РЕКОРДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ДАЙВИНГЕ
Как вы считаете, нужны ли рекорды в техническом дайвинге? Не следует ли нам последовать примеру Книги рекордов Гиннесса, которая не регистрирует рекорды, связанные с риском для жизни, и не провоцировать наиболее экстремально настроенную часть дайв-сообщества на безумные погружения?
Дмитрий ОРЛОВ - TDI
Конечно, нужны! Рекорды нужны и в спорте, и на земле, и в небе, и под водой. Рекорды расширяют наши знания о возможностях и силах человека, увеличивают наш кругозор, вдохновляют на самосовершенствование и возбуждают любопытство. Но рекорд - это не безумие, а труд, упорство и смелость, поэтому высоких результатов в любом деле достигают подготовленные и разумные спортсмены, а не безумные «чайники». Почему-то физкультурникам-любителям не приходит в голову заявить рекорд мира или страны по марафонскому бегу или по штанге без должной подготовки, а рекорд по глубоководным погружениям кажется доступным. Это - невежество, с которым должны бороться все профессионалы, заинтересованные в развитии и продвижении технического дайвинга как безопасного и увлекательного вида спорта и отдыха.
Сергей ГОРПИНЮК - IANTD
В техническом дайвинге могут быть очень разные рекорды. Какие-то будут бессмысленным риском, а какие-то являются результатом серьезной и сложной работы.
На мой взгляд, основная проблема рекордов глубины - это несоизмеримая разница между сложностью дороги «туда» и дороги «оттуда». Любой дайвер может нырнуть на 300 метров, но многие ли из них смогут вынырнуть?
Думаю, рекорды глубины, а особенно рекорды глубины на воздухе, имеют очень много общего с русской рулеткой - разница лишь в количестве патронов.
Другое дело - рекорды, связанные со сложной работой под водой. Например, прохождение пещер, исследование штолен, описание рэков, изучение глубоководной флоры и фауны и т. д. В этих областях огромный простор для творческих достижений.
Борис ЭЙДИС - КМАС-КПДР
Вопрос не простой. Можно, конечно, не регистрировать рекорды. Только де-факто они все равно будут существовать. И все равно о них все будут знать. С другой стороны, корни обсуждаемой проблемы лежат отнюдь не в самом техническом дайвинге, а, как это ни странно, в рекреационном. Попробую объяснить свою позицию.
Технический дайвинг подходит наиболее серьезно как к дайвингу в целом, так и к вопросам безопасности в частности. И это не случайно. Технические погружения требуют не только другого снаряжения, но и другого осмысления процесса как такового. И чем выше поднимается человек по ступенькам технического мастерства, тем меньше «экстремизма» в нем остается. Понятно, что полностью свести риски на нет никогда не получится, но все же при планировании и проведении истинно технических погружений доминирует трезвый расчет и нет места безумству и авантюризму. Подчеркиваю, «истинно». Потому что многое из того, что мы все видим на сегодняшний день, является псевдотехническим и к настоящим техническим погружениям не имеет никакого отношения. Быть, вернее, казаться, техническим дайвером на сегодня в России стало модным. Некоторые даже проходят «технические» курсы. И вот «технический» дайвер готов! И все у него готово, кроме головы. Потому, что давно усвоенные догмы о безопасности дайвинга, как среднее между бильярдом и боулингом, так и остались жизненными принципами. Именно среди таких «технодайверов» совершаются безумные поступки.
Наша страна, наверное, единственная в мире, где количество «технодай-веров» уже превысило количество рекреационных. Наверное, это «болезнь роста» отечественного дайвинга, и в скором времени у нас будет то же самое, что во всех остальных странах, где количество технических дайверов составляет считанные проценты от всего дай-верского сообщества.
Григорий ЧЕРЕПОВ - NAUI
Пока люди плавают, ныряют, бегают, прыгают, летают, ходят и ползают, всегда найдется кто-то, кто будет пытаться сделать это быстрее или дальше, чем остальные. Это свойство природы человека, и бороться с этим бессмысленно. Но одно дело, когда рекорд пытается установить профессиональный спортсмен, имеющий соответствующую физическую и психологическую подготовку, а также профессиональную команду поддержки, и совсем другое, если за рекордом устремляется любитель (в лучшем случае инструктор), который к этому в прин -ципе не готов. Кроме того, надо отметить, что такие «любители», как правило, не претендуют на мировые рекорды, а стремятся установить или побить свое личное достижение (или достижение соседа по каюте). В подобном случае человека можно понять при условии, что его погружение находится в рамках здравого смысла (достаточная подготовка, адекватное снаряжение, соответствующая команда и т. д.). Другими словами - любое личное достижение (для любителя) может иметь ценность лишь настолько, насколько его обладатель адекватен и разумен. К примеру, трудно назвать разумным или адекватным человека, который погружается на сто метров с одним баллоном на воздухе.
Регистрировать или не регистрировать рекорды? Вопрос, на который может ответить лишь конкретный регистрирующий орган. Если есть тема, всегда найдутся люди, готовые ее поддержать. Откажется регистрировать одна организация, возникнет другая, которая это сделает. Важнее выработать определенную общественную позицию в отношении подобных «достижений.
Сергей ЧЕРКАШИН - PSA
А для чего люди вообще идут на рекорды? Кто-то скажет: чтобы познать себя, определить границы своих возможностей. Чушь собачья! Чтобы показать себе и окружающим, что ты можешь то, что недоступно другим! То есть нормальные человеческие амбиции. И нет тут ничего противоестественного. Это стремление к первенству заложено на уровне инстинкта. А потому - будете вы регистрировать эти рекорды или, наоборот, преследовать за такие попытки, - ничего не изменится.
Люди будут стремиться удовлетворить свои амбиции. Только кто-то выберет для этого участие в чемпионате по плевкам арбузными семечками в длину, а кого-то потянет на экстрим. И дело тут даже не в эффектности самого действа, ей-богу, манипуляции с арбузами куда как зрелищнее, чем какая-то малопонятная суета на берегу с последующим исчезновением главного героя на несколько часов под водой и радостная встреча еле живого организма на поверхности. Каждому - свое.
Я лично ничего не имею против рекордных погружений. Я только призываю, нет, кричу во всю глотку, что это должно быть осознанное решение, основанное на знании вопроса, опыте, навыках и много на чем еще:
В любом случае, глубоководные рекордные погружения в автономном снаряжении - это «русская рулетка». Я уже писал об этом, а потому повторюсь: только от вас зависит, сколько боевых патронов вы заложите в барабан, только вы сами его крутанете, но остановит его все-таки судьба. И это надо иметь в виду, то есть осознавать! А иначе - помимо арбузных семечек есть еще масса не менее увлекательных мероприятий.
Денис ШЕРЕМЕТОВ - SSI
Если рассматривать понятие «рекорд» как личную мотивацию дайвера, то однозначно не нужны. Есть такие люди, которым, чтобы было интересно жить, надо обязательно в чем-то соревноваться. Часто стремление достичь собственных целей и рекордов значительно опережает прогресс в уровне подготовки и степени оснащенности. Тогда-то и появляется опасность. Люди начинают просто нырять - без должного обучения, опыта и снаряжения. Если при этом получается вынырнуть живым и здоровым, то рождается иллюзия, будто подобные погружения менее опасны, чем предполагалось.
Пожелание журналам: не пишите об идиотских поступках, но обязательно расскажите читателям о новых исследованиях, интересных проектах и подтвержденных достижениях.
Андрей ШУЛЯР - ANDI
Мне приходилось участвовать в одной из попыток установления рекорда мира. Было задействовано четыре группы суппортов, человек двенадцать обеспечения на поверхности, два судна и заготовлена барокамера... на случай неудачи. Попытка не удалась - достигнутая глубина была хоть и большой, но не рекордной. При этом возникла проблема у устанавливающего рекорд водолаза. И несмотря на то, что все кончилось более или менее благополучно, реакция была однозначна: оно того не стоит. Мне пришлось провести пять часов кислородной декомпрессии с пострадавшим, так как у меня не было декообязатель-ств и был некоторый опыт - так что выдалось время подумать и проанализировать ситуацию. Рядом со мной находился человек, который рискнул поменять все на славу и известность. Если бы только так, я бы не понял его, но поскольку я его хорошо знаю, единственное, что его оправдывало в моих глазах, - его эгоизм. Ничего нет более весомого в аргументировании таких рекордов, кроме эгоизма. Это можно не принимать. Можно с негодованием порицать, но при всем при этом - приходится уважать.
Алексей ГЕРАСИМОВ - PADI
Мне кажется, и обсуждать тут нечего. Рекорды ценой человеческих жизней, да еще и те, которые провоцируют других на подобные «подвиги», способны не только пошатнуть имидж дай-винга как сравнительно безопасного вида отдыха, но и негативно повлиять на весь дайв-бизнес. Технический дайвинг позволяет нам расширить границы, доступные для любительского дайвинга. Обратите внимание: несмотря на достаточную сложность нарабатываемых навыков и большой объем сопутствующих знаний, расширение границ происходит довольно безопасно, в том числе и с физиологической точки зрения.
Вряд ли возможно остановить тех, кто считает, что он способен бросить вызов бездне. В этом случае покорению глубин должна предшествовать серьезная исследовательская, а затем и подготовительная работа коллектива единомышленников, направленная на достижение единственного результата - абсолютной уверенности в своей правоте и абсолютной безопасности предполагаемого погружения.