Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Маленькие женские слабости, или как нырять на рэки

текст Оксана Истратова
Adv.EANx Instructor Trainer IANTD Trimix Instructor IANTD Technical Wreck Instructor IANTD Full Cave Diver NSS-CDS
фото автора

У каждого есть свои слабости. Кто-то готов тратить огромные деньги, чтобы на другом краю Земли посмотреть акул, кто-то летит за не меньшие деньги сфотографировать какого-нибудь экзотического голожаберного моллюска, кого-то влекут таинственные ходы пещер, а я люблю рэки. Не знаю, наверное, такая слабость скорее к лицу какому-нибудь бравому парню, а не хрупкой девушке, но факт остается фактом. Когда я вижу этот «металлолом», я забываю обо всем на свете, для меня перестает существовать все, что есть вокруг, время, температура воды, видимость, и остается только самое главное желание - увидеть как можно больше и пробыть на этом рэке как можно дольше. Впервые погрузившись на знаменитый «Тистельгорм» несколько лет назад, я поняла, что моя душа отныне принадлежит этому непростому виду дайвинга. С тех пор утекло много воды, было совершено не одно погружение на разнообразные рэки, были и ошибки, и непростые ситуации, и истории, рассказанные другими, и все это в итоге привело меня к тому, что рэк-дайвингом я занялась всерьез и надолго.

Так как же надо нырять на рэки, чтобы не было мучительно больно ни вам, ни вашим близким от того, что вы выбрали себе такой непростой, но безумно увлекательный мир затонувших кораблей? Прежде всего, надо учиться и для начала пересмотреть свое отношение не только к погружениям на затонувшие объекты, но и к дайвингу в целом.

Мы часто устраиваем сафари по затонувшим кораблям Красного моря. Это увлекательно, достаточно комфортно из-за температуры и видимости, и почти все объекты достижимы практически при любой погоде, чего нельзя сказать о погружениях на столь любимом мною Черном море. На Красноморье удобно и легко проводить курсы, так как большинство рэков лежат на доступных глубинах. Но ни приятная температура, ни прекрасная видимость не отменяют тех принципов при погружениях, которые приняты в большинстве обучающих организаций. Достаточно сложно, да и ни к чему учить рэк-дайвингу на страницах журнала, однако же ряд простых правил, которые позволят вам понять, можете вы нырять на рэки или нет, я все-таки перечислю.

Правило первое. Нырять на рэки с проникновением в рекреационном снаряжении нельзя.

Правило второе. Даже если вы умеете нырять в техническом снаряжении в открытой воде, это не означает, что вы можете осуществлять проникновения в рэки.

Правило третье. Если вы умеете нырять в пещеры и даже прошли все курсы до самого сложного, это также не означает, что вы можете нырять на рэки.

Правило четвертое. Команда. Я встречала достаточно опытных людей, которые говорили мне, что рэк-дайвинг - это соло-дайвинг. Так вот, я не согласна с подобным утверждением. Только команда может безопасно и продуктивно работать на рэке. У меня есть несколько партнеров по погружениям, с которыми я готова идти на любой по сложности объект, независимо от глубины и длительности проникновения. Когда есть надежный партнер, погружение - это удовольствие, плюс выполнение любых целей и задач становится более реальным и менее опасным.

Правило пятое. Небольшая глубина не уменьшает сложности погружения с проникновением, и даже лежащий на 15 метрах корабль не позволяет вам нарушить четыре вышеперечисленных правила.

Правило шестое. Если вы не готовы к какому-то погружению, не стесняйтесь сказать об этом до его начала, даже если вы имеете сертификаты инструкторского уровня всех на свете сертифицирующих агентств.

Так что же такого необычного дадут вам курсы по проникновению в затонувшие объекты?

Дальше вы отработаете различные ситуации, которые могут возникнуть сначала на поверхности, а потом в воде под руководством инструктора. Прежде всего, это работа с ходовой катушкой - ни одно погружение внутрь не должно проходить без нее. Вам следует научиться быстро и правильно прокладывать ходовой конец, не запутываясь в нем и не создавая потенциальных проблем в случае возникновения экстренных ситуаций. После того как вы опутаете ходовиком все окрестности и вдоволь находитесь по нему с закрытыми глазами, инструктор предложит вам повторить все то же самое в воде, с открытыми глазами и вслепую, имитируя потерю видимости до нулевой.

Во-первых, вам придется научиться (если вы этого еще не умеете, конечно) правильному положению тела в воде и нескольким типам гребка ластами. Муть - одна из серьезных проблем, которые будут сопровождать вас в рэках, особенно в тех, где до вас или не бывал никто, или бывали единицы. В ваших интересах минимизировать процесс ее образования, а для этого ваша плавучесть должна быть идеальной.

Световые сигналы - тоже немаловажная сторона проникновений внутрь рэков. Только понимая друг друга с полуслова, можно избежать, или уже решить, все проблемы, которые могут возникнуть. После этого вы узнаете, как же плавать с партнером, если у одного из вас закончился газ.

Проникновение в затонувшие объекты по праву считается одним из наиболее сложных видов дайвинга, наравне с погружениями в пещеры. Многие из затонувших кораблей лежат в удалении от рифов и берега, в открытом море, где возможны течения и волны.

Сначала все навыки отрабатываются на суше и только после полного их понимания переносятся в воду - сначала в открытую, а потом и в рэк.

Усвоили это - приступаете к следующему этапу: имитация потери и газа, и видимости. Поверьте, во время выхода вслепую из узкого пространства, когда по краям непонятно что, а вытянутая вперед рука постоянно во что-то упирается, начинаешь очень сильно ценить то, что находится у тебя в баллонах, потому что попасть в такую ситуацию в реальной жизни не захочет ни один здравомыслящий человек.

Это небольшой и очень краткий обзор того, что вам расскажут на курсе. В любом случае, заниматься самоучением, полагаясь на собственный богатый опыт, я не рекомендую, даже если вы мегаопытный технический дайвер. Никакой виртуальный потолок не даст вам представления о настоящем - когда выход на поверхность невозможен в принципе, а не только потому, что у вас есть декомпрессионные обязательства.

Рэк-дайвинг по праву считается одним из наиболее сложных видов дайвинга, наравне с погружениями в пещеры. Многие из затонувших кораблей лежат в удалении от рифов и берега, в открытом море, где возможны течения и волны. Недавно мы ныряли на такой объект; к сложности погружения добавлялась еще и глубина - затонувший паром лежит на глубинах от 65 до 90 метров. У каждого рэка есть история, которая или уже известна, или которую еще только предстоит написать. У нашего парома история проста, он не окутан тайнами - всем прекрасно известно, как и когда произошла с ним катастрофа.

Спарка, три стейджа и скутер не добавляли легкости. Но большое желание иногда добавляет нам физические возможности, а удовольствие мы начали получать на этом дайве еще на поверхности...

При постройке в 1970 году паром получил имя Trekroner, в 1971 году его переименовали в Dana Corona, в 1979 году он стал Dana Sirena, в 1983 - Al Qamar Al Saudi II и, наконец, в 1988 году обрел свое последнее имя - Al Qamar Al Saudi Al Misri. Длина парома - 124 метра, водоизмещение около 8000 тонн. Свой последний путь он начал в Иордании и шел в сторону Суэца. На борту было 527 пассажиров и 63 члена экипажа.

В ночь на 18 мая 1994 года в результате поломки и утечки горючего в машинном отделении начался пожар. Находящийся неподалеку военный корабль поспешил на помощь. Однако уже утром 19 мая паром ушел на дно в открытом море, недалеко от Хургады. Восемь человек погибло, тринадцать пропало без вести.

При планировании погружения было принято решение не вязать ходовик с нашего бота к рэку, а зайти в воду одновременно по команде, когда эхолот покажет, что мы на объекте. Скажу честно, не знаю, что и лучше - вязать «шамандуру» на 65 метрах или стоять в ожидании команды в полной боевой готовности в течение пятнадцати минут. Спарка, три стейджа и скутер не добавляли легкости. Но большое желание иногда добавляет нам большие физические возможности, а удовольствие мы начали получать на этом дайве еще на поверхности, когда, услышав долгожданное «Джамп!», наконец-то переместили себя в воду.. Все проверки были сделаны на боте еще до входа в воду, поэтому, собравшись быстренько вместе, мы стремительно умчались на наших скутерах в морские глубины. 50, 55, 60, 65: Ничего! Жестокое разочарование после таких мучений. Принимаем решение поискать объект, запасы газа и времени это позволяют. О, счастье! Через пять минут из синевы на нас выплывает громадина парома, серого от пожара, но с удивительно белым носом, который, по всей видимости, не пострадал. На этом погружении у нас не стояло целей проникновения внутрь, мы планировали пофотографировать и осмотреть неторопливо весь объект снаружи. Что благополучно и осуществили. Но времени, как всегда, мало, ведь первые пять минут мы искали рэк, и на сам дайв осталось не более 15 минут, пора уходить. Интересно, когда-нибудь мне будет достаточно того времени, что я могу провести на рэке, чтобы уйти с чувством выполненного долга, или это навсегда останется мечтой, заставляющей возвращаться вновь и вновь. Но мечты для того и есть, чтобы иногда сбываться. Или это уже не мечта, а цель, которую мы ставим себе, и идем к ней, пусть медленно, но тем счастливее миг ее достижения.


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования