Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ВОЗВРАЩЕНИЕ С ВОЙНЫ

СО ДНА НЕВЫ ПОДНЯТ ТАНК ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Витя ЛЯГУШКИН
Фото автора и Андрея АКСЕНОВА

Жители поселков, расположенных на берегах Невы, уже привыкли к осколкам прошлого (река стремится освободиться от попавшего в нее железа): время от времени на ее берегах появляются то корпус мины, то пробитая каска, то перекрученные взрывом листы понтона, то россыпь проржавевших патронов. За подобными сувенирами давно уже перестали нагибаться, но для того чтобы добраться до действительно исторически ценных реликвий, хранимых рекой, надо приложить немалые усилия.

Танк, о котором пойдет речь, был обнаружен некоторое время назад специалистами Балтийского морского общества при сканировании дна реки в районе бывших переправ Невского пятачка. Водолазы впервые пошли на дно для проверки находки в последние дни мая этого года. Спуски проводили совместно с МЧС Ленобласти и ЗАО «Искатель» (эта организация занимается достаточно специфическими работами, в частности очисткой акватории от взрывоопасных предметов). Первый же спуск принес удачу: это действительно был танк, стоявший на дне на глубине около 14 м на собственных гусеницах. Благодаря торчащим из кормовой части выхлопным трубам его первоначально опознали как советский быстроходный танк - БТ-7. Если судить по расположению объекта, перед затоплением танк шел перпендикулярно речному руслу от правого берега к левому. В результате течение реки шлифовало его левый борт, одновременно нанося холм из песка в гидродинамической тени у правого.

ПОДГОТОВКА

Для начала водолазам пришлось размывать донные отложения вокруг танка и значительный слой балласта на дне корпуса машины (нанесен за 65 лет через открытые люки). В общей сложности было удалено около трех кубометров песка. Причем если предыдущую найденную машину просто с помощью лебедок вытащили на берег, то в данном случае крутой склон и сплошная застройка вынудили отказаться от этого варианта. Пришлось обратиться за помощью на Невский судостроительный завод (НССЗ) с просьбой предоставить плавучий 16-тонный кран. Тросы для подъема опустили на дно, и водолазы пропустили их под осями ведущих и направляющих колес танка (случаи обрыва штатных буксирных крюков, изъеденных коррозией, уже бывали). В общей сложности подготовка заняла около двух недель. За это время водолазы провели под водой почти сутки. Но это и понятно: под толщей быстротекущей воды абсолютно простые и понятные операции оказались сильно растянутыми во времени.

ВОДОЛАЗНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Вы знаете, чем отличаются водолазы от дайверов? Водолазы не получают от погружений удовольствия. Тяжелая, кропотливая работа в нечеловеческих условиях - вот будни профессиональных ныряльщиков, а совсем не разглядывание стаек разноцветных рыб на Красном море. Из-за этого и такие отличия водолазного снаряжения от стандартного дайверского оборудования. Водолазы не плавают - ведь зачастую работа происходит при сильных течениях, в которых плавать невозможно. Например, на фарватере Невы, в месте, где лежал танк, скорость течения составляла 2 м/с - это 7,2 км/ч, помножьте на плотность воды и сопротивление человеческого тела в снаряжении, и вы поймете, что выгрести против такого паровоза совершенно невозможно. Поэтому на человека навешивается большое количество грузов, и надеваются тяжелые водолазные боты для уверенного хождения по дну. Плюс к этому полнолицевая маска, чтобы иметь возможность связаться с командой поддержки на поверхности и не опасаться за вырванную течением или замусоренную вторую ступень регулятора. Руки всегда должны быть свободны для работы. Поэтому никаких инфляторов, хайдовых головок и видеокамер. Все оборудование крепится на шлеме полнолицевой маски. Газовые смеси подаются с поверхности по шлангу из ресиверного баллона, подключенного к компрессору. За спиной у водолаза только маленький семилитровый баллон на случай поломки компрессора. Вторым шлангом подается питание для источника света, а третий служит для связи с руководителем спусков. Этот жгут из трех силовых кабелей (усилие на разрыв составляет более 500 килограммов) является страховочным концом водолаза, за который его поднимают на поверхность и который гарантирует, что человек не окажется по воле стихии под винтами проплывающего рядом танкера. Глубина залегания танка была всего15 метров, кажется, совсем немного. Но если помножить это на дикое течение, видимость до 40 сантиметров (когда все делается на ощупь), вертиго из-за отсутствия визуальных ориентиров, работу с илососной машиной и размывочным насосом, понимаешь, какой это титанический труд и какой мужество требуется, чтобы провести в таких условиях больше суток. Работа водолазов была выполнена на отлично, чем вполне можно гордиться. И по признанию руководителя водолазных спусков Айвара Степанова, команда совершала погружения с удовольствием.

КРАНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Стандартная методика использования плавучего крана на акватории предполагает подводку подъемного механизма буксиром на место проведения операции, его якорение и, соответственно, сами работы. В первый день именно так и пытались поступить. Но неустойчивая погода в верховьях Невы внесла свои коррективы. И тогда Айвар Степанов предложил новый план подъема танка без закрепления крана, по которому и действовали в дальнейшем.

Следующую попытку поднять танк предприняли 15 июня. Но когда кран уже стоял над танком, усиливающийся с каждой минутой ветер прервал операцию (к этому моменту Нева напоминала отрезок разбушевавшегося моря с белыми барашками пены на сизых волнах). Ветер окончательно стих только к вечеру. На следующий день солнце сияло посреди чистого небосвода, но, увы, к этому времени кран ушел разгружать баржу, накануне севшую на мель (скорее всего, ее просто сдуло с фарватера).

В итоге подъем начался туманным утром 17 июня. Водолазы снова спускались на грунт для прикрепления троса лебедки «Искателя» к лежащим на дне основным тросам («Искатель» не отдавал якорь и удерживался на месте работой винтов). Лебедка подняла тросы вертикально вверх, и они были зацеплены за внушительный крюк подошедшего подъемного крана (для гашения сопротивления ветровой нагрузке на нем закрепили специальный болван массой в одну тонну). При этом не имеющий собственных ходовых винтов кран мог перемещаться только с помощью скрепленного с ним буксира-толкателя «Шквал».

НА ПРЕДЕЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Вообще надо сказать, что операция по подъему танка была грамотно организована на всех уровнях: от Ладожского технического участка водных путей, обеспечивавшего управление движением по реке, не прерывавшимся, кстати, ни на минуту, до крановщика, оказавшегося на вершине этой пирамиды из людей и техники. Уникальность операции заключалась в том, что кран весом 50 тонн маневрировал малым ходом на расстоянии 2-3 метра от легкого водолазного бота. Малейшее неправильное движение - и бот или водолаз были бы раздавлены. Особую остроту моменту придавал и тот факт, что танк весил 10 тонн, а кран 16-тонный. То есть, учитывая вес песка в танке и необходимость оторвать танк от грунта, подъем проводился на пределе возможностей механизма. Как только кран приподнял танк над поверхностью дна, буксир застопорил машину, и вся связка тихо пошла по течению. Таким образом давление воды на танк было снято, и крановщик вновь начал подъем.

СЮРПРИЗ ИЗ ПРОШЛОГО

Как ни готовились к этому моменту, но все равно миг, когда башня показалась из воды, стал неожиданностью. И только спустя несколько секунд раздались крики и аплодисменты людей, наблюдавших за подъемом танка с борта кораблей и с берега. Крановщик дал стечь воде, и вот уже танк завис над настилом палубы крана. После проверили хронометраж по видеосъемке: чистое время подъема - 50 секунд.

После первичного осмотра на воздухе стало ясно, что поднятый танк даже более уникальный, чем считалось. Нельзя сказать, что у нас в стране изобилие БТ-7, но по всем музеям с десяток наберется. Поднятая же машина относится к предыдущей модификации БТ-5, к тому же, судя по всему, она прошла модернизацию после 1938 года. Обычных пятерок сохранилось всего три (по одному в подмосковной Кубинке - музее БТВТ, в Испании и Монголии), а таких версий просто больше нет. Одно плохо - серийный номер или документы машины найти не удалось, и поэтому часть, к которой был приписан танк, и фамилии членов экипажа остаются пока неизвестными.

ВНУТРИ ТАНКА

Первым внутрь танка забрался сотрудник МЧС Валентин Рыбаков. Оказалось, затвор орудия сохранил работоспособность, а в укладках стоят снаряды (на вид почти как новые). Реакция зрителей была весьма предсказуемой: «Наверное, и выстрелить можно!» Но меланхолично соскабливавший саперной лопаткой ил с башни сотрудник спецотдела милиции сказал в сторону: «Уже нельзя». Сказал тихо, но все услышали. Как выяснилось, снарядов было больше, чем положено, - 125 штук. Видимо, экипаж перед переправой запасся по максимуму. К сожалению, группа разминирования МЧС по прибытии на завод мгновенно изъяла для уничтожения все боеприпасы, включая действительно редкие образцы, которых нет и в коллекциях центральных музеев. С другой стороны, саперов тоже можно понять: при долгом контакте взрывчатки с металлом образуются неустойчивые соединения, детонирующие совершенно непредсказуемо. Прецеденты, увы, бывали...

P.S. Поднятый танк сохранился достаточно хорошо. Боевых повреждений нет, да и ржавчина не проела броню до дыр. После восстановительного ремонта на территории НССЗ он снова отправится в путь. БТ-5 предстоит стать пятой боевой машиной в коллекции музея «Прорыв блокады Ленинграда».

Уникальную историю создания, покупки и модернизации танка БТ-5 читайте в следующем номере.

Благодарю компанию «НИМАЛ»за предоставленную вспышку Ikelite DS 125, с помощью которой были сделаны фотографии экспедиции.

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования