Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ХРУПКОЕ ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО

ЭКСПЕДИЦИЯ «ПОКЛОН КОРАБЛЯМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Константин БОГДАНОВ Rescue PADI

10 июля 2007 года дайверы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружили на погибшем в годы Великой Отечественной войны корабле ящик с судовыми документами. Об удивительной находке сообщил технический руководитель погружений, член Разведывательно-Водолазного клуба (РВК) Владислав Бунтыло: «Мы вели поиски судна типа «малый охотник», лежащего в новороссийской бухте на глубине 46 метров. Судно почти полностью закрыто илом. Корма его оказалась сильно разрушенной, а ходовая рубка выгорела. После серии погружений 9 и 10 июля сумели найти и поднять на поверхность ящик, где хранятся судовые документы».

«МАЛЫЙ ОХОТНИК» (МО-4)

Во время погружений на «охотники» меня каждый раз удивляло, что большинство катеров несут следы больших разрушений и корпус корабля сильно разрушен. И сразу же возникал вопрос: водой или временем? Ответ нашелся в книге «На «морском охотнике» И.П. Чернышева: «Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну. Мачты мы срезали, «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью». При таких характеристиках «малый охотник» сражался, что называется «до последнего». А за шестьдесят с лишнем лет морская вода и время довершали разрушение деревянного корпуса.

СПРАВКА

В конце тридцатых годов прошлого века на вооружение ВМФ поступили сторожевые катера типа МО-4 и МО-2 («малые охотники»). Чаще их называли «морскими охотниками». Это был многочисленный класс кораблей. В 1940 году прошли испытания и были приняты в состав флота более четырех десятков катеров МО-4. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 «морских охотника». Они предназначались главным образом для поиска и уничтожения подводных лодок. При длине 26,9 м, ширине 4,2 м и осадке 1,5 м катера имели водоизмещение около 56 тонн. Скорость полного хода превышала 27 узлов. В качестве главной механической установки служили три двигателя ГАМ-34 мощностью по 635 кВт. На экономичной скорости около 17 узлов катер мог пройти расстояние до 1200 миль. На палубе охотника были установлены две 45-миллиметровые пушки. Кроме того, еще были два 12,7-миллиметровых пулемета.

Для обнаружения подводных лодок имелась шумопеленгаторная или гидролокационная станция, а для уничтожения лодок - 24 малые глубинные бомбы. Атака обнаруженной лодки завершалась прицельным бомбометанием. При групповых атаках производилось серийное бомбометание - для увеличения площади и вероятности поражения.

Во время войны сфера боевого применения «охотников» была весьма широкой. «Морские охотники» высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага, ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры, совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов и их самолетами. Катера МО входили и в состав охранения транспортов в конвоях. Несмотря на высокую маневренность и отличные мореходные качества «охотников», именно из-за их универсальности при выполнении боевых задач процент потерь был чрезвычайно высок.

НАЙДЕН!

Ребятам сильно повезло. В отличие от большинства кораблей, лежащих вдоль Черноморского побережья и России и особенно Крыма и пользующихся популярностью у разного рода любителей раритетов, этот «охотник» оказался нетронутым. Иллюминаторы, вооружение, боезапас и даже фрагменты личных вещей - то, что в первую очередь интересует любителей сувениров, - все находится на своих местах. Как рассказал Влад, они увидели, что сильно разрушена кормовая часть, отсутствуют кормовое орудие и пулеметы. Видимо, на корму пришелся эпицентр взрыва, от которого, возможно, детонировали стоявшие там баки с бензином. Произошел взрыв, возник пожар, и судно затонуло. Рубка сильно разрушена. В развалинах рубки среди обгоревших остатков конструкций ходовой рубки аквалангисты РВК и наткнулись на бумажные фрагменты, которые при дальнейшем изучении оказались спрессованными между собой страницами судовых документов. С глубины 45 метров находку вытаскивают на поверхность в специальном ящике. Ил сохранил бумагу от действия морской воды, от микроорганизмов, выступив в роли консерванта.

И вот журнал поднят. Кажется, это нереально - в этой жиже что-то прочесть.

По данным справочника о потерях флота, в районе Новороссийска только одних «малых охотников» погибло порядка 12 единиц. Но какой же из них «наш»? Что стало с экипажем? Дадут ли эти спрессованные водой, глубиной и временем страницы ответ на интересующие любого поисковика вопросы? И как спасти бесценное сокровище от воздействия воздуха и солнечного света?

Как всегда, помог Интернет и консультации со специалистами-реставраторами, поисковиками, работниками музеев. Первое правило простое - не надо пытаться все сделать самому; лучше всего передать фрагменты для изучения специалистам. Правило второе - до изучения оставить бумагу в той среде, в которой она находилась, то есть в морской воде. Ну и поменьше трясти, чтобы не развалить и не расплескать.

Второе выполнить значительно проще. Журнал так и проехал полторы тысячи километров до Москвы в том ящике, в котором его подняли. Но где найти специалистов, которые возьмутся прочитать послание из прошлого? Оказалось, что таких специалистов мало, но они есть. На кафедре изучения документов Университета Министерства внутренних дел РФ. Кому, как не им, лучше всех известно, как обращаться с хрупкими посланиями из прошлого.

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Как выяснилось в процессе реставрации, экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» были подняты три журнала: навигационный журнал, журнал для записей и журнал моториста. К сожалению, вода и время сделали свое разрушительное дело, и большая часть текста оказалась утерянной навсегда. Однако начальник кафедры исследования документов Университета Министерства внутренних дел РФ полковник милиции, кандидат юридических наук Василий Федорович и эксперт полковник милиции Лариса Рычкалова сделали невозможное: Судовой журнал за 65 лет нахождения в морской воде превратился практически в бесформенный единый блок, так что приходилось работать сверхосторожно. «Мы применяем современные цифровые методы неразрушающей расшифровки, - говорит В.Федорович, - но даже они помогают только там, где записи проводились грифельным карандашом. Так что, к сожалению, утрачена информация с титульных листов судового журнала этого "морского охотника", потому что они были заполнены чернильной ручкой, видимо, еще в канцелярии на базе при выдаче документа. Кроме того, некоторая часть листов обгорела в том последнем бою. Но существуют базовые методики работы с поднятыми из-под воды бумагами, и есть наши собственные наработки». И, конечно же, есть результат. По отдельным фрагментам удалось обнаружить подпись лейтенанта В.Шпонько и мичмана Окунева. Позже удалось выяснить имена и звания всех членов экипажа:

помощник командира катера лейтенант ТЮФЯКИН Иван Иванович;

командир отделения радистов мичман ЯНСОН Николай Николаевич;

командир отделения минеров старшина 2 статьи ПЕРЕЯСЛОВ Николай Зиновьевич;

минер краснофлотец СУХОРУКОВ Федор Андреевич;

старший моторист старшина 2 статьи МИХАЛЕВ Петр Алексеевич;

строевой краснофлотец ДИКАРЕВ Алексей Иванович.

Также удалось восстановить надпись на титульном листе журнала - СК 32. Лезем в справочники - и действительно, есть такой катер СКА-032, который был потоплен 10.09.1943 г. береговой артиллерией противника у Новороссийска. Похоже, все совпадает, катер опознан. Осталось только подтвердить нашу правоту в архиве ВМФ.

ЗАГАДОК НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ

Уже три года экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» проходит под патронатом и при активном содействии председателя комитета по делам ветеранов Государственной думы Николая Ковалева. Поэтому, когда мы обратились к Николаю Дмитриевичу с просьбой посодействовать в получении информации из архива, он, как всегда, с готовностью откликнулся на эту просьбу. Депутатские запросы могут же быть не только по поводу неуплаты налогов нефтяными компаниями:

Ответ Центрального военно-морского архива вселил в нас надежды и одновременно убил их...

«По учету офицерского состава Центрального военно-морского архива имеются данные на старшего лейтенанта Шпонько Виктора Максимовича, 1913 года рождения. Шпонько В.М. с сентября по май проходил службу в частях Черноморского флота: В послужной карте и личном деле Шпонько В.М. данных о прохождении им службы на сторожевом катере СКА-032 нет».

А еще, согласно той же справке, никакой мичман Окунев по учету личного состава Черноморского флота не проходит. Что делать? Ответ на этот вопрос напрашивался сам собой - ехать. Ехать в архив и пытаться найти дополнительную информацию о Шпонько и Окуневе.

ПОПЫТКА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ СОБЫТИЙ

Май 1943 года. Уже три месяца советские солдаты и моряки удерживают плацдарм в районе Мысхако, впоследствии получивший название «Малая земля». Несмотря на активные действия береговых батарей, флота и авиации немцев, корабли Черноморского флота подвозят пополнение, боеприпасы, продовольствие на этот клочок отвоеванной у врага земли.

Учитывая высокую активность подводных лодок и авиации противника, в охранении транспортных судов, следующих в сторону Малой земли, как правило, идут несколько тральщиков и «морских охотников». Эти же «охотники», благодаря своей маневренности и малой осадке, помогают перевозить грузы на берег и эвакуировать раненых.

Одним из таких «охотников» и был СКА-098 под командованием лейтенанта Виктора Шпонько. 10 мая 1943 года катер маневрировал в районе выгрузки. Прикрывал ли он собой транспорт или осуществлял переброску грузов, мы уже не узнаем.

СПРАВКА

ПК-101 (с 17.12.1941 г. СКА № 098) Зав. № 90. Построен в 1938 г. и вошел в состав 3-го ЧОПС МПО НКВД Грузинского погранокруга в качестве пограничного сторожевого катера. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав Очамчирского отряда сторожевых катеров ЧФ. В апреле 1942 г. Очамчирский отряд сторожевых катеров ЧФ реорганизован в 8-й дивизион сторожевых катеров Главной военно-морской базы ЧФ, в состав которого вошел и СКА № 098. Катер был в охранении транспортных средств, перевозивших грузы на Мысхако. 10 мая 1943 г., маневрируя в районе выгрузки, в 03:58 подорвался на мине противника и затонул.

Корма вместе с орудием и всем расчетом просто перестала существовать. Видимо, взрывная волна была такой силы, что смела часть палубной надстройки. Начался пожар, и корабль быстро затонул. Погибла большая часть экипажа. Но не погиб лейтенант Виктор Шпонько - он был выброшен взрывной волной за борт, его подобрали другие корабли. Может быть, вместе с оставшимися в живых членами экипажа Виктор боролся за живучесть судна. Этого пока мы точно не знаем. Но мы знаем, что в декабре 1943 года Шпонько был награжден Орденом Красного Знамени. Еще была медаль «За оборону Севастополя» и орден Отечественной войны 2-й степени. Старший лейтенант Виктор Максимович Шпонько погиб значительно позднее, в мае 1944 г., при торпедировании сторожевого катера МО-376 («Бузулукский комсомолец»), находившегося в дрейфе в 15 милях на запад от порта Поти, подводной лодкой противника. Погребен в море.

Хочется выразить огромную благодарность заместителю начальника Центрального военно-морского архива, капитану 2-го ранга В.В. Павловскому за огромную помощь в восстановлении еще одного эпизода героической битвы за Новороссийск.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования