ЗЕМЛЯ ИЗ КРОВИ И ЖЕЛЕЗА
ИСТОРИЯ НЕВСКОГО ПЯТАЧКА
Витя ЛЯГУШКИН, Андрей АКСЕНОВ
Фото Георгий ИВАНОВ и из архива Андрея АКСЕНОВА
Утро на берегу реки, которая катит неспешно свои воды из Ладоги в Балтийское море. Синоптики обещают на сегодня дождь, но это не может нас остановить. Когда еще выдастся возможность покопать и понырять на Невском пятачке. Месте, где проходили одни из самых кровопролитных боев за всю историю Великой Отечественной войны. Грузимся в машину и отправляемся сначала в лес.
Лес поражает странным и, я бы даже сказал, жутковатым антуражем. Нигде до этого я не видел висящих на деревьях табличек «Ахтунг, мины» и самодельных крестов с пробитыми касками. Мороз по коже, и сразу становится понятно, что здесь не только грибы собирали. Место массового захоронения - вот что это такое... И даже березовая роща, словно девичий хор, шелестом листвы оплакивает сотни тысяч парней, нашедших здесь свой последний приют.
Приехали - и тут же за работу с миноискателем. И почти сразу начинается истошный писк зуммера. Наверное, что-то крупное. Лопаты в руки - и за дело, вспоминать навыки, полученные в стройотряде. Потихоньку раскопки обретают форму - это немецкий блиндаж. Из находок - несколько личных вещей и всякий скарб вроде бутылок, котелков. Останки не попались, скорее всего, этот блиндаж был довольно далеко от линии противостояния и до него не докатывались многочисленные волны наступлений и контрнаступлений. Тихий тыловой блиндаж, в котором пьянствовали простые немецкие парни. Наверное, они вспоминали своих фрау, хвалились друг перед другом детьми и ругали эту дурацкую войну, из-за которой им приходится сидеть в ужасной северной стране под городом со странным названием Ржэф, вместо того чтобы веселиться на ратушной площади, пить пиво и танцевать с полноватыми бюргершами. Все эти картины как живые вставали перед глазами, пока я неспешно махал лопатой. Может быть, свежий лесной воздух тому виной, но я даже слышал немецкую речь...
Надо сказать, что собственно поиск ведется довольно простым способом: металлоискателями или щупами отслеживается расположение окопов или блиндажей и лопатами снимается верхний слой грунта. Далее в ход идут более тонкие инструменты - совочки и метелки. Именно с их помощью аккуратно, чтобы не сместить останки и предметы, очищается от земли место трагических событий.
Для справки: поскольку время санитарного карантина в отношении военных захоронений уже давно прошло, какая-либо возможность инфекции отсутствует.
После осмотра места гибели все останки аккуратно складываются, и впоследствии их отвозят для захоронения. Что же касается обнаруженных предметов, то взрывоопасные находки передаются саперам, а бытовые - родственникам погибших. Кстати, по составу и расположению находок опытные копатели могут очень многое сказать о причинах гибели человека. Сложность опознания наших солдат объясняется просто: именные медальоны бойцов Красной Армии, в отличие от немецкой, представляли собой гильзу со вложенной бумажкой! Разумеется, бумага быстро размокала, и в результате становилось невозможно прочитать имя солдата. Именно по этой причине опознание в большинстве случаев происходит по именным вещам (подписанным ложкам, кружкам и другим предметам личного обихода). Байки про хорошо сохранившиеся пистолеты и пулеметы годятся только для излишне бдительных сотрудников милиции. Поверьте, одного взгляда на эту груду ржавого металлолома, некогда бывшего смертоносным оружием, достаточно, чтобы понять - стрелять оно уже никогда не будет. За шестьдесят лет от оружейной стали просто не остается ничего годного к использованию. Что же касается взрывоопасных боеприпасов, то их забирают работники МЧС и впоследствии передают минерам для подрыва.
После обеда решили нырнуть. Благо от крыльца дома до Невы рукой подать. Может, это и не самое комфортное погружение, но одно из самых интересных за мою жизнь. Условия не детские - прозрачность метр-полтора, сильное течение, сети и топляк. Но меньше чем за тридцать минут нашли пробитую каску и ящик заржавевших мин. Поскольку переправы Невского пятачка обстреливались прямой наводкой, даже несмотря на послевоенные работы по очистке фарватера, все дно Невы усеяно свидетельствами непрекращающихся боев. Игорь Девятников с товарищами поднял уже пять танков, восстановил их, и они нашли свое место в диораме обороны Ленинграда. Совсем недавно клуб «Белый Тюлень», группа «Открытое море» и поисковый отряд «Мга» подняли Ил-2 - его тоже передали в музей.
Солнце садилось, а дождь так и не пошел. Похоже, что синоптики ошиблись. Ошиблись, как и советское командование в далеком сорок втором году. Но ошибки эти совершенно разного порядка. В надежде прорвать оборону противника в бой бросались все новые и новые дивизии. В результате здесь полегло более двухсот тысяч человек, а они, если задуматься, приходились родственниками как минимум еще миллиону человек, друзьями - четырем, знакомыми - двадцати миллионам человек. Это я к тому, что на берегу Невы почти наверняка лежат друзья или знакомые моих и ваших дедов. Частичка их памяти, частичка меня, частичка вас. Страшно подумать, насколько беднее и глупее стала цивилизация после этой битвы. Но мы еще помним о них, солдатах, чьих-то отцах, сыновьях, друзьях, просто знакомых, павших смертью храбрых на этом берегу и в этом пролеске. Я надеюсь, что когда-нибудь все они найдут свое последнее место успокоения в родной земле.
Благодарю за радушный прием Александра Першанина, Бориса Сергеева, Максима Шкоду и Илью Ульяненко.
НЕВСКИЙ ПЯТАЧОК
История событий, происходивших во время блокады Ленинграда в 30 км восточнее города на плацдарме, получившем из-за своих малых размеров название Невский пятачок.
К августу 1941 года моторизованные корпуса 4-й танковой группы Гепнера прошли 750 км по земле Прибалтики и оказались практически у стен Ленинграда, предвкушая его скорый захват. В тот момент немцам даже не могло прийти в голову, что сражение за город на Неве отвлечет на себя почти пятую часть сил вермахта, продлится полтора года и в итоге будет проиграно.
ОКРУЖЕНИЕ
Рекордные по сравнению с другими ударными немецко-фашистскими группировками темпы наступления группы армий «Север» имели и оборотную сторону. Боевые подразделения опасно оторвались от тылов, и перед нанесением последнего удара им требовалась передышка. Гитлеровское командование прекрасно понимало, что с ходу взять штурмом огромный город с отступившими к нему частями Красной Армии не удастся. Поэтому основной удар наносился в обход, между озером Ильмень и Нарвой, в расчете на соединение с финской армией. В этом случае полное прекращение связи с остальной страной делало капитуляцию 2,5-миллионного города неизбежной. Срок немецкого наступления несколько раз переносился из-за транспортных проблем, однако дальше тянуть было нельзя: советские войска, получив временную передышку, спешно укреплялись на Лужском рубеже.
Операция началась 8 августа. Но поначалу немецкие дивизии продвинулись лишь на 3-5 км, где и были остановлены. Только через сутки боя 1-я и 6-я танковые дивизии прорвались в глубину обороны в направлении Красногвардейска. А 10 августа последовал удар немецкой пехоты на Новгород. Атака дивизии СС «Полицай» на город Луга успеха не принесла. Более того, ее командир генерал Мюльферштедт пытался личным примером воодушевить солдат на поле боя и был немедленно убит. Находясь под постоянным давлением со стороны противника, 22 августа советские части получили приказ на отход. Окончательно кольцо замкнулось 8 сентября, когда немцы захватили Шлиссельбург на берегу Ладоги, на два дня опередив контрудар 54-й армии.
Первая попытка прорыва окружения последовала в ночь на 20 сентября. Подразделения 115-й стрелковой дивизии и 4-й бригады морской пехоты переправились через Неву в районе села Московская Дубровка и захватили небольшой плацдарм на левом берегу (протяженность - 4 км, глубина - до 800 м). При этом они перерезали шоссе Ленинград - Шлиссельбург. Через десять дней вместе с подразделениями 10-й стрелковой бригады на плацдарме появилось шесть танков БТ-7. К этому времени под ожесточенными ударами врага участок сократился до двух километров по фронту, но все же был удержан. И именно в это время на рабочих картах командования появился клочок земли, названный позднее Невским пятачком.
В ОБОРОНЕ
Советское командование решило усилить занявшие плацдарм стрелковые части боевой техникой. Перед танкистами стояла совершенно нетривиальная задача. Нева в этом месте имела ширину около 400 м, а немецкая артиллерия, находясь на более высоком берегу, немедленно открывала огонь при каждой попытке установить переправу. Прежде всего, ленинградские метростроевцы совместно с инженерными частями подготовили площадку; для скрытого подхода машин к воде был прорыт котлован. Паромы смонтировали из металлических контейнеров, доставленных с Балтийского завода. Понтонеры 42-го батальона закрепили канат на противоположном берегу, и началась погрузка первого танка - 52-тонного КВ-1. Его водитель сержант Василий Чернов добровольно вызвался идти в первый рейс. На фоне водной глади танк маскировать было уже нечем, и, как только он вошел на паром, вблизи начали рваться снаряды. Получивший повреждения паром стал оседать набок. Чтобы он не перевернулся, Чернов дал задний ход и по мелководью вывел танк обратно на берег. До двух часов ночи удалось переправить три машины, но во время погрузки следующей снаряд попал прямо в пристань. Пришлось строить новую в стороне. Таким образом, накапливая силы на плацдарме, командование Невской оперативной группы (НОГ) рассчитывало нанести удар на соединение с основными силами Красной Армии, но каждый раз резервы буквально сгорали в огне. Первая попытка прорыва в сентябре не принесла успеха. Следующую предприняли только в конце ноября. Но в связи с обострившейся обстановкой под Тихвином она также была прекращена. Гитлеровцы все это время не оставляли попыток сбросить защитников Пятачка в реку. В иные дни количество атак на позиции доходило до 12-16. Снаряды разбивали лед бесчисленное количество раз, люди и машины уходили в стылую невскую воду. Даже сейчас, через столько лет после войны, магнитометры реагируют на сплошные полосы из кусков металла, пересекающие речное дно. Немецким пушкам отвечала и наша артиллерия из-за реки. Кстати, в этой дуэли участвовал и бронепоезд Сталинец-28 (построен в Ленинграде осенью 1941 года). Он курсировал по ветке, проложенной до Невской Дубровки, почти до весны 1942 года, поддерживая защитников Пятачка огнем 100-мм морских орудий.
ПЕРВАЯ ЗИМА БЛОКАДЫ
Зимой советское командование неоднократно пыталось расширить плацдарм. Но на местности, лишенной каких бы то ни было укрытий, танки быстро подбивались противником. А в начале декабря произошел случай, уникальный по любым меркам. Т-34 из 107-го танкового полка, находясь на острие атаки, подорвался на мине у переднего края немцев.
Пришедшие в себя танкисты разглядели неподалеку еще пару замерших тридцатьчетверок (третья горела). Помощи ждать не приходилось. Немецкую пехоту несколько раз отгоняли пулеметным огнем. К ночи бой стих, и экипажу удалось осмотреть танк снаружи. По левой стороне был оторван ленивец, повреждены ведущее колесо и один из катков. Справа просто разорвало гусеницу.
Связь со штабом отсутствовала. Наводчик орудия Логинов предложил товарищам остаться в танке и поддержать своих огнем при повторной атаке. Стрелок-радист Юденко и получивший ранение механик-водитель Котов согласились. Ночью неподалеку велась стрельба, но к танку никто не подходил. Как потом выяснилось, командир полка послал группу из трех человек выяснить судьбу экипажа, но они наткнулись на немцев, пришедших с той же целью. Поскольку танкисты никак не отреагировали на стрельбу, разведчики сочли их погибшими, а немцы приняли бойцов за отходящий экипаж и тоже потеряли интерес к подбитой машине. В итоге насквозь промороженный танк простоял перед вражеской линией обороны 77 часов!
У трех танкистов не было ни еды, ни воды. На третью ночь экипажу удалось закончить ремонт одной гусеницы, и наутро они предприняли попытку вернуться к своим. На рассвете дизельный двигатель прогрели факелами. Когда же он завелся, Логинов открыл стрельбу в упор по блиндажам и орудийным позициям (он успел хорошо изучить их расположение). А поскольку у немецких орудий в столь ранний час даже не было расчетов, танкист безнаказанно перестрелял их, как мишени в тире. Наконец двигатель прогрелся, и механик-водитель стронул танк с места. Обратный путь длиной всего в полтора километра занял несколько часов. С нашего переднего края заметили странное движение танка зигзагами и, поняв, что происходит, вызвали заградительный огонь по траншеям противника. После возвращения к своим танкистов наградили орденами. Удача не покинула их и позже: все трое продолжили воевать и встретили Победу.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ПЛАЦДАРМ
Окончательно решение о взятии Ленинграда Гитлер оформил в приказе от 23 июля 1942 года. Группе армий «Север» предписывалось завершить штурм города к началу сентября этого же года. План под названием «Северное сияние» предполагал отсечение города от войск в районе Невы и Ладожского озера. После завершения штурма Севастополя под Ленинград была переброшена 11-я армия под командованием Эриха фон Манштейна. Советская сторона также стремилась взять инициативу в свои руки и готовила прорыв к городу по кратчайшему расстоянию через поселок Синявино. В этом районе позиции Ленинградского и Волховского фронтов разделяла полоса шириной всего 16 км. Советские войска под командованием К.А. Мерецкова сделали первый ход почти за месяц до начала немецкого наступления. Штурмовые группы 2-й ударной армии медленно продвигались сквозь плотную оборону противника. К началу сентября до Невы оставалось лишь несколько километров. Навстречу из кольца ударили войска Ленинградского фронта, вновь захватившие на левом берегу два плацдарма: один практически на том же месте, где он был в прошлый раз, а второй - ниже по течению, у поселка Анненское.
В районе Пятачка Неву форсировали три стрелковые дивизии и отдельная бригада, которым для усиления придали 86-й и 118-й отдельные танковые батальоны (ОТБ) смешанного состава (Т-26, БТ-2 и -5, Т-34, КВ-1) и батальон легких плавающих танков Т-37 и Т-38 (ОЛТБ). В ночь на 26 сентября к переправе подошли первые десять танков из ОЛТБ. Из-за поломок три остановились у воды, а к противоположному берегу устремились семь машин. Немцы осветили реку ракетами и открыли огонь. До правого берега добралось лишь три танка, но и их быстро подбили. За четыре последующие ночи удалось переправить 16 плавающих машин, 7 легких Т-26 с пушечным вооружением, а также пару Т-26 и один БТ-2 с пулеметами в башнях. Берег был заболочен и захламлен остатками разбитых лодок и бревнами, затруднявшими выход с понтона. Передвигаться на открытой местности можно было лишь с большим трудом, поскольку всю землю изрезали траншеи и воронки от снарядов и бомб. Под постоянным артогнем и налетами авиации количество боеспособных танков уменьшалось на глазах. В итоге к 5 октября на ходу осталась лишь одна машина. В этот день, воспользовавшись недостаточным обеспечением стыка 70-й и 86-й стрелковых дивизий, около 40 немецких солдат просочились вдоль узкоколейки почти к самому берегу. Часть наших пехотинцев поддалась панике и побежала. Два танка, стоявшие на огневых позициях (один из них просто завяз в болоте, а другой был поврежден), открыли огонь из пулеметов. Группа из командиров и бойцов-танкистов взяла два ящика гранат и забросала ими немцев. Бой перешел в рукопашную схватку. Механик-водитель ОЛТБ Байда заколол немецкого офицера ножом, а другой водитель Рожков убил нескольких немцев из нагана. В ночь с 6 на 7 октября через Неву переправились две ремонтные бригады, в течение следующего дня вернувшие подвижность пяти машинам и подготовившие их к эвакуации. Но противник снова разбил их артогнем, а БТ-2 сгорел от прямого попадания при подходе к парому. Вывести с плацдарма удалось лишь один Т-26.
УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ
Вместо штурма города Манштейну пришлось организовать импровизированное контрнаступление. Шесть пехотных дивизий и одна танковая при поддержке батальона новейших танков «Тигр» и батальона самоходок ударили с разных сторон в основание вбитого в немецкую оборону клина. В результате 2-я ударная снова попала в окружение. После создания котла часть немецких сил развернулась к Неве. 29 сентября 28-я егерская и 12-я танковые дивизии ликвидировали плацдарм у Анненского. Невский пятачок снова устоял. Тем временем Гитлер требовал как можно быстрее уничтожить окруженных и немедленно начать наступление на Ленинград. К котлу перебросили тяжелую артиллерию, предназначенную для обстрела города. К середине октября сопротивление было полностью подавлено, и противники, понеся многотысячные потери, оказались вновь на исходных позициях месячной давности. Угроза прямого штурма города окончательно миновала.
ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА»
Новый план снятия блокады командование фронтов стало разрабатывать сразу после завершения осенних сражений. К январю удалось собрать в месте наступления резервы со всего фронта. Соединение имело численный перевес над противником по пехоте в 4,5 раза, по артиллерии - в 6-7 раз, а по танкам - в 10 раз.
Утром 12 января наши войска пошли на прорыв после артиллерийской подготовки. Первой на лед спустилась пехота, танки переправились только на третьи сутки боя по укрепленным переправам. Наступавшая с Пятачка 45-я гвардейская дивизия выбила немцев из первой траншеи, но под сильным огнем дальше продвинуться не смогла. Соединение двух фронтов произошло утром 18 января в районе Рабочего поселка-1.
Конечно, о событиях на Невском пятачке нельзя судить упрощенно. Огонь, целый год бушевавший над этим клочком нашей земли, высветил слишком противоречивую для однозначных оценок картину. Здесь было все: и самый настоящий героизм бойцов, стоявших насмерть, и неоправданные приказы командиров, бесцельно губившие людей, и заградотряды НКВД. Более того, эти бои стали одним из самых кровавых эпизодов не только в битве за Ленинград, но и во всей Второй мировой войне.
СТАТИСТИКА
Плацдарм просуществовал 12 месяцев с небольшим перерывом. За это время на нем воевало 9 стрелковых дивизий и 4 отдельные бригады, а также более 140 других подразделений. Общие потери советских войск по официальным данным составили 200 тыс. человек (более 50 тыс. из них безвозвратные). Немецкие безвозвратные потери в этом районе оцениваются в 35-40 тыс. солдат и офицеров.
В следующем номере мы расскажем вам о том, как подняли со дна Невы и восстановили танк БT-5, который участвовал в прорыве блокады Ленинграда.