Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


МИФ, ЛОЖЬ И ИСТИНА

ПОТЕРИ СОВЕТСКОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(03.09.1945 - 25.09.1991)
ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Начало смотри DiveTek N5[25] 2007, DiveTek N6[26] 2007, DiveTek N1[27] 2008)

Владимир РЕЗВАН

Через год после гибели «С-80» произошла самая крупная по числу жертв трагедия отечественного подводного флота. Одновременно две торпедные ДЭПЛ послевоенной постройки - «Б-37» проекта 641 и «С-350» проекта 633 - затонули у пирса в Екатерининской гавани военно-морской базы (ВМБ) Полярный 11 января 1962 г. (по другим данным - 11 февраля 1962 г.) от взрыва торпедного боезапаса, произошедшего в 08.22 (по другим данным - в 08.25). ПЛ «Б-37» вступила в строй 5 ноября 1959 г. и в 1959-1962 гг. находилась в составе СФ. В день своей гибели субмарина стояла у пирса в Екатерининской гавани базы поселка Полярный, экипаж проводил плановый осмотр и проворачивание оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Внезапно на лодке возник очаг пожара, который в считанные минуты вызвал взрыв боевого отделения торпеды, от которого сдетонировал весь боезапас из 11 оставшихся торпед. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Почти весь экипаж «Б-37» (78 человек) погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. Из всего экипажа в живых остались командир лодки, капитан 2-го ранга Анатолий Бегеба, находившийся на пирсе (взрывом первой торпеды его сбросило в воду), и командир БЧ-5 капитан 3-го ранга Генрих Якубенко, вызванный в штаб базы. Вторым корпусом к «Б-37» стояла ПЛ «С-350» проекта 633. После взрыва в прочном корпусе первого отсека «С-350» образовалась трещина, и отсек стал быстро заполняться водой. На «С-350» погибло 11 человек (включая четырех курсантов). В результате взрыва погибли 33 моряка, занимавшихся на расположенном вблизи пирса строевом плацу.

Спасательные работы проводились силами АСС СФ в течение 22 суток. Полузатопленные лодки подняли на поверхность, установили в носовых отсеках глухие заглушки и отбуксировали в док. В результате работы правительственной комиссии однозначно установить причину взрыва не представилось возможным. Были выдвинуты две версии трагедии. По одной из них причиной взрыва мог быть случайный выстрел при разряжении оружия сменившимся вахтенным по охране корабля. Однако более вероятной предпосылкой считается проведение с торпедой нерегла-ментированных ремонтных работ, вероятно, с использованием открытого огня (паяльной лампы). Возможно, катастрофа произошла из-за дефекта торпеды (при погрузке торпед на «Б-37» - на одной из них была повреждена боевая часть), которая воспламенилась при производстве сварочных работ в первом отсеке. Кроме того, высказывалось предположение, что причина взрыва - пожар, вызванный самовозгоранием патронов регенерации. По мнению А.С. Бегебы, причиной трагедии стал: Карибский кризис, так как «все лучшее погрузили на лодки, которые ушли в Атлантику на Кубу. А нам - второму эшелону - сбросили просроченное торпедное старье, все, что наскребли в арсеналах: Обычно стеллажные торпеды содержатся на лодках с половинным давлением в баллонамх. А нам приказали довести до полного - до двухсот атмосфер», которое, видимо, и «выбило донышко старого баллона: Воздушная струя взрезала обшивку торпеды. Тело ее было в смазке. Под стеллажами хранились банки с «кислородными консервами» - пластинами регенерации. Масло в кислороде воспламеняется само по себе: Скоротечный и мощный разогрев. Потом взрыв. Сдетонировали все двенадцать торпед:»

Какова бы ни была истинная причина возгорания, в результате произошедшего в носовом отсеке «Б-37» по неустановленной причине взрыва торпедного боезапаса, разрушившего эту ПЛ, погиб практически весь экипаж этой субмарины, а также часть экипажа стоявшей рядом «С-350», которая была сильно повреждена. Общее число жертв составило 122 человека, в том числе 78 на «Б-37» и 11 на «С-350». На «С-350» погибших могло бы быть значительно больше, но замполит этой ПЛ успел задраить люк между вторым и третьим отсеками, что спасло большинство личного состава этой субмарины и дало им возможность выйти наружу через люк седьмого отсека. «Б-37» не подлежала ремонту, а «С-350» удалось восстановить, и 2 ноября 1966 г. она была передана в состав ЧФ, где ее дооборудовали для проведения специальных гидроакустических исследований и 3 августа дали новое наименование - «СС-350». Эта субмарина была исключена из состава ВМФ 9 июля 1982 г. (по другим данным - 22 июля) и 1 октября этого же года расформирована, но часть корпуса сохранилась - ее установили в Феодосии и использовали в качестве учебно-тренировочного судна «УТС-350», пока не разделали на металл в 1990-х годах.

ТТХ большой торпедной ДЭПЛ проекта 641, к которому относилась «Б-37»: водоизмещение нормальное надводное - 1952 т, водоизмещение подводное - 2550 т, главные разме-рения - 91,3х7,5х5,1 м, глубина погружения рабочая - 250 м, предельная - 280 м, дизели - 3х2000 л.с., электродвигатели - 2х1350 л.с., 1х2700 л.с., скорость наибольшая надводная - 16,8 узла, подводная - 15,0 узла, дальность плавания экономическим ходом надводная - 30 000 миль, подводная - 400 миль, автономность - 90 суток, десять ТА 533 мм, боезапас - 22 торпеды, экипаж - 70 человек, в том числе 11 офицеров (рис.16).

ТТХ средней торпедной ДЭПЛ проекта 633, к которым относилась вступившая в строй 31 августа 1959 г. «С-350»: водоизмещение нормальное - 1330 т, главные размерения - 76,6х6,7х4,6 м, глубина погружения рабочая -240 м, предельная - 300 м, дизели - 2х2000 л.с., электродвигатели - 2х1350 л.с., скорость наибольшая надводная - 15,5 узла, подводная - 13,0 узла, дальность плавания экономическим ходом надводная - 9500 миль, подводная - 350 миль, автономность - 60 суток, восемь ТА 533 мм, боезапас -14 торпед, экипаж - 52 человека (рис.17).

В конце 1960-х годов произошла и первая катастрофа советской ДЭПЛ, вооруженной баллистическими ракетами. Постоянный автор журнала «Техника-молодежи» Сергей Александров следующим образом проинформировал, точнее, дезинформировал читателей популярного издания относительно обстоятельств этой трагедии: «В 1967-м на дно Тихого океана, похоронив полторы сотни моряков, лег дизельный ракетоносец проекта 629, протараненный американским атомоходом «Суор д -фиш»». При этом автор статьи допустил сразу три ошибки: неверно указал дату катастрофы, количество погибших подводников и номер проекта ПЛ, а также представил одну из версий причин гибели нашей субмарины как единственно достоверно установленную.

В действительности советская ДЭПЛ «К-129» проекта 629-А (а не 629), с тремя баллистическими ракетами и двумя ядерными торпедами на борту, затонула по неизвестной причине (по одной из многочисленных версий - возможно и в результате столкновения с другой субмариной - но это только одна из многочисленных версий). Ка тас трофа произошла в районе Гавайских островов вблизи острова Гуам 8 марта 1968 г. (а не в 1967 г.) со всем экипажем в составе 97, по другим данным - 98 (по некоторым источникам - 86) человек - ну уж, конечно же, отнюдь не 150, порожденных, точнее умерщвленных буйной фантазией господина Александрова.

Подлодки семейства проекта 629 имели следующие ТТХ: водоизмещение нормальное надводное - 2820 т, подводное - 3553 т, главные разме-рения - 98,9х8,2х5,5 м, глубина погружения рабочая - 250 м, предельная - 300 м, дизели - 3х2000 л.с., электродвигатели - 2х1350 л.с., 1х2700 л.с., скорость наибольшая надводная - 15,5 узла, подводная - 13,0 узла, дальность плавания - 2700 миль при скорости 9 узлов, автономность - 70 суток, ракетный комплекс Д-2, три ракеты Р-13, шесть ТА 533 мм, экипаж - 83 человека. Впоследствии на модернизированной субмарине проекта 629-А был установлен более совершенный ракетный комплекс Д-4 с баллистическими ракетами Р-21, стартующими из затопляемых для этой цели шахт с глубины 40-50 м при скорости хода ДЭПЛ до 4 узлов (рис.18).

Входившая в состав подводных сил ТОФ субмарина «К-129», которой командовал капитан 1-го ранга В.И. Кобзарь, 24 февраля 1968 г. вышла из района базирования со странным названием Могила (Камчатка) на боевое патрулирование в Тихий океан, из которого должна была возвратиться 5 мая 1968 г., но вовремя не вернулась и 8 марта не ответила на контрольную радиограмму штаба ТОФ. Немедленно в районе предполагаемого местонахождения «К-129» была организована и проведена крупная поисково-спасательная операция, в которой были задействованы десятки военных кораблей, суда морского и рыболовного флота, множество самолетов и вертолетов. В месте вероятной гибели ПЛ на поверхности моря было обнаружено пятно дизельного топлива. Появилось несколько предположений о причинах катастрофы ракетоносца. В частности, высказывались версии такого рода:
- вероятный взрыв боезапаса и/или аккумуляторных батарей;
- пробоина от столкновения с надводным кораблем и/или судном;
- неустранимая поломка материальной части, например выход из строя обоих дизелей;
- малоизученные явления природы, включая так называемые внутренние волны в океане, и т. д. и т. п.

По одной из гипотез, возможной причиной гибели субмарины стал внезапный провал ПЛ на запредельную глубину, которая в этом районе достигала 5-6 км, вследствие поступления воды внутрь субмарины через поплавковый клапан при движении под РДП. Взрывы от разрушения корпуса «К-129» давлением воды на запредельной глубине были зафиксированы донными акустическими системами слежения ВМС США, а уход ПЛ под воду в районе острова Гуам наблюдался американским спутником-шпионом, отметившим точное место гибели советской субмарины. Среди версий о причинах гибели «К-129» было и иное объяснение осведомленности американцев о координатах трагедии, связанное с предположением о том, что наша ПЛ стала жертвой столкновения с американской субмариной слежения за ПЛ «Суордфиш», которая через три дня после катастрофы прибыла на базу Йокосука в Японии с поврежденным ограждением боевой рубки. Однако, по данным ВМС США, ни одна из американских субмарин не находилась ближе 300 миль к месту гибели «К-129», а советская ПЛ погибла от серии внутренних взрывов. Весьма нелогичным и странным представляется также следующее. Если столкновение нашей и американской субмарин действительно имело место, то почему американцы не попытались скрыть, хотя бы от японцев, полученные их ПЛ повреждения, кстати, весьма незначительные, и не ушли в свои территориальные воды и/или в базу в пределах своей акватории? Кроме того, такого рода повреждения вполне могли быть ими получены во время шторма или при неудачной швартовке. Кстати, по некоторым данным, поврежденная «Суорд -фиш» пришла в Йокосуку 28 февраля 1968 г. - то есть за неделю до гибели нашей ПЛ. Таким образом, предположение о столкновении «К-129» с американской субмариной выглядит не более достоверным, чем все остальные гипотезы о причинах гибели советского ракетоносца. Добавлю, что в условиях «холодной войны» американцы вряд ли бы пошли на риск подъема в установленном ими месте гибели «К-129», якобы ими же и потопленной, в том случае, если бы они в действительности были бы истинными виновниками этой трагедии.

Однако уже в июне 1968 г., убедившись, что советские спасатели прекратили поиски погибшей ПЛ, «хитрые» американцы решили поднять «К-129» в ходе специальной совместной операции ЦРУ и ВМС США под названием «Клементина», чтобы ознакомиться с устройством, вооружением, шифровальной техникой, системами связи и управления нашего подводного ракетоносца, затонувшего на глубине 5100 м. Финансировал эти судоподъемные работы стоимостью более 500 миллионов долларов известный нам по фильму «Авиатор» миллиардер Говард Хьюз. В экспедиции по подъему «К-129» участвовали поисковое судно «Мизар» и специально сконструированное для этой цели судно «Гломар Эксплорер» водоизмещением 36 000 т с раздвижным дном, оснащенное специальной баржей-понтоном (погружающимся плотом), мощными кранами и дистанционно управляемыми грейферами-захватами. Работы начались в мае 1974 г., а в июле-августе того же года ПЛ уже подняли. Подъем «К-129» со дна океана продолжался 40 суток. По данным ряда источников, на глубине 2700 м ПЛ разломилась, и ее кормовая часть снова ушла на дно - теперь уже окончательно. По другим сообщениям, корпус «К-129» переломился уже у самой поверхности, и кормовая часть погрузилась обратно в морскую пучину. По иным сведениям, все три части разрушенного при катастрофе корпуса погибшей ПЛ были подняты на поверхность, но при этом, к огромному разочарованию американцев, выяснилось, что потерпевшая катастрофу субмарина является не АПЛ, а ДЭПЛ. Столь же противоречивы сведения о количестве поднятых со дна тел членов экипажа «К-129» - от восьми или шести до нескольких десятков подводников, погибших в носовой части ПЛ. По одним данным, погибшие (личности троих удалось установить) были затем погребены в океане, по сведениям из других источников, они были захоронены на сухопутной территории США. В 1992 г. тогдашний директор ЦРУ Роберт Гейтс во время встречи с российским президентом Ельциным передал тому ряд материалов, касающихся трагедии «К-129», и видеопленку, на которой была запечатлена церемония погребения советских моряков.

Таким образом, в период 1957-1968 гг. затонули пять и взорвались две ПЛ, а одна была выброшена на берег. В связи с тем что в случаях с «М-351», «С-104» и «С-21» жертв не было, нам представляется целесообразным считать, что в этот период произошло не восемь, а пять катастроф. В 1957-1968 гг. ВМФ получил 219 новых ПЛ, из которых шесть субмарин (2,7%) затонули. Так как в предыдущий период (1945-1956 гг.) новые ПЛ послевоенной постройки не гибли, то, очевидно, их потери следует соотнести не с построенными в тот период, когда начались катастрофы новых субмарин, а с общим числом субмарин послевоенной постройки - 289, и тогда коэффициент гибели новых ПЛ составит 2,1%. Общее число ПЛ, затонувших в 1945-1968 гг. будет равняться 12 - 2,6% от 462 ПЛ, среди которых 5 старых - 2,9% от 173 и 7 новых - 2,4% от 289 субмарин.

Продолжение следует


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования