Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ТЕХНО И ЦИФРА СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛА

Станислав ФАРБОТКО
Инструктор СMAS*, мастер Scuba diver PADI, Adv.Nitrox, профессиональный оператор, фотограф и режиссер
Фото: Дмитрий ФРОЛОВ, Андрей ШПАТАК

ЧЕМ?

Наиболее удобными в использовании под водой стоит признать камеры фирмы Sony. Тем более что компания выпустила новый формат XDCam, принятый как стандарт для цифрового телевидения высокой четкости с этого года, и уже пользующийся огромным успехом почти два года формат HDVCAM, входящий в нашу повседневную жизнь как стандарт Full HD. Эта камера позволяет снимать повышенным качеством, максимально приближенным к 35-мм кинопленке. У нее очень широкий динамический диапазон, большой цветовой охват, высокое разрешение и высокая четкость, что позволяет добиться практически фотографической стоп-кар-тинки. Для этих камер выпускается много боксов. В частности, их делают фирмы Amphibico (Канада), Ikelite (наиболее доступная на сегодняшний день по соотношению цена - качество; их интересы в России представляет компания «Ни-мал»), BlueFin и Light & Motion. Максимально высокое качество у боксов Sea&Sea - они удобны, качественно сделаны, у них большое количество возможностей подключения различных аксессуаров, дополнительных устройств, объективов, насадок. Правда, многих останавливает высокая цена. Но боксы Sea&Sea того стоят. Ими торгует компания Union, она же представляет интересы очень известной фирма Scubapro.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и камеры предыдущего поколения в формате DVcam. Это формат, родившийся из формата мини-DV (любительский) . Здесь присутствует повышенная скорость движения ленты, за счет чего минимализирована возможность выпадения кадров. Такой формат обеспечивает высокое качество съемки и на сегодняшний день считается самым распространенным как в повседневной жизни, так и в профессиональной, телевизионной. Если вы сняли какой-либо интересный материал в формате DVcam, то любой из телеканалов его примет для дальнейшего использования. К формату DVcam существует большое количество магнитофонов и камер. В последней моей поездке камеры SONY DVCAM PD-100 и PD-170 показали, что для телевидения и многих других задач при грамотном использовании они просто замечательные и надежные лошадки!

Помимо упомянутых ранее, на сегодняшний день на рынке представлены боксы фирм Aquatica, Epoque, Inon, Mb Sub, Sealux и Subal. Всеми этими боксами торгует компания «Нимал». Там грамотный персонал, который поможет и подскажет, под какую камеру какой бокс необходимо приобретать, какие существуют аксессуары. Цены вы можете посмотреть на их сайте. Если у них в данный момент нет в наличии того или иного бокса, то вам его закажут и привезут.

Под серию камер HDR-FX7 и HDR-VIU фирма Ikelite представляет очень интересные видеобоксы. Это цилиндрические модели, достаточно удобные в эксплуатации, легкие, прозрачные и в случае чего «на коленке» ремонтируемые. Стоит отметить, что очень многие против прозрачных боксов. Считается, что если вы положите такой бокс на солнце, то он запотеет. Так не кладите бокс на солнце! Зато вы видите все, что у вас происходит внутри, особенно если ваш бокс начинает подтекать. Конечно, сомнительное удовольствие увидеть аквариум внутри бокса - но между тем на начальном этапе погружения камеру можно спасти! И немаловажный аспект: вес бокса - груз в самолет нынче дорог!

ДОСТУПНЫЕ БОКСЫ И ДОСТУПНЫЕ КАМЕРЫ

Самые дешевые боксы - для любительских камер. Зайдя на сайт производителя, например www.sony.ru, вы можете увидеть весь спектр камер, представленных в России. Еще существует формат Digital 8, так называемый упрощенный формат, или удешевленные камеры. Если вы очень редко ныряете, один-два раза в год, и не собираетесь использовать камеру нигде, кроме как под водой, то можно остановиться на Digital 8, которые, хотя и сняты с производства, но еще продаются в России.

Еще у Sony есть формат mini DV- в нем представлены суперкомпактные видеокамеры DCR-HC27E (под них существуют соответственно боксы), а также достаточно профессиональная в этой серии DCR-VX2100E. Ее аналог - камера PDS170, это профессиональный формат DVcam.

Существуют видеокамеры, снимающие прямо на DVD-диск. Такие видеокамеры позволяют выполнять непосредственное воспроизведение на проигрыватель DVD без дальнейшей обработки или перегона с пленки. В этом диапазоне представлены максимально высокого класса камера DSR-DVD508E и минимальная камера DSR-DVD106E. Под них тоже существуют боксы.

Сейчас компания Sony перешла на так называемую твердотельную видеокамеру с HDD (hard disc drive), т. е. встроенный в винчестер жесткий диск позволяет записывать напрямую на винчестер и в дальнейшем снимать информацию с него как с обычного винчестера, подключив его к компьютеру. Максимально возможная в этом диапазоне камера - DCR-SR300E, минимально возможная - DCR-SR42E. Под все эти камеры существуют боксы всех фирм.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

В профессиональном диапазоне на сегодняшний день представлены камеры серии Z1: камера HR-VZ1E (HDV DVcam DV компактная цифровая ком-кордовая (ручная камера, которая не кладется на плечо) видеокамера): HRV А1Е - ее более компактный вариант (од-номатричная, там установлена CMOS матрица); PMV-EX1 - новый формат XDcamEX с разрешением 1900 на 1200 точек на дюйм. Это новинка, которая только сейчас выходит и, о счастье, уже продается самым наиофициальным дистрибьютором Sony компанией Ovako с сайтом ovako.ru, и это чудо называется SONY PMW-EX1 - эту камеру Sony представляет как камеру будущего, которую используют даже для съемок большого кино! И кстати, не надо сбрасывать со счетов появление суперкомпактных HD камер - маленькие-то они маленькие, но качество отменное!

КАК ВЫБРАТЬ?

Как правило, при выборе камеры стоит обозначить задачу, которую вы собираетесь решать с помощью данного оборудования. Если стремитесь в будущем создавать высокопрофессиональные фильмы, использовать их не только для частного просмотра, но на оборудовании, предназначенном для FullHD ready, - это могут быть как видеопроекторы, так и плазменные панели, - то следует остановиться на серии камер HDV или XDCAM.

100 И ГЛУБЖЕ

Начнем с того, что технодайвинг -это по природе своей не дешевое развлечение. Значит, люди могут позволить себе достаточно дорогие боксы. Про Ikelite забываете сразу, потому что там предельная глубина - 60-70 метров, дальше его просто может раздавить. Это либо боксы Amphibico, либо Sea&Sea. Или боксы немецких фирм Subal и Sealux, которые ставят очень хорошие стеклянные линзы, а не пластмассовые, как в Ikelite. Картинка получается совершенно другого качества. Но есть свои минусы. Если ударить пластмассовую линзу обо что-то на рэке, то просто останется царапина. А вот если ударить стеклянную линзу, существует вероятность того, что она разорвется. Поэтому надо очень аккуратно использовать камеру, особенно лазая по рэкам, работая на больших глубинах.

Для технического дайвинга лучше использовать боксы с минимумом электроники - в случае гибели камеры бокс, набитый кучей электроники, наверняка закончит свое существование. Боксы фирмы Amphibico хороши тем, что у них электроника в ручке, существующей как отдельный девайс. Если камера взрывается и электроника гибнет, то ручку можно заменить, а на боксе остаются все запасные кнопки, которые дублируют механические функции.

Sea&Sea наиболее электронно «навороченный» бокс, поэтому, несмотря на свою высокую стоимость, надежность, великолепное качество, эргономич-ность, для технодайвинга это вещь на грани риска. Если он серьезно протекает, то электроника гибнет, а стоимость электроники очень немаленькая. Хороши боксы с механическими кнопками. Это серия боксов от Light&Motion либо Amphibico ну и некоторые модели от Sealux и Subal.

Тут есть одно маленькое «но». Надо отдавать себе отчет, какую задачу ты преследуешь под водой. Если собираешься что-то снять по ходу дела, так, чтобы это не мешало дайву, надо понимать: хороший бокс в полном комплекте - это 10-12 кг. И таскать его - сомнительное удовольствие. Если вы не профессиональный оператор, то лучше не «заморачи-ваться» на дорогих, серьезных камерах. Нужны боксы серьезного производителя, но для камеры попроще.

Кстати, для технодайверов видеосъемка гораздо интереснее, чем фото. Ведь видео можно использовать не только для создания каких-то красивых фильмов. В любом серьезном спорте видео -это возможность контроля собственных ошибок, что в технодайвинге весьма актуально. В этом случае камеры высокого качества особо не нужны.

MAX

На боксах чаще всего написан метраж погружения, который берется обычно с запасом в 30-40 процентов. Например, если Sea&Sea пишет: 100 метров гарантировано, то этот бокс держит 130-140 метров. Если Ikelite пишет 60 метров -значит, это метров 75-80. На сегодняшний день максимальные по глубине боксы - Subal, Sea&Sea и Amphibico, они заявляют 120 метров. На деле получается где-то 150-160 метров. Но в принципе, если очень аккуратно использовать бокс... Кстати, был случай с Михаилом Сафоновым - в одной из поездок у него взорвалась линза, и весь остаток погружения он плавал с голой камерой в руке, выдернув ее из бокса, потому что камера уже погибла. У одного из лучших операторов России Вадима Шестаченко вроде есть такой замечательный кадр: плывет Миша Сафонов, и у него в руке голая камера, надетая на перчатку.

Имейте в виду, рассказы о том, что протекшую камеру можно восстановить, -это легенда. Если камера что-то еще и смогла доснять, то считайте, вам сильно повезло. Если она встала, то все - эту камеру можно поставить на полку в качестве сувенира. Их не берут в ремонт, а если и берут, то заявляют замену всех «потрохов», что равно приблизительно стоимости новой камеры. Современные электронные системы настолько точны и прецизионны, настолько тончайшие у них платы, что если их касается морская вода, а это фактически щелочь из аккумулятора, то все, конец камере.

КЕЙВ-ДАЙВИНГ

Для кейв-дайвинга лучше всего выбирать маленькую камеру с дополнительной автоматической защитой передней линзы. В пещере всегда существует опасность - либо камень упадет, либо вы сами обо что-нибудь камеру стукнете. Если бы я совершал такое погружение, то брал бы с собой минимальную камеру, размером с записную книжку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Видеокамеры фирмы Sea&Sea и Light&Motion с дистанционным управлением открывают новые возможности для съемок на технических глубинах. Всеми функциями камеры можно управлять с помощью пульта с дисплеем на борту ко раб-ля. Сигнал передается по шнуру длиной до 120 метров. Задача дайвера - направлять камеру в нужном, интересном направлении. А всеми действиями, как-то: экспозиция , старт-стоп камеры, старт-стоп света -управляет человек на борту. Может получиться очень интересный вариант.

УХОД

Не стоит сразу покупать дорогущую видеокамеру или бокс, да к тому же, не поэкспериментировав с ним в бассейне, с разу ехать нырять в то или иное море. В опытных руках такое, может, и пройдет, а вот если человек первый раз взял в руки камеру-хорошо если просто получится не очень качественно. А некоторые даже не удосуживаются элементарно прочитать инструкцию, чтобы понять, как правильно пользоваться аппаратурой, что открывать, что смазывать... Многие очень любят использовать силикон, который идет в комплекте с камерой, как герметизирующую смазку. Это совершенно неверное решение, потому что силикон всего лишь размягчает резинки, делает их более эластичными, чтобы они грамотно обжались и не пропускали воду.

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО

Вообще-то, очень обидно, когда смотришь материал человека, который был рядом, и у него все OK! А у вас... Так учитесь, дамы и господа! Читайте литературу и нарабатывайте опыт! Помните, что от техники, конечно, многое зависит, но в неумелых руках она кусок пластмассы! Я думаю, что у опытных профессионалов всегда можно взять серию уроков по съемке - ведь вы же не сразу, как надели снаряжение, стали дайверами!? Когда вы пройдете обучающий курс, вы с удивлением поймете, как очень сложные вещи, требующие, по вашему мнению, кучу дорогущей аппаратуры, можно просто и легко решать тем, что у вас уже есть! Не торопитесь приобретать все по каталогу от сих до сих - стать филиалом магазина, конечно, приятно, а вот потом куда это все девать?!

Успехов вам и удачных кадров!

Другие очень важные темы - свет, монтаж и т. д. - оставим для отдельного большого разговора на страницах журнала DiveTek.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования