Журнал DiveTEK - для увлеченных дайверов. Технологии полгружений. Поиск. История. Экспедиции.

Анонс нового номера


Ok Club Thailand


 
СНАРЯЖЕНИЕ

МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ
АФРИКА
ЕВРОПА
АЗИЯ
АМЕРИКА И КАРИБЫ


ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАПИСКИ ПЕЩЕРНОГО ДИЛЕТАНТА

Александр САВЧЕНКО
Борис РОМАНОВ Фото

Дайвинг - вещь заразная. Лежа на белом, хорошо прогретом песочке в компании своей лучшей (без малейшей иронии или сомнения) половины, блаженно созерцая резвящихся в прибрежном «супе» собственных чад, нет-нет да и задумаешься об «абсолютном покое» или, на худой конец, абсолютной тишине, которая таится от остального мира в толще вод морских. Правда, есть еще наивные идеалисты, вообразившие, что «там можно увидеть красивых рыб», но таких меньшинство. Собственно, «там» можно увидеть все:

Мотивация правит миром. Не деньги, не власть, не женщины сами по себе, а желание все это заполучить вытряхивает людей из уютных домашних тапочек, заставляет отрывать дряхлеющие зады и отнюдь не атлетические спины от диванов, кушеток и соф. Следовательно, если желание изменить жизнь (читай - отдых) посетило вашу голову - первый шаг сделан: вы уже на пути в светлое и безмятежное будущее. Постарайтесь не останавливаться на достигнутом - это самая распространенная ошибка, а переходите ко второму этапу - изыщите способ. Ибо: кто хочет - ищет способ (или средства, это как угодно), а кто не хочет - оправдания. Браво, читатель, браво! Поздравляю! Со вторым шагом у вас также все получилось! Иначе и быть не может, ведь, если не ошибаюсь, в руках вы держите не какой-нибудь Men's Health, а самый что ни на есть DiveTek - журнал для тех, кто твердо знает, чего хочет.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Принимая во внимание искушенность читательской аудитории журнала DiveTek, автор вынужден просить прощения за не вполне «технический» язык статьи. Что греха таить, дайвер я не великий, а журналист и того меньше. Просто хочется поделиться впечатлением:

В отличие от любителей поваляться на пляже, не склонных особенно часто менять привычные места своих «лежбищ», дайвер постоянно ищет новые. Смена дайв-сайтов, а нередко широт и часовых поясов необходима большинству увлеченных ныряльщиков, дабы стимулировать интерес к погружениям. Поэтому я с удовольствием принял предложение моего старинного приятеля и гораздо более продвинутого дайвера Дмитрия Виноградова понырять в Доминиканской Республике, поступившее весной этого года. Надо отметить - предложение оказалось тем самым зерном, которое упало на подготовленную почву. Будучи убежденным (хотя, конечно, и не воинствующим) технарем, до недавнего времени я предпочитал погружения на рэки прогулкам вдоль стен и рифов. Пещеры почему-то казались мне мало интересными и в то же время требующими серьезной длительной подготовки как практической, так и теоретической. Начинающего ныряльщика рассказы бывалых «пещерников», опытных и квалифицированных, могут серьезно испугать. Наверное, так было и в моем случае, но интерес постепенно формировался, вызревал. Так вызревает дорогой пикантный сыр. Разрежешь его раньше времени - испортишь и продукт, и представление о нем, разрежешь позже - продукт уже будет испорчен. Здесь же все произошло вовремя. Премьера состоялась.

Моим первым кейв-дайвом стала небольшая пресноводная пещера, расположенная примерно в получасе езды на запад от местечка Пунта-Кана. Я даже не помню точно ее названия. В центре маленькой деревушки, прямо у базарной площади - глубокий провал. Одеваемся наверху. Спускаться вниз по камням придется около ста пятидесяти метров. Движение по уложенным так, что назвать это лестницей будет трудно, камням на самом деле довольно опасное и тяжелое занятие. К середине пути внутреннее недоумение по поводу пребывания здесь достигает апогея, но спасительная влага уже близка. Главное - не поскользнуться! Провал оканчивается живописным гротом, и, о чудо! - вода хрустально чистая и на всю глубину великолепно просматривается. Любоваться нет ни времени, ни сил. Народ нервничает. Жарко. Скорее в воду! Всплеск: Господи, как хорошо! На поверхности группа проверяет снаряжение, фонари: Начали. Спускаюсь метра на три. Фонарь включаю не сразу. Осматриваюсь. Довольно непривычно, но интересно. Явного дискомфорта нет, может быть, оттого, что тело остывает с наслаждением, отдыхая от спуска по дьявольской каменной этажерке. Температура воды по компьютеру 27 °C, видимость великолепная. Обращаю внимание на стены и свод (а это уже именно свод, мы движемся в глубь пещеры) - местами коричневые, даже черные. Неужели сажа? Да, это копоть и сажа. Когда-то, до того момента, как пришла вода, здесь пылал огонь, жили люди, очень возможно, предки тех, кто сегодня прямо у нас над головой торгует кока-колой, пивом и чипсами: Мысль эта заставляет улыбнуться (если, конечно, возможно улыбаться с загубником во рту:).

Вода появилась здесь около 25 тысяч лет назад, когда стал подниматься уровень Мирового океана - на земле заканчивался ледниковый период. Пещера, возраст которой можно оценить как 100-150 тыс. лет, образовалась вследствие разлома в толще нижней, ископаемой части кораллового рифа. Периоды потепления и похолодания, длительность которых исчисляется сотнями тысяч лет, всякий раз приводили к изменениям уровня Мирового океана. Океаническая вода пропитывает пористую как губка подпочвенную часть острова. Пока «губка» находится в воде, она сбалансирована, ее плотность как бы «взвешена». Как только вода уходит - нагрузки на пористую конструкцию начинают превышать пределы ее прочности. Образуются провалы - пустоты. В следующий «сухой» цикл грунтовые воды (климат тропический - недостатка в дождях нет), вымывая частички известняка и стекая со сводов пещеры, тысячелетиями выстраивают причудливые колоннады из сталактитов, сталагмитов и сталактатов. Затем климат вновь теплеет, и анфилады «залов» постепенно заполняются водой. Мать-природа оставляет свою «стройку» с разной степенью завершенности до лучших времен.

Между тем пора заканчивать мой первый кейв-дайв. Разность в уровне подготовки группы сказывается. Менее опытные «выдышали» свой воздух быстрее, но правила одни для всех - группа выходит целиком. Немного жаль. Глубины - небольшие, вода - теплая, видимость - хорошая. А приходится заканчивать. Ну да ничего - мы свое возьмем: На острове около полутора тысяч известных пещер. Большинство не обследовано ввиду недоступности, а точнее, отсутствия хотя бы примитивных подъездных путей. Но даже наиболее изученные - такие, как Gueva Taina (второе название Sirena), - изучены не полностью.

Перед тем как приступить к рассказу о серии погружений в Gueva Taina, считаю необходимым черкнуть несколько строк о людях, которым я обязан столь сильными впечатлениями. Это уже упомянутый Дмитрий Виноградов, интересный подводный фотограф, журналист, владелец популярного журнала о дайвинге «Подводный клуб», человек увлеченный и, как может показаться сперва, авантюрный, на самом деле он способен трезво, без истерики оценить ситуацию и принять единственно верное решение - качество не последнее для дайвера. Дмитрий генерировал идею погружения, но с присущим ему прагматичным спокойствием постоянно придерживал меня «за ласту» - как бы чего не вышло. За это ему огромное человеческое «мерси». Особо хочется поклониться Вальтеру Фришбуттеру (собственно принимающая сторона): вся моя доминиканская «нырялка» - несомненно, одно из ярчайших впечатлений последнего времени - была четко организована, спланирована и реализована без каких-либо серьезных осложнений именно этим замечательным человеком. Вальтер - владелец сети дайв-центров Pelicano Sport, немец по рождению, воспитанию и отношению к делу, но, представьте (!), с русской душой. Звучит, я понимаю, парадоксально, но поверьте - это именно так. Для него дайвинг не просто бизнес, но еще и серьезное увлечение. Вальтер родился в Советском Союзе, в тогда еще советской Латвии, и в середине семидесятых годов прошлого века выехал с родителями в Германию. Увидев в нас людей близких по духу, а может быть, просто соскучившись по российской безалаберности и разгильдяйству, Вальтер создал нам практически идеальные условия и, несомненно, стал соучастником тех задумок, которые подчас возникали спонтанно. Мы имели возможность достаточно беспардонно использовать потенциал его дайв-центров для реализации наших планов, иногда откровенно авантюрных.

Но не буду забегать вперед.

Пещера Gueva Taina расположена в 18-20 километрах к востоку от курортного местечка Бока-Чика на территории частных владений. Хозяин небольшого (около 0,6 га) участка земли, где находится вход в пещеру, берет с туристов плату за посещение - около 20 долларов с человека. В эту сумму также включена стоимость ланча - сосиски, кола, салат. Брифинг на месте недолгий, сказывается отсутствие языкового барьера - Вальтер хорошо говорит по-русски. Состав группы достаточно сильный - у всех техническая квалификация.

Общая протяженность тоннелей Gueva Taina приблизительно полтора километра, глубины до 40 метров, присутствуют воздушные карманы - залы.

Планируем сделать два погружения с перерывом в один час. Первое - познавательно-ознакомительное, второе - длительное на максимально дальнее проникновение.

Пещера имеет два входа - «бассейна». Мы осуществляем наше погружение через центральный. Налево от входа простирается стволовой тоннель протяженностью около 100 метров, разделенный в конце на две коротких ветки - в одной из них второй вход-выход из пещеры. Мы пойдем в правый ствол - наиболее интересный, имеющий ответвления и уходящий вглубь острова на 450-500 метров. По настоянию Вальтера помимо 20-литрового баллона за спиной беру с собой стейдж «шестерку» - мало ли что, а также каску с подсветкой и дополнительный второй фонарь. К воде ведет винтовая лестница, за которой, судя по всему, ухаживают, поддерживая в исправном состоянии. Проверили друг друга, попрыгали в воду. Спускаемся на метр-полтора, еще раз все проверяем и окончательно подгоняем снаряжение, к тому времени уже набравшее достаточное количество воды. Далее спуск 5-7 метров и вперед. Первый зал просторен, в ширину до 8-10 метров. Видимость хорошая, может быть, метров 40 или даже 50 - трудно оценить, отсутствует опыт «пещерника». Из расширенного в тыловой части зала два выхода, мы движемся в правый - там воздушный карман, который сформировался давно. Вальтер обещал интересное зрелище и не обманул. Всплываем в небольшом плафоне (диаметр метра три-четыре). Воздух спертый и вряд ли пригоден для дыхания, поэтому дышим из баллонов.

Вид на самом деле потрясающий. В свете электрических фонарей свод рассыпается миллионами искр. Трудно сказать, как могли образоваться кристаллические колонии таких причудливых форм. В условиях стопроцентной влажности и постоянной минеральной подпитки «растут» эти удивительные каменные цветы.

Время идет - утекает сквозь пальцы, а с ним и воздух из наших баллонов. Возвращаемся назад в первый зал, откуда берет начало самый протяженный рукав пещеры, посещаемый туристами редко, и где нас ждет немало интересного. Проверяем воздух - по 130-140 бар у каждого, а казалось, времени прошло много. Небольшая глубина и контроль над движениями делают свою полезную работу - растягивая нам удовольствие. Второй зал значительно больше первого. Зависаю в толще воды. Оглядываю пространство оторопело. Пытаюсь справиться с учащенным сердцебиением. Надо взять себя в руки и успокоиться, освободиться от щенячьего восторга - это уже опасно.

Представьте себя под куполом цирка, в море отраженного света смотрящим вниз, где течет река, подсвеченная неестественно голубым. Ничто не сковывает движений. Перемещение кажется следствием исключительно желания, а не какой-то физической работы. Простор и почти абсолютная прозрачность.

Но откуда взялась река и почему она светится голубым? Все оказывается легко объяснимо, никакой мистики.

Просто так ведет себя «привидение», имеющее вполне научное название - галоклин, прослойка, где происходит перемешивание пресной и соленой воды, тонкий слой, где законы линейной оптики неприменимы и свет распространяется в струйке воды с определенной плотностью гораздо проще, чем за ее пределы. Некая примитивная, но при этом совершенно реальная модель искривленного пространства. Спешу на встречу со сказкой и потихоньку стравливаю воздух через клапан инфлятора.

Пространство вокруг теряет привычные очертания. Уже нет ни свода пещеры, ни стен. Нет ни верха, ни низа. Даже собственные руки невозможно разглядеть из-за полного отсутствия резкости. Поверьте, для человека со стопроцентным зрением ситуация крайне дискомфортная. Однако к ней я как раз готов, поскольку был предварительно предупрежден. Пытаюсь воспринимать происходящее как должное и жду обещанной «настройки» резкости. Но она что-то не спешит появляться. Ощущение движения вниз осталось. Что же произошло? Неужели слой перемешивания соленой и пресной воды оказался несколько толще, чем предполагалось? Подношу экран компьютера к самой маске. Показания глубиномера застыли на цифре 13. Я завис в толще. Машинально стравливаю воздух. Понимание происходящего возвращается вместе с долгожданной резкостью. Переходя из менее плотной среды в более плотную привычным деликатным методом, то есть без резких движений, я как бы всплыл на «поверхности» соленой части. Отсутствие возможности визуально контролировать процесс усилило мое заблуждение, сохранив ощущение скольжения вниз. Буду иметь в виду. На компьютере изменяю плотность и иду дальше.

Продолжение в следующем номере

Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF 

Оцените статью:

  1. 1/10
  2. 2/10
  3. 3/10
  4. 4/10
  5. 5/10
  6. 6/10
  7. 7/10
  8. 8/10
  9. 9/10
  10. ; close (RATING); (@rline)=split(/\n/,$file); $crating=0; $votes=0; undef $nzero; # print $url; foreach $rline (@rline) { # print "."; if ( index ($rline,$url) ne -1 ) { # print ";"; ($junk,$crating,$votes)=split(/;/,$rline); $cwidth=$crating*25; # print $cwidth; $nzero=1; } } if ($nzero ne "") { print "style=\" width: $cwidth\px;\""; } 1; >10/10

Назад

Перейти к содержанию номера


Обмен сылками


Get Adobe Reader
DiveTek © 2003-2008. При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.dive-tek.ru обязательна.
Главная Главная Карта сайта e-mail Skype us Домашняя страница О журнале Анонс Рубрики Архив журнала Контакты Реклама English Условия использования