Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ВОЗВРАЩЕНИЕ С ВОЙНЫ

ОКОНЧАНИЕ

БТ-5 - ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Витя ЛЯГУШКИН

Фото автора и Андрея АКСЕНОВА

АМЕРИКАНСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ НА СЛУЖБЕ КРАСНОЙ АРМИИ

В саундтреке (как теперь принято выражаться) классической советской комедии 30-х годов прошлого века «Волга-Волга» есть слова: «Америка России подарила пароход». В нашем случае речь пойдет не о пароходе, а о танке, который не подарили, а продали, но случилось это примерно в то же самое время.

ЗАПАД НАМ ПОМОЖЕТ

Эту пророческую фразу, вложенную Ильфом и Петровым в уста Остапа Бендера, не принято воспринимать в серьезном контексте. Но, похоже, великий комбинатор и не подозревал, насколько в данном случае он был прав. Дело в том, что в конце 1920-х годов армии ряда европейских государств, США и СССР, творчески переосмыслив опыт Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны в России (с участием множества иностранных «доброжелателей»), принялись готовиться к следующему масштабному конфликту (результаты предыдущих неоднозначно оценивались всеми заинтересованными сторонами). Но поскольку в СССР тяжелая промышленность тогда только создавалась, а конструкторских школ надлежащего уровня просто не было, то взоры больших начальников обратились к недавним противникам. И что же вы думаете? Несмотря на пропагандистский треск с обеих сторон о непреодолимых противоречиях между социализмом и капитализмом, отношения в военной сфере стали быстро крепнуть. В полном соответствии с передовой теорией Карла Маркса у представителей буржуазной науки принялись скупать лицензии, оборудование для производства и экспериментальные образцы военной техники.

Причем продавцов, кажется, совершенно не смущало, что это оружие может быть повернуто против них самих. Капиталист готов продать веревку, на которой его же повесят -так, кажется, было у классика. Происходящее взаимовыгодное сотрудничество, естественно, не описывалось в деталях на страницах газет, но и особой тайны тоже не представляло. По крайней мере, военные делегации ездили по странам и континентам совершенно открыто...

Предварительно объехав ведущие европейские страны, комиссия во главе с начальником «управления механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии» (ММ РККА) И.А. Халепским отправилась за океан, где и познакомилась с инженером Уолтером Кристи, строившим колесно-гусеничные экспериментальные машины с 1919 года (до этого он занимался тракторами). Его новейшая «Модель 1928» резко отличалась от современных ей танков огромными по тогдашним понятиям колесами и одной удивительной особенностью: для совершения скоростных маршей (мощный авиационный мотор обеспечивал невиданную удельную мощность более 30 л. с. на тонну) гусеницы могли сниматься и укладываться вдоль бортов. Привод от двигателя на задние ведущие колеса осуществлялся через шестеренчатые редукторы. Скорость машины при движении со снятыми гусеницами достигала 70 км/ч, что было втрое выше, чем у гусеничных конкурентов. Плавность хода обеспечивала пружинная подвеска колес, первая пара которых управлялась, как на автомобиле. По достоинству оценив революционный дизайн, комиссия немедленно начала переговоры о закупке прав на серийное производство, завершившиеся 28 апреля 1930 года подписанием договора, согласно которому U.S. Wheel Track Layer Corp. через четыре месяца после даты подписания обязалась поставить два танка усовершенствованной «Модели 1940» за $60 000, запчасти к ним еще на $4000, а также права на производство, продажу и использование танков внутри границ СССР сроком на десять лет за $100 000. Сам Кристи готовился выехать в Россию для помощи в организации серийного производства. Комплект чертежей новой машины американцы передали уже в августе, а вот с постройкой задержались, сдав машины вместо сентября только в самом конце года. Кроме того, вопреки договору танки не имели башен, что, естественно, было учтено при окончательном расчете: удалось сэкономить $25 000 народных денег. Кристи от такого поворота событий впал в пессимизм и отказался ехать в далекую страну, населенную жадными людьми. В общем, советским конструкторам в который раз пришлось обходиться без посторонней помощи.

ТАНКИ ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА

Прибывшим в СССР образцам техники были присвоены названия «Оригинал-1» и «Оригинал-II». Американские танки прошли испытания на полигоне под Воронежем, в ходе которых машины начали быстро осыпаться. Например, то и дело ломались кронштейны крепления колес, а во время движения периодически выбивало вторую и третью передачи. Достигнутые скорости тоже оказались существенно ниже заявленных. Не все ладно было и с управляемостью - на ровной дороге танк все время приходилось ловить рулем, а на неровностях баранку просто выбивало из рук водителя. Вскоре начались проблемы и с пуском двигателя - мощности аккумуляторов оказалось недостаточно, чтобы провернуть остывший мотор, и танки приходилось заводить с помощью буксира. В общем, все, как в той песенке про пароход. По крайней мере, тенденции верно подмечены. Тем не менее заключение по результатам пробегов было скорее положительным, и на повестке дня встал вопрос о начале серийного производства. Первоначально планировалось организовать выпуск машин на ленинградском заводе «Большевик», но к началу мая 1931 года Комиссия обороны (КО) СССР склонилась к решению в пользу Харьковского паровозостроительного завода (это предприятие на своей производственной базе могло изготовить практически весь танк). В серию запускалась точная копия американца, а все доработки должны были вноситься по ходу дела. Первые сто танков планировалось получить к середине февраля 1932 года, а к декабрю военные рассчитывали иметь уже две тысячи машин, получивших индекс «БТ» (быстроходный танк).

ЖИЗНЬ-ТО НАЛАЖИВАЕТСЯ

Преодолев целый букет технологических проблем, производство все-таки удалось наладить. С февраля 1933 года харьковские танки стали официально называться БТ-2 (название БТ-1 закрепилось за американскими оригиналами), к этому времени цеха покинули 600 машин. Одновременно с началом серийного производства на заводе был создан опытный отдел, участвовавший в испытаниях танков вместе с военной приемкой. КБ завода планомерно вело работу по устранению конструктивных дефектов и внедрению улучшений в производство. К осени 1932 года была разработана модификация БТ-3, чертежи которой полностью перевели из дюймовой в метрическую систему. Собственно, именно эта модификация дальше и выпускалась, но название почему-то не прижилось. БТ-4, наоборот, остался в числе опытных образцов. Его главным отличием была технология изготовления корпуса: сварка заменяла привычную клепку. Прогресс был налицо - если в 1931 году в КБ работало только 22 человека, большинство из которых не имели инженерного образования, то уже через год ситуация стала меняться в лучшую сторону. Более того, забегая вперед, хочу сказать, что именно конструкторы Харьковского завода всего лишь через семь лет создадут танк, ставший символом нашей Победы в Великой Отечественной, - легендарный Т-34.

КТО НАМ МЕЧ ПРОДАСТ, ТОТ ОТ МЕЧА И...

Но вернемся в начало 1930-х. Вскоре объем доработок позволил приступить к началу производства следующей модификации. Названа она была БТ-5. Переход на выпуск новой модели планировали осуществить 1 января 1933, но ХПЗ еще два с лишним месяца рассчитывался с долгами по БТ-2. Первые 50 экземпляров БТ-5 собирали под особым контролем, ведь они должны были стать участниками первомайского парада в Москве. Помимо множества улучшений в конструкции главным внешним признаком БТ-5 явилась эллиптическая башня с новой 45-мм пушкой 20К. Такая башня стала стандартной также для танков поддержки пехоты Т-26 и тяжелых бронеавтомобилей БА-3/-6. Танковый вариант орудия создали на основе противотанковой сорокапятки. Ее предшественницей, кстати, была крупповская 37-мм РаК 35/36, лицензию на которую СССР купил у немцев. Вся разница в том, что наши военные почти сразу потребовали увеличить калибр, а в вермахте она оставалась неизменной вплоть до 1941 года, когда и выяснилась ее полная беспомощность против новых русских танков. В общем, кто нам меч продаст, тот от меча и погибнет.

И вот еще характерная деталь: БТ-5 - первый из отечественных танков, на котором стали появляться радиостанции. Почти пятая часть машин была выпущена в варианте танков управления, а остальные получали радиостанции в ходе ремонтов и модернизации (правда, качество связи можно охарактеризовать как «тугое на оба уха»). Всего за два года выпустили 1884 танков БТ-5. В войсках они заслужили достаточно теплые отзывы, и в первую очередь из-за своей надежности. Кстати, популярные в те годы пробеги совершались и на танках. Например, в октябре 1933 года пять БТ-5 прошли на колесах 795 км от Харькова до Москвы за 57 часов (время движения составило 22 часа 53 минуты). Наконец-то можно было приступать к формированию крупных танковых подразделений механизированных корпусов, которые, придя на смену кавалерии, должны были сокрушать оборону противника и быстро прорываться в глубину вражеской территории.

ГРИМАСЫ КАПИТАЛИЗМА

Тем временем Уолтер Кристи не оставлял попыток заинтересовать собственное военное ведомство очередными клонами своей конструкции. Спустя некоторое время «Модель 1931» прошла исследования на полигоне в Форт-Беннинге и получила высокую оценку американских танкистов. Тем не менее департамент вооружений удалось раскрутить на закупку только трех Medium Т.З для дальнейших испытаний в пехотных частях и четырех Combat Car T.1 - в кавалерийских. В 1932 году отношения конструктора и военных чиновников, остававшиеся достаточно прохладными еще со времен Первой мировой, окончательно остыли. Таким образом, утратив последние путы реальности, бойкий разум изобретателя предложил совершенно футуристическую концепцию летающего танка, вообще не ограниченного в передвижении по земной поверхности. Подобно стаям саранчи, эти машины быстро перебрасывались по воздуху и наносили удар в совершенно неожиданном месте. Идея постепенно разделилась на два варианта. Согласно первому, танк оснащался приводом от двигателя к пропеллеру и съемными крыльями, а по второму - танк перевозился под фюзеляжем специального самолета-носителя и сбрасывался на относительно ровную площадку с малой высоты. Кристи даже построил концепт-кар из дюралюминия и стали, достигший на колесном ходу скорости 190 км/ч! Но финансовые трудности вновь заставили его пойти на сотрудничество с Советами и продать в Россию шасси и комплект документации следующей «Модели 1932». Возможность серийного производства в контракте не предусматривалась, машину брали именно для изучения новых достижений в конструкции различных агрегатов. Но именно эта сделка почему-то вызвала скандал в военном министерстве США.

Вероятно, тысячи серийных танков, отделенных океаном, выглядели не столь пугающе, как гипотетическая возможность перелетать на любые расстояния. Испытания на ХПЗ осенью 1932 года не выявили каких-либо особых технологических достижений, а изобретателей-экстремистов у нас и своих хватало. В общем, когда наркомвоенмор тов. Ворошилов обратился к председателю КО тов. Молотову за деньгами на покупку очередной «Модели 1933», ему было отказано.

РУСИФИЦИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ

Надо сказать, что БТ-5 в принципе мало чем отличался от своего заокеанского прародителя. Тот же корпус из плоских листов, скрепленных заклепками на каркасе из уголка, и клиновидная передняя часть. Вертикальные пружины подвески размещались между двойными бортами, причем внутренние стенки выполнялись из мягкой стали. Двигатель и КПП размещались в корме, выхлопные трубы блоков двигателя выводились через кормовой лист в общий глушитель. Кстати, БТ-5 остался в истории в том числе и как последний советский относительно крупный танк, оснащенный глушителем. Уже по опыту реальных боев этот элемент был признан слишком уязвимым элементом конструкции, требовавшим к тому же определенных затрат на свое изготовление. С танков, прошедших через капремонт, его, как правило, снимали, выводя выхлопные трубы по типу следующей модификации БТ-7 через крышу корпуса. Ходовая часть состояла из четырех сдвоенных катков на борт. К моменту начала производства БТ-5 удалось наладить штамповку колесных дисков, дававших ощутимый выигрыш по массе в сравнении с литыми дисками БТ-2. Многочисленные отверстия в бандажах колес служили для охлаждения резины, сильно гревшейся при движении на больших скоростях. Ее качество также оставляло желать лучшего, особенно в сравнении с американскими оригиналами, прошедшими без особых проблем более тысячи километров на испытаниях. Каждая гусеница состояла из 23 плоских траков и 23 с направляющим гребнем, за которые зацеплялись ролики ведущего колеса. Внешняя поверхность траков была гладкой, а роль грунтозацепа выполняли утолщенные петли. При переходе на колеса гусеница разбиралась на четыре секции, которые укладывались вдоль бортов. Тренированный экипаж из трех человек мог справиться с этой работой за полчаса.

ДЫХАНИЕ ВОЙНЫ

Танки БТ приняли участие во всех конфликтах 1930-х годов от Испании до Монголии. По иронии судьбы большая часть маршей в Европе совершалась на гусеницах, зато в Монголии, где дорожной сети в современном понимании нет до сих пор, танкисты проходили по 150 км в сутки в условиях сорокаградусной жары, используя колесный движитель. В целом же можно сказать, что техника не подвела, за исключением войны с Финляндией. В глубоком снегу БТ на гладких гусеницах оказались абсолютно беспомощными. Машины могли двигаться только по укатанным дорогам или по проложенной колее. В то же время война показала их надежность. 1-я ПТБР, основу парка машин которой составляли БТ-2 и БТ-5, сражавшаяся в сложных условиях, при полном отсутствии тягачей-эвакуаторов за все время боевых действий потеряла всего два танка! Поврежденные машины ремонтировались на месте или отправлялись в тыл на ремонт. Гораздо больше проблем доставлял выход из строя танков по техническим причинам ввиду их крайней изношенности. Это были жестокие уроки, а учиться нужно было очень быстро: большая война была уже на пороге.

ПОСЛЕДНИЙ В ПОКОЛЕНИИ

С начала 1932 года КО рассматривал вопрос о перевооружении БТ более мощным орудием. Одновременно конструкторы экспериментировали с различными типами двигателей, готовя замену устаревшему М-5. Совместная работа в итоге привела к созданию самой совершенной модификации БТ-7 (ее производство началось в конце 1935 года). Внешне корпус изменился незначительно, но теперь его детали соединялись сваркой. Двигатель М-17 при той же мощности имел на четверть больший крутящий момент, почти вдвое увеличилась и емкость топливных баков. С 1937 года на танках появились усовершенствованная коническая башня и мелкозвенчатые гусеницы. В том же году изготовили 155 артиллерийских танков БТ-7А с 76,2-мм пушкой КТ-28 в увеличенной башне. С конца 1939 года танки получили дизельные двигатели В-2, чьи прямые потомки с увеличенной втрое мощностью служат и сейчас на современных Т-72 и Т-90. Улучшения в конструкции танка в обратном порядке внедрялись и на предыдущих моделях БТ-2 и БТ-5 во время капремонтов.

В итоге к началу Великой Отечественной в войсках находилось примерно 5,5 тыс. БТ разных типов, значительная часть которых требовала проведения ремонта. Наряду с другими они-то и приняли на себя удар немецких танковых клиньев, подмявших под свои гусеницы всю Европу.

Большинство БТ было потеряно уже в первый год войны, всего несколько сотен дошли до победы, а до наших дней дожило меньше десятка быстроходных танков - БТ. Сейчас их стало на один больше...


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования