Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


Миф, ложь и истина

Потери советского подводного флота в послевоенный период (03.09.1945 - 25.09.1991)
Время гибели подводных атомоходов
Продолжение
(Начало смотри DiveTek N5[25] 2007, DiveTek N6[26] 2007, DiveTek N1[27] 2008, DiveTek N2[28] 2008)

текст Владимир Резван
рисунки Андрея Аксёнова

Список погибших советских АПЛ открыла «К-8» проекта 627-А, затонувшая вследствие пожара 12 апреля 1970 г. на глубине 4680 м в Бискайском заливе (Атлантический океан) примерно в 300 милях северо-западнее испанского побережья. Погибла и часть экипажа АПЛ во главе со своим командиром капитаном 2-го ранга В.Б.Бессоновым. Эта АПЛ была заложена в цехе ССЗ № 402 в Молотовске (Северодвинске) 9 сентября 1957 г. и 2 марта 1958 г. зачислена в списки кораблей ВМФ СССР, 31 мая 1959 г. спущена на воду, 26 июня - 16 ноября этого же года прошла швартовые испытания, 31 декабря вступила в строй и 31 августа 1960 г. вошла в состав СФ. В свой последний боевой поход субмарина вышла 17 февраля 1970 г. По возвращении, на 51-е сутки автономного плавания в рамках учений «Океан», на глубине 40 м (по другим данным, на глубине 120 м) на скорости 10 узлов произошла катастрофа - в 22.30 8 апреля в третьем и восьмом (по другим данным - в третьем и седьмом или только в седьмом) отсеках начался пожар. Через шесть минут АПЛ, увеличив ход до 16 узлов, всплыла на поверхность. Пожар был настолько сильным, что уже через несколько минут сработала аварийная защита обоих реакторов. Из-за выхода из строя силовой электросети «К-8» осталась без хода, связи и освещения, а центральный пост и все примыкающие к нему отсеки оказались загазованы продуктами горения. В ночь на 9 апреля из-за повышения температуры и загазованности четвертого и шестого отсеков личный состав из них был переведен на мостик. В два ночи отдраили люк восьмого отсека, из которого вывели четырех человек и вынесли 15 человек, погибших от отравления ядовитыми газами. Во второй половине дня 9 апреля волнение увеличилось до четырех баллов, появились признаки нарастания дифферента на корму вследствие поступления воды в кормовые отсеки. Таким образом, ПЛА 8-10 апреля находилась в дрейфе, без хода и с небольшим запасом воздуха высокого давления. К 10 апреля индивидуальные средства защиты экипажа были израсходованы, заканчивался запас воздуха высокого давления (ВВД), в седьмой и восьмой отсеки стала проникать забортная вода - они начали ею заполняться. АПЛ осталась без технических средств борьбы за живучесть и без средств обеспечения плавучести, дрейфуя в штормовом океане по воле ветра и волн. Утром 10 апреля субмарину обнаружил болгарский теплоход «Авиор», с помощью его средств радиосвязи наши подводники сообщили об аварии в Москву. К этому времени погода резко ухудшилась, стало ясно, что седьмой отсек затапливается водой, запасы ВВД закончились, дифферент продолжет нарастать. В условиях сильного шторма болгарское судно сняло с ПЛ 46 человек. Ночью к месту аварии подошли советские суда: т/х «Касимов», «Комсомолец Литвы» и НИС «Харитон Лаптев», но их попытки взять подводную лодку на буксир не увенчались успехом. На подошедшие корабли были переданы еще 27 моряков из экипажа «К-8». Оставшийся личный состав разместили в первом и втором отсеках и на мостике. К 15 часам 11 апреля волнение достигло шести баллов. Личный состав из первого и второго отсеков во главе с командиром ПЛ капитаном 2-го ранга В. Бессоновым вывели на мостик и в ограждение рубки. В 21 час уже заливало ограждение рубки. К концу третьих суток положение еще более осложнилось - носовые отсеки постепенно загазовывались, в кормовые поступала вода, затапливались безкингстонные цистерны главного балласта.

К вечеру этого же дня, когда уже все отсеки АПЛ оказались загазованными, а личный состав «К-8» был частично эвакуирован (73 человека), на борту подводного атомохода оставалось еще 22 человека, в том числе и Бессонов, - они боролись за жизнь своего корабля. Из-за сильного волнения и снежных зарядов так и не удалось завести на АПЛ швартовый конец троса для буксировки субмарины. Эту операцию решили перенести на утро следующего дня, но в 6.13 12 апреля с «К-8» в воздух взлетела красная ракета, которую заметил вахтенный помощник с т/х «Касимов», и в 6.20 АПЛ исчезла с экранов радиолокаторов судов, ведущих за ней наблюдение, а через короткий промежуток времени суда сопровождения зафиксировали два мощных гидравлических удара вследствие разрушения прочного корпуса на запредельной глубине погружения. В условиях восьмибалльного шторма спасти оставшихся на плаву моряков не удалось.

Причиной гибели АПЛ явилась потеря продольной остойчивости в результате последовательного поступления забортной воды в несколько (не менее трех) отсеков прочного корпуса.

Определенную роль в невозможности длительного удержания "К-8" в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта - через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, цистерны заполнялись водой и АПЛ теряла запас плавучести. В этой катастрофе всего погибло 52 человека - 14 в горящих отсеках, 16 задохнулись, 22 ушли на дно вместе со своим атомоходом. Таким образом, в результате возгорания из-за замыкания электропроводки, последующей потери запаса плавучести и продольной остойчивости АПЛ, всплыв на поверхность после пожара на глубине, не смогла удержаться на плаву и затонула. В ходе катастрофы личный состав «К-8» действовал героически, вплоть до самопожертвования.

Так, например, корабельный врач П. Соловей, передав свой индивидуальный дыхательный аппарат (ИДА) матросу, которому он перед этим сделал операцию по удалению аппендицита, помог тому спастись, а сам погиб от удушья в восьмом отсеке. Несмотря на приказ, отказался покинуть АПЛ и погиб вместе с «К-8» старпом капитан 2-го ранга В. А. Ткачев.

Командиру «К-8» В. Б. Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибших членов экипажа закрытым Указом Президиума Совета Министров СССР наградили орденом Красного Знамени, оставшихся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу, назвали улицу в пос. Гремиха, где базировался атомоход; там же погибшим морякам поставили памятник. «К-8» была исключена из состава ВМФ 13 февраля 1971 г. и 1 апреля 1971 г. расформирована. До 1991 г. гибель этого атомохода хранилась в тайне.


ТТХ АПЛ проекта 627-А:

водоизмещение нормальное надводное - 3118 т, главные размерения - 107,3х7,9х5,7 м, глубина погружения рабочая - 240 м, предельная - 300 м, атомные реакторы - 2х175 000 л.с., скорость подводного хода - 28 узлов, автономность - 50 суток, восемь ТА 533 мм, 20 торпед, экипаж - 104 человека.

В 23.27 24 июня 1983 г. местного (камчатского) времени в тихоокеанской бухте Саранная в Беринговом море (по другим данным, в бухте Крашенинникова) затонула АПЛ проекта 670 «К-429» с шестью (по другим данным, с восемью) ракетами с ядерными боеприпасами на борту. Атомоходы 670-го проекта представляли собой субмарины второго поколения водоизмещением 3500 т, вооруженные восемью крылатыми ракетами комплекса «Аметист», компактно размещенными в носовой части ПЛ под углом к горизонту, и четырьмя (по другим данным, шестью) ТА 533 мм и двумя ТА 406 мм. Характерной особенностью АПЛ проекта 670 являлось то, что эти субмарины были однокорпусными и первыми отечественными однореакторными и одновальными атомоходами с пониженной шумностью. АПЛ проекта 670 были первыми в мире атомоходами с крылатыми ракетами подводного старта. Эти подлодки оценивались специалистами как весьма удачные и хорошо сбалансированные по своим элементам подводные крейсеры, несущие явную и непосредственную угрозу авианосным соединениям наиболее вероятного противника.

Атомная субмарина «К-429» была заложена 26 января 1971 г. на стапеле ССЗ «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), 22 апреля 1972 г. спущена на воду, в мае того же года по внутренним водным системам переведена в Северодвинск, вступила в строй 15 сентября и 31 октября включена в состав СФ. В июле 1977 г. совершила подледный трансарктический переход из Мотовского залива Баренцева моря (Северный Ледовитый океан) в бухту Крашенинникова (г. Вилючинск) в Беринговом море (Тихий океан). Непосредственно перед своей гибелью «К-429» вышла в море для проведения торпедных стрельб, причем основной экипаж АПЛ отсутствовал - выполнение этой учебно-боевой задачи возложили на сменный экипаж, личный состав которого не успел освоить субмарину. Отправка в море экипажа, плохо знавшего этот атомоход, была связана с тем, что требовалось срочно устранить задолженность по плану боевой подготовки - провести учебную торпедную атаку по мнимой ПЛ противника. Так как до этого «К-429» проходила плановый ремонт, то ее штатный экипаж почти в полном составе находился в отпуске. В этой связи командир дивизии ПЛ Н.Н.Алкаев приказал командиру сменного экипажа капитану 1-го ранга Н.М.Суворову, несмотря на то что и этот экипаж был разукомплектован на 50%, выйти в море на одни сутки для выполнения боевого упражнения - надо было «закрыть» план боевой подготовки дивизии. В случае отказа от выполнения этого приказа Суворову были обещаны исключение из КПСС и передача его дела в трибунал. Подготовка к выходу в море велась в страшной спешке и со множеством нарушений, упущений и недоделок - дело в том, что другие корабли были уже на позиции и «К-429» их задерживала. Однако перед любым походом каждая ПЛ должна обязательно пройти дифферентовку - уравнивание удельного веса субмарины с удельным весом морской воды. Когда «К-429» погружалась с этой целью на полигоне, она внезапно камнем пошла на дно. Как впоследствии выяснилось, АПЛ имела отрицательную плавучесть в 60 т, о наличии которой не было известно членам сменного экипажа. В результате субмарина легла на грунт на глубине 35 м (по другим данным - 40 или 41 м) с затопленным четвертым отсеком - вода туда попала через негерметичные захлопки вдувной и вытяжной вентиляции. Об этой неисправности никто из командного состава сменного экипажа тоже ничего не знал, а личному составу сменного экипажа в четвертом отсеке матросы основного экипажа порекомендовали для предотвращения течи при погружении приоткрывать и быстро закрывать захлопки, потому эти захлопки при подготовке к походу не были поставлены на стопора и замки. В итоге весь личный состав четвертого отсека (14 подводников) погиб. Пытаясь продуть главный балласт для экстренного аварийного всплытия, растерявшийся оператор пульта дистанционного управления, вместо того чтобы открыть кингстоны, закрыл их, а клапаны вентиляции, наоборот, оставил открытыми - их удалось закрыть лишь к 00.00 25 июня 1983 г. Аварийные спасательные буи (АСБ) и всплывающую спасательную камеру (ВСК) не получилось использовать - они оказались неисправными, к тому же буи были приварены к корпусу «К-429» во избежание потери. Да и сами эти устройства были рассчитаны лишь на применение в идеальных условиях. Тем временем в отсеках затонувшей субмарины, где находилось 106 живых моряков и 14 тел погибших, стало подниматься давление, а температура достигла 50°С. В 04.30 взорвалась аккумуляторная батарея. Поскольку ВСК не работала, через торпедные аппараты первого отсека на поверхность отправили двух опытных подводников в ИДА и легководолазных костюмах - мичманов Мерзликина и Лесника, которых через четыре часа подобрал патрульный корабль. Лишь через 12 часов после катастрофы начались спасательные работы - фактически они свелись к обеспечению самостоятельного выхода подводников через ТА и кормовую шахту аварийного выхода. Эвакуация экипажа заняла 44 часа, начиная с 23.00 25 июня, причем часть недостающих ИДА подавалась сверху водолазами-спасателями. Из 106 человек, оставшихся в живых после затопления ПЛ, погибло лишь двое: матрос Синяков - от сердечной недостаточности и мичман Закирев, запутавшийся в буйрепе в трех метрах от поверхности, - от переохлаждения. Последним затонувшую субмарину покинул Н. М. Суворов, которого на спасательном судне встретил командующий ВМФ СССР С. Г. Горшков, выразивший восхищение его действиями по спасению экипажа. Тем не менее, военный трибунал Тихоокеанского флота (которым перед выходом в роковой поход пугали командира «К-429») 2 ноября 1984 г. приговорил Н. М. Суворова за нарушение правил кораблевождения к 10 годам лишения свободы.

Затонувшую АПЛ подняли на поверхность 6 августа 1983 г. и отбуксировали на судоремонтный завод СРЗ-49 в бухту Сельдевая (г. Вилючинск) на аварийно-восстановительный ремонт. В ходе проведения ремонта 13 сентября 1985 г. субмарина вновь затонула у стенки завода из-за неисправности донно-забортной аппаратуры и разгерметизации прочного корпуса. После повторного подъема 12 октября 1986 г. «К-429» переформировали в УТС-130, поставили на прикол в бухте Крашенинникова и в дальнейшем использовали только в учебных целях.

Продолжение следует

ТТХ АПЛ проекта 670:

водоизмещение нормальное надводное - 3574 т, водоизмещение подводное - 4980 т; длина - 94,3 м, ширина - 9,9 м (по стабилизаторам - 16,4 м); осадка - 7,5 м; мощность - 2х9400 л.с.; скорость полного хода надводная - 12 узлов, подводная - 26 узлов; дальность плавания - неограниченная; глубина погружения - до 350 м; автономность - 60 суток; восемь пусковых установок (ПУ) противокорабельных крылатых ракет (ПККР) «Аметист» (8 КР), 4533 мм (12 торпед) и 2406 мм (4 торпеды) носовых ТА; экипаж - 100 человек, в том числе 47 офицеров. На схеме подводной лодки цифрами обозначены: 1 - антенны гидроакустической станции «Керчь»; 2 - торпедные аппараты; 3 - запасные торпеды; 4 - аккумуляторные батареи; 5 - торпедный отсек; 6 - жилой отсек; 7 - центральный пост; 8 - отсек вспомогательных механизмов и электрооборудования; 9 - реакторный отсек; 10 - турбинный отсек; 11 - кормовой отсек; 12 - ракетный контейнер


Rambler's Top100

Дайвинг - рейтинг DIVEtop
Поддержать сайт в
рейтинге DIVEtop.ru
Яндекс цитирования

Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования