нужно для дайв-клуба или центра, чтобы он стал успешным в максимально короткое время.
DT. Как вы собираетесь контролировать качество работы региональных партнеров-франчайзи?
ДО. У нас есть регламенты организации дайвинга и корпоративный кодекс, которые по сути являются руководством к действию наших сотрудников, работающих и в центральном офисе, и на Красном море, и на Севере, и во франчайзинговых дайв-центрах. Сотрудники «Картеша» и «Полярного круга» - это такая же часть нашего коллектива, как и команда, работающая в центральном офисе. Во всех наших центрах и офисах должен быть высокий уровень качества всех дайвинг-услуг, менеджмента, взаимоотношений с клиентами.
Кстати, о магазинах. Большинство дайв-клубов и магазинов делают упор на дорогой дизайн. Такое у них все синее и сверкающее - как будто человек попадает в подводный мир. У нас другая концепция. Мы считаем, что синее и сверкающее человек увидит собственными глазами под водой, а наша задача - обеспечить эти впечатления и эмоции профессионально, качественно, безопасно, быстро, за адекватные деньги. Человек хочет поехать на сафари, и ему важно, чтобы это сафари было насыщенным, судно - комфортным, а тур-лидер - интересным, который бы и за безопасностью следил, и брифинги переводил, и смешил бы всех, и рассказывал про животных, чтобы встречали в аэропорту хорошо.
Мы делаем упор на технологию и функциональность. Человек прочитал информацию на сайте или в каталоге, прислал интернет-заявку, ему подготовили договор, он оплатил карточкой поездку, ему выдали пакет документов с программой и ваучером, тут же предложили пройти какие-то курсы, потому что посмотрели, какой у него уровень квалификации. Потом предложили график поездок и расписание курсов на ближайший год. Все - и человек сам выбирает, что ему больше по душе.
DT. Как вы оцениваете уровень ваших цен по сравнению с другими, более мелкими дайвинг-операторами?
ДО. Наши цены не самые высокие, но и не могу сказать, что они минимальные. Правильнее сказать, что они выше средних. Невозможно демпинговать и предлагать самые низкие цены, если команда профессиональных и образованных менеджеров работает в нормальном офисе, если занятия ведут квалифицированные инструкторы высокого класса, если в магазине штрихкодирование, в турагентстве есть все лицензии, а у дайв-центра - уровень 5* IDC: Нельзя ожидать минимальных цен, если ты пришел в дайвинг-компанию, где чувствуешь себя настоящим клиентом, а не просто дайвером, которого кто-то как-то позвал на нырялку, а как та пройдет, даже Богу неизвестно, и если за свои деньги ты получаешь не хлопок по плечу с обещанием, что все будет классно, а пакет официальных документов с утвержденной программой тура. А как неприятно или даже трагически заканчивается дайвинг по минимальным ценам, дайверскому сообществу уже хорошо известно...
DT. Есть ли планы выхода за территорию России, в СНГ, к примеру?
ДО. Да, мы по сути уже стали международной компанией - пока за счет франчайзинга. В Турции открылся и успешно действует дайв-центр RDC в фешенебельном отеле Rixos близ Кемера. В Крыму с этого лета заработает обновленное судно «Фрегат». Сейчас мы ведем переговоры об открытии дайв-центра на Красном море. Дальнейшие планы в этом направлении будут определяться тем, насколько мы сами будем справляться с нашим бурно растущим хозяйством. Потому что при росте организации уровень обучения, качество туристических услуг и технологичность продаж снаряжения должны только повышаться, а это непросто.
DT. Спасибо за интервью!
ДО. Это вам спасибо. Все дайверские журналы пишут только о том, кто и как нырнул на Мальдивах или какая «клевая нырялка» в Малайзии, а вы актуальные экономические вопросы поднимаете.