Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


MARES на Северном Полюсе

Андрей БИЗЮКИН
Фото автора и из архива экспедиции

«В рамках международной научной программы исследования Арктики в апреле 2007 года была проведена Первая российская панарктическая экспедиция. На лед всего в тридцати километрах от полюса (89 градусов 43 минут с.ш., 10 градусов в.д.) были высажены четыре полярные станции, которые в течение месяца занимались синхронными океанографическими исследованиями на ледовом полигоне. В рамках этой программы проводились также научно-исследовательские погружения под антарктический лед», - начинает свой рассказ Юрий Викторович Евдокимов, физик-океанолог, заместитель начальника полярной станции «Иван Папанин» Института океанологии РАН, зам. начальника Российской панарктической экспедиции. Условия погружений для изучения химических и биологических параметров полярного льда были далеко не простыми: толщина льда от 1 м 35 см до 1 м 95 см; слабый ветер; температура - -21 °С до -29 °С на воздухе и от -1,86 °С до -3 °С под водой. Плюс к этому в некомфортных экспедиционных условиях подводное снаряжение не опреснялось и полностью не высыхало в течение нескольких дней полярных погружений.

«Погружение начинали с пропиливания мотобуром проруби-майны. Первую майну мы сделали в неудачном месте - началось торошение льда, и прорубь просто захлопнулась. Постоянные торошения «схлопывали» наши майны изо дня в день, поэтому нам приходилось сверлить все новые и новые ледовые окна для погружений, - продолжает Юрий Викторович - я одевался в теплой палатке, садился на снегоход и мчался по морозу в сторону очередной проруби. Прямо со снегохода плюхался в прорубь и на небольшой глубине под водой несколько минут проверял работоспособность всех кнопок, дышал из обоих регуляторов по очереди и только после этого начинал тестовое погружение. Разматывал метров 20-30 веревки, осматривал окрестности, выбирал объекты для исследований и возвращался на поверхность, чтобы взять приборы для выполнения первой научной задачи.

Больше всего мне запомнилось мое первое погружение. Водолазы-полярники прошлых лет рассказывали мне, что погружения под лед на полюсе всегда психологически давили на них - надголовная среда и подводные торосы, мрачные цвета и темные краски под водой, сильные течения и возможность провалиться на глубину: ведь на полюсе четыре километра двести метров до дна океана. Когда я впервые погрузился на полюсе, все было совсем по-другому: прозрачность воды - более 30 метров, море подо льдом наполнено светом (мне даже не понадобился подводный фонарь), течения отсутствовали, десятиметровый подледный слой воды среди подводных торосов почти не двигался и был наполнен маленькими рачками-гаммарусами и редкими медузами. Никаких дискомфортных ощущений у меня не возникло, думаю, потому, что все мое снаряжение работало нормально. Меня поразила первозданная красота подводного мира. Подо льдом на полюсе самый интересный природный ландшафт, особенно где торосы - там больше зоопланктона. Погружение среди торосов более интересно в эстетическом и научном планах.

Наша подводная программа требовала после выполнения каждой научной задачи возвращаться на поверхность, вылезать из воды, примерно по грудь, брать в руки очередной научный прибор (сачок для ловли планктона или шприц для отбора проб воды) и продолжать погружение. Таким образом, я был вынужден вылезать на лютый мороз по пять-восемь раз за одно погружение. Такие процедуры, как правило, оказывались смертельными для всего снаряжения, которое мы использовали раньше. Оно просто моментально замерзало напрочь, шланги взрывались, регуляторы становились на free flow, и подводник, рискуя жизнью, устремлялся обратно в прорубь к поверхности воды. Но снаряжение Mares: регуляторы Abyss и Proton Ice Extreme, костюм Mobis-Mares, ласты Avanti quatro, маска Liquid Skin и компенсатор Vector 1000 - продолжало безотказно работать, несмотря на все эти ужасные полярные экзекуции. Как ученый, я теперь могу авторитетно констатировать уникальную надежность профессионального подводного оборудования компании Mares».

Интересным, но еще более опасным объектом исследований были ледяные сталактиты. Соленость морской воды на полюсе подо льдом порядка 32-33 промилле. Но когда лед замерзает, из него выделяется концентрированный рассол. Тогда переохлажденный до -3 °C, иногда даже до -5 °С пересыщенный солевой раствор морской воды достигает 300 промилле, становясь в итоге хладогеном для окружающей его воды. Размеры таких переохлажденных зон примерно со спичечный коробок, но именно вокруг такого переохлажденного солевого раствора начинает намерзать окружающая вода, образуя ледяные сталактиты длиной в несколько метров.

Одной из поставленных научных задач как раз и был отбор проб воды шприцем из этих переохлажденных ледяных новообразований. Вспомните, погружался ли кто-нибудь из ваших знакомых в концентрированный переохлажденный солевой хладоген с температурой от -3° С до - 5 °С?

«Это было просто восхитительно, регуляторы Mares Abyss & Proton Ice Extreme не подвели и здесь. Никаких нареканий, удобно, комфортно, безотказно и надежно. Загубники оставались мягкими и пластичными на любом морозе, сохраняя свою форму и не напрягая челюсть во время долгого плавания в холодной воде. Все было прекрасно от эргономики и дизайна до рабочих характеристик. Качество дыхания просто отличное, - делится своими впечатлениями Юрий Викторович и продолжает рассказ: - Вспоминаю, что во время наших тренировочных погружений перед полюсом часть тестированных мною регуляторов всегда подавала ледяную изморось (мелкие кристаллы льда), которая каждый раз наводила на пугающие мысли о возможном ларингоспазме. Но ничего подобного не было с регуляторами Mares.

Заканчивая нашу научную программу, во время последнего погружения я решил устроить финальную, самую жесткую, с моей точки зрения, проверку регуляторам Mares. Остановившись прямо под майной (надо же иметь возможность быстро спастись, если что), я стал делать все возможное, чтобы заморозить мои безотказные регуляторы. Изо всех сил, с максимально возможной интенсивностью, пуская пузыри, подобно гудящему и пускающему пар паровозу, я дышал из них. Раньше с помощью этого многократно проверенного мною метода мне удавалось заморозить абсолютно любые регуляторы даже подо льдом в Строгинской пойме Москвы-реки. Но Mares опять приятно удивил меня. Этот самый жесткий тест никак не повлиял на работоспособность Abyss и Proton Ice Extreme, они не замерзали и по-прежнему безропотно подавали мне любое, достаточное количество воздуха. Таким образом, за все дни нашей подводной полярной одиссеи, несмотря на тяготы экспедиционной жизни, мне так и не удалось заморозить их. Такое в моей дайверской практике было впервые.

Теперь я совершенно однозначно готов рекомендовать регуляторы Mares всем водолазам-полярникам. Это лучшие регуляторы, с которыми я когда-либо погружался под лед. Несмотря на то, что первая ступень регуляторов Mares во время плавания подо льдом покрывалась двухсантиметровым слоем, буквально превращалась в ледяной кулак, они продолжали безотказно работать всегда и везде.

Очень мне понравилась маска Liquidskin с идеальной обтюрацией, огромным обзором и минимальным подмасочным пространством. Каждый раз, когда я возвращался из проруби на поверхность, стекло Liquidskin покрывалось морозными узорами, но уникальный силиконовый обтюратор оставался удивительно эластичным, поэтому я, не боясь порвать его, со всей силы в толстых перчатках подтягивал затылочный ремешок. А вот обтюраторы других масок моментально «дубели» и трескались от такого холода - их невозможно было даже надеть на лицо. Морозоустойчивость и универсальность снаряжения, казалось бы, теплолюбивой итальянской фирмы Mares невероятно порадовала меня».

- Действительно ли погружения на Северном полюсе являются ключевой точкой для самой жесткой проверки дайверского снаряжения? - спросили мы у Юрия Викторовича.

- Думаю, что аналогичные экстремальные для погружений условия можно найти где-нибудь и на Баренцевом море. Но совокупные условия тестирования: мороз на улице, -2 °С подо льдом и отсутствие возможности полностью высушить или опреснить снаряжение перед следующим днем погружений, а значит, увеличение вероятности замерзания регуляторов, клапанов сухого костюма и компенсатора вместе с неблагоприятными экспедиционными условиями делают полюс, безусловно, лучшим местом для проверки дайверского снаряжения. За месяц нашей полярной эпопеи мне так ни разу и не удалось высушить или опреснить мой костюм Mobis-Mares, он все время оставался мокрым и соленым, но это не помешало ему безотказно работать. Он оставался удобным, не протекал, не стеснял движений, обеспечивая мне максимальную подвижность как под водой, так и на морозе -29 °С. Резюмируя результаты экспедиции, я думаю, что именно профессиональное снаряжение Mares позволило нам полностью и успешно выполнить нашу такую непростую арктическую подводную научную программу.

Если кто-нибудь из наших читателей вдруг подумает, что тестирование регуляторов Mares на Северном полюсе было немного субъективным, то мы будем вынуждены возразить им. Дело в том, что еще в 2004 году именно регулятор Proton Ice Extreme Mares успешно прошел самый престижный холодноводный тест военно-морских сил США (NAVSEA test, NAVY experimental diving unit). По условиям теста c регулятором Proton Ice Extreme было совершено ПЯТЬ часовых погружений на глубину в ШЕСТЬДЕСЯТ метров в воде с температурой -1,86 °С. При этом суммарная работа дыхания из регулятора не должна была превышать 1,35 Дж/литр. После самого жесткого военно-морского теста Proton Ice Extreme Mares был признан годным для холодноводных погружений и использования ВМФ США.

Узнайте больше на сайте www.paice.ru

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования