Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ПОКЛОН КОРАБЛЯМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Третья экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», проведенная под патронатом Комитета по делам ветеранов Государственной думы и при поддержке администрации Краснодарского края, ознаменовалась новыми интересными находками.

Фото: Сергей ГУСЕВ, Евгений ШТИЛЬ

В ПОИСКАХ «СМЫШЛЕНОГО»

В канун майских праздников, 30 апреля сего года, в Новороссийске стартовала ставшая уже традиционной международная подводная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы». Цель прежняя - отдать дань памяти тем, кто в годы войны навсегда остался под волнами Черного моря, на своих боевых кораблях. Однако формат проведения экспедиции был расширен. В канун 9 мая аквалангисты разведывательно-водолазного клуба, Российской подводной федерации и Кубанского подводного проекта (г. Краснодар) поставили себе задачу не только установить памятные таблички на погибшие в годы войны советские корабли. Мы отправились в Анапу, где в результате обследования точек траловых зацепов надеялись найти неизвестные до сих пор места гибели военных судов.

Местом базирования экспедиции стало местечко удивительной красоты, как будто специально созданное природой для укрытия и стоянки судов, - озеро Змеиное, расположенное немного западнее мыса Большой Утриш (Анапский р-н Краснодарского края). На этом поисковом этапе мы намеревались обследовать места траловых зацепов на акватории мыс Утриш - мыс Железный рог. Акватория, ограниченная мысом Большой Утриш на востоке и мысом Железный рог на западе, с первых дней Великой Отечественной войны стала ареной ожесточенных сражений. Именно здесь проходит «рекомендованный район плавания № 29», связывающий Новороссийск с Керчью и Феодосией. Многочисленные суда, идущие в осажденный Севастополь и Керчь, попадали здесь на минные поля, подвергались торпедным и воздушным атакам. В этом районе погиб эсминец «Смышленый».

5 марта, возвращаясь из Керчи после конвоирования транспортов, «Смышленый» из-за ошибки в счислении попал на свое же минное заграждение у мыса Железный рог и подорвался. Найти место гибели «Смышленого» - наша давняя мечта.

Собирая «по крупицам» любую информацию по данному району, мы обратили внимание, что многие точки зацепов рыболовецких тралов и драг располагаются примерно вдоль рекомендованного района плавания № 29. Возникло предположение, что местами зацепов могут оказаться затонувшие объекты.

Обследование самого дальнего зацепа на траверзе мыса Железный рог сразу дало находку - затонувшее судно. В 14 км от берега на глубине 26 метров расположены останки крупного транспортного судна.

Корабль сохранился плохо: корма и носовая часть еще более или менее, а грузовые трюмы сложились, как карточный домик. Вооружения на нем нет, стоят лебедки, грузовые стрелы. Скорее всего, это сухогруз, погибший, судя по характеру разрушений, именно во время ВОВ. Удалось проникнуть в машинное отделение. Увидели паровые котлы. Трюмы пустые. Мы не нашли ни единой детали, которая позволила бы прояснить судьбу и название судна. Сделав план объекта, отсняв фото- и видеоматериалы, мы приступили к анализу находки. Оказалось, что расположение затонувшего судна известно гидрографам, и дайверы уже посещали это судно. В некоторых источниках его очень смело называют «Кола». Хотя многое не совпадает - и по тоннажу, и по предположительному времени постройки, и по архивным данным о месте гибели настоящей «Колы» - оно на 28 км восточнее. Характер исполнения некоторых деталей судна, например иллюминаторов, не свойственен судам постройки начала ХХ века («Кола» спущена на воду в 1906 г.). Больше похоже на транспортное судно предвоенной постройки. Для того чтобы расставить точки над i, предстоит еще не одно погружение на этот рэк и кропотливая работа с архивными данными.

ИЛ-2 И ЦЕМЕССКАЯ БУХТА

На следующий день погода стала ухудшаться, но еще позволяла отработать ближние точки западнее Анапы. Одной из точек оказалась небольшая каменистая гряда, другой - драга, зацепившаяся за одиночный камень. Погода продолжала ухудшаться, когда на третьей точке эхолот прописал полутораметровое возвышение. Несколько повторных заходов на точку, и сверка с показаниями GPS-приемника не оставила сомнений - на глубине 18-19 метров что-то есть: Установлен опорный буй, капитан судна «Агат», получивший от участников прозвище «Саша-ювелир», виртуозно маневрирует, несмотря на сильный ветер, волнение и течение:

На глубине 18 метров делаем круг - ничего. Всплываем. Погода раздувает, и прогноз обещает усиление шторма. Это действительно дилемма - прекратить поиск или...

И все-таки последняя попытка. Глубина 18 метров и видимость от силы 4-5 метров. Несколько взмахов ластами, и из темноты выплывают очертания характерного винта и кабины. Это «Ил-2». Нашли! Это большая удача! Обнаружить самолет, пролежавший в море несколько десятилетий, крайне сложно: объект небольшой и сильно заиленный, сигнал от него идет слабый. Самолет не поврежден, у него целые крылья, на них только стерта верхняя маскировочная краска, цела кабина пилотов, на месте двигатель, пулеметы в крыльях, лишь чуть-чуть погнут пропеллер. Сбор всего доступного по Ил-2 материала этим же вечером показал, что это двухместная модификация штурмовика Ил-2. Рядом с корпусом лежит пулемет стрелка. «Фонарь» открыт, поэтому у нас есть веские основания считать, что оба летчика - пилот и стрелок-радист - успели покинуть машину. Теперь наша задача - обнаружить номерные детали самолета, двигателя, чтобы попытаться найти в военных архивах имена летчиков, которые на этом самолете воевали, тогда еще одна неизвестная страница войны будет закрыта. А наша работа с самолетом придет к логическому завершению.

Далее наше экспедиционное судно «Агат» перешло в Цемесскую бухту. Благодаря огромной помощи начальника порта Новороссийск В.В. Ерыгина и капитана порта П.А. Захарченко экспедиция получила возможность совершить официальные погружения в районе Мысхако. Были соблюдены все требования по организации и безопасности. Учитывая сложность проводимых погружений, рядом с нашим экспедиционным судном дежурил водолазный бот «Водолаз-31» с барокамерой и врачом-спецфизиологом на борту.

В годы войны очень много кораблей и судов погибло в районе Малой земли, отдельный участок акватории даже называют «квадрат смерти». Благодаря помощи коллег из клуба «Адмирал Нельсон» были выбраны два объекта - катер «Морской охотник» и тральщик «Червонный казак». Условия погружения стандартные для этого время года на Черном море: температура на поверхности +11 градусов, ниже термоклина +7, видимость от 4 до 7 м, сумрачно.

В этом районе погибло пять «Морских охотников», как правило, подорвавшись на мине. Длина корабля 25 метров, нос и корма хорошо сохранились, все остальное разрушено взрывом и временем. На носовое орудие, согласно сложившейся традиции, прикрепили мемориальную табличку с надписью «Морякам-черноморцам. Помним, гордимся, скорбим». Вторая группа закрепила траурный венок.

Ту же процедуру выполнили и на транспорте «Червонный казак», вместе с которым похоронено более 300 человек.

После завершения морской части экспедиции команда отправилась в местный Дом офицеров флота на встречу с ветеранами Великой Отечественной.

Анна Аржанова, президент Российской подводной федерации и постоянный участник экспедиции, заметно нервничала. Странно было видеть ее такой. Мастер спорта по стрельбе из пистолета, довольно жесткий спортивный функционер, и вдруг - беспокойство на лице...

- Третий год участвую в «Поклоне» и всегда думаю: что могу я сказать ветеранам? Здесь важна искренность, а не пафос. Я заметила, сначала они всегда относятся к нам настороженно, думают, для чего их пригласили? Мы раздаем им георгиевские ленточки, буклеты о «Поклоне», цветы дарим, показываем фильм о погружениях. Рассказываем о своей деятельности, Илья Шумилкин, воин-афганец, награжденный орденом Красной Звезды, устраивает небольшой концерт военной песни. Постепенно глаза ветеранов теплеют. Они убеждаются, что отнюдь не всем безразличны их подвиги. В свете последних событий, когда некоторые европейские страны переносят памятники и переписывают историю в выгодном для себя свете, это совсем не лишнее.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЖУРНАЛА DIVETEK:

Константин БОГДАНОВ

Руководитель экспедиции, Rescue PADI, г. Москва

Александр ЛИТТИГ

Дайв-мастер PADI, г. Анапа

Дмитрий ЧИСТИЛИН

Rescue PADI, г. Днепропетрвск

Ренат ДАЯНОВ

Дайв-мастер PADI, дайвер GUI, г. Москва

Елена ПАВЛОВА

Корреспондент газеты «Московский комсомолец»

Сумбат АЛЕКСАНДРОВ

Инструктор PADI, г. Краснодар, президент краснодарской моло дежной организации «Кубанский подводный проект»

Юрий ШАЛИМОВ

Дайв-мастер PADI, тримикс-дайвер TDI, г. Москва

Евгений АБРАМОВ

Инструктор IANTD, г. Геленджик

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования