Интервью с героем
В последнее время, уже после уникального погружения на Северный полюс, Анатолию Михайловичу Сагалевичу начали вручать самые престижные отечественные и мировые звания и награды чаще, чем выходит в свет журнал DiveTek. Поэтому мы, не поспевая за миром, чествующим своего героя, решили объединить три последних по времени награждения и попросили Анатолия Михайловича рассказать о том, как это происходило.
DT. Начнем в хронологическом порядке - со звания «Искатель приключений года». Когда и как это происходило?
А.С. В конце сентября я делал в лос-анджелесском Клубе искателей приключений (Los Angeles Adventurers' Club) доклад, который был очень хорошо принят членами клуба - а это космонавты, исследователи глубин и выдающиеся ученые. Во время обсуждения один из американцев с трибуны сказал, что русские сделали такое, что может быть повторено только тогда, когда растает лед на Северном полюсе. Когда я уже вернулся в Москву, вице-президент клуба Пол Айсли написал, что меня избрали «Искателем приключений года» (Adventurer of the Year). Этот приз вручается очень редко, далеко не каждый год. Первым обладателем такой награды стал Джон Глен, совершивший на корабле «Меркурий» первый в США орбитальный полет (1962 г.), вторым - Нейл Армстронг - член экипажа корабля «Аполлон-11», первый человек, ступивший на Луну (1969 г.). Ваш покорный слуга стал третьим человеком в мире, которому вручили такой престижный приз. Как мне потом сообщили, на это звание было три кандидата. И за меня проголосовало 78 процентов от общего числа голосующих, членов этого клуба.
Анатолий Сагалевич стал третьим обладателем приза «Искатель приключений года» (Adventurer of the Year) за 46 лет его существования.
20 декабря 2007 года состоялось вручение приза «Искатель приключений года». На специальном ужине человек на четыреста, устроенном в честь этого события, президент клуба Роберт де Мот и вручил мне этот приз. Потом был сборный концерт, на котором я сам спел несколько песен и тут же получил приглашение на следующий год дать свой сольный концерт.
DT. А как вы получали медаль «Герой России»?
А.С. Вручение было приурочено к Дню защитника Отечества и состоялось 21 февраля этого года. А сам указ вышел 9 января.
Мы погрузились 2 августа, документы были поданы где-то в сентябре, и вот весь этот период - октябрь, ноябрь, декабрь - они где-то там ходили, готовились. 9 января я отдыхал под Москвой с женой и внуком, и вдруг раздался звонок по мобильному телефону. Это был Артур Чилингаров. «Я тебя поздравляю», - сказал он. Я ему в ответ: «Я тебя тоже поздравляю». - «С чем?» - «Ну как с чем? С Новым годом». - «А я тебя с Героем России поздравляю. Вот у меня в руках указ, который подписан Путиным».
Вручение происходило в Екатерининском дворце Кремля. Все было торжественно. Мы, три героя - Чилингаров, Евгений Черняев и я, сидели в первом ряду. Здесь же присутствовал Владимир Груздев, которого наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» Ш степени. Два иностранца - Фредерик Паулсен и Майк Макдауэлл - получили орден Дружбы. Вручал награды лично Владимир Путин. Чилингаров мне сказал, что Путин вообще впервые вручал награды иностранцам. До сих пор этого не было, то есть награды, конечно, были, но вручал их кто-то еще от имени президента.
Все мы выступали с трибуны. Макдауэлл очень хорошо говорил о том, что он давно дружит с нами, с Академией наук. Он дал очень высокую оценку нашей работе, заметил, что мы лучшая в мире подводная команда. Паулсен больше говорил о своих делах, о клинике по повышению рождаемости.
Потом состоялся небольшой фуршет, на котором я перекинулся парой слов с Владимиром Владимировичем.
DT. Последним по времени стал приз Уильяма Биба, который вручается американским Клубом исследователей (Explorers' Club) раз в четыре года?
А.С. Да. В декабре, когда я выступал в «Клубе искателей приключений», позвонил Дон Волш и сообщил, что меня выдвинули на приз Уильяма Биба. Наверное, не все в России знают, кто такой был Уильям Биб. Это первый глубоководный исследователь, опустившийся на глубину более 900 метров. Вместе с Отисом Бартоном в 1934 году он погрузился в батисфере на тросе на глубину 923 метра недалеко от Бермудских островов. Тогда еще не было фотоаппаратов, которые можно было бы взять внутрь сферы. Электрических вспышек тоже не было - только пожароопасные магниевые. Вообще ничего не было, чем можно было бы снимать под водой. Уильям - биолог, и целью его погружений было проведение биологических наблюдений. То, что видел под водой, каких животных наблюдал, он наговаривал в микрофон. А секретарша наверху на основании его рассказов одновременно рисовала этих животных - какие у них щупальца, как они расположены, сколько их: И это была классика, которая осталась в анналах науки - то, что тогда было зарисовано, практически один к одному совпало с тем, что позже удалось сфотографировать или поднять со дна. Настолько точно Биб все описал.
И вот в честь Уильяма Биба и был учрежден приз, вручающийся Клубом исследователей раз в четыре года. Это красивая грамота, на которой написано, что приз вручается за выдающийся вклад в глубоководные исследования океана, а мне там еще сделали приписку: «за исследования Северного полюса, за первое в истории погружение на Северном полюсе».
Клуб исследователей прислал нам специальные приглашения с полной оплатой и перелета, и проживания. На вручении, 15 марта этого года, собрались мои старые друзья. Я был рад встрече с Сильвией Ерл. Она очень известная биологиня, тоже исследовательница глубин, у нее около шести тысяч подводных часов. Сильвия ныряла в свое время и с аквалангом, ходила на подводных аппаратах. Я сказал небольшую речь. Суть ее состояла в следующем: сейчас имеется большое количество разнообразных технических средств, сотни телеуправляемых автономных и подводных аппаратов, но ни одно из них, и это мое твердое убеждение, не заменит человеческого глаза под водой, так же, как компьютер никогда не заменит мышление выдающегося шахматиста. И это действительно так.
Приз Биба мне вручал известный инженер, глубоководный исследователь Грэхэм Хаукс. Он, вообще говоря, создал много интересных аппаратов. И сейчас заканчивает строительство одноместного аппарата, который должен пойти в Марианскую впадину. Выполнен он в виде торпеды, в нем исследователь лежит. Дна впадины Хаукс предполагает достичь за полтора-два часа, то есть аппарат будет идти на большой скорости. Грэхэма я знаю, наверное, лет 35. Мы старые друзья. Когда мы встретились, он сказал: «Анатолий, я буду тебе вручать приз». Потом меня поздравил президент клуба Даниэль Бенетт. После этого нас, участников погружения на Северном полюсе, вызвали на сцену и вручили памятные доски. Мы же в свою очередь вручили Клубу исследователей флаг, который брали с собой на дно. Мы на нем расписались. Этот флаг под номером 42 будет висеть в ряду других почетных флагов Клуба исследователей. Там есть флаг и с Луны, который Нейл Армстронг привез. Висит флаг Амундсена, который он брал с собой на Южный полюс, флаг с Эвереста, много флагов, побывавших в космосе с космонавтами. Также флаг Роберта Баллада с «Титаника» - он же первый опустился на «Титаник» в 1985 году.
Дон Волш, когда мы с ним расставались, сказал: «Увидишь президента Путина, скажи ему - то, что вы сделали, получило мировое признание.
Слева направо: легендарный Дон Волш, Анатолий Сагалевич и Мартин Кляйн, знаменитый изобретатель локатора бокового обзора
Клуб исследователей Explorers Club (USA)
Основанный в Нью-Йорке в 1904, Клуб исследователей продвигает научное исследование земли, моря, воздуха, космоса, поддерживает исследования и образование в физических, естественных и биологических науках. Члены клуба везде были первыми: первые на льду Северного полюса, первые на Южном полюсе, первые на вершине горы Эверест, первые в самом глубоком месте океана, первые на поверхности Луны, первые на дне Ледовитого океана, в точке Северного полюса:
http://www.explorers.org